Линия кино Людмилы Ольшановой

Людмила ОльшанскаяКогда говорят «человек кино», сразу возникают устойчивые ассоциации: свет софитов, кинокамеры, афиши, премьерные показы. Но это ошибочно, поверхностно. Людмила Елисеевна Ольшанова — тоже человек кино. Кино стало линией всей ее жизни. Она прошла этот путь шаг за шагом, ступенька за ступенькой.

Неудача при поступлении в Хабаровский горный техникум по сути оказалась для нее счастливой. Как будто судьба сама отвела от неверного шага, и Людмила Ольшанова оказалась в школе киномехаников. Располагалась она тогда в подвале кинотеатра «Совкино». В двух небольших аудиториях студенты изучали кинотехнику, двигатели, усилительные устройства. Освоив науку и получив специальность, Людмила Елисеевна отправилась по распределению в деревню Заречье Облученского района. Здесь помимо основной работы за девушкой закрепили завалюху-клуб, сделав ее заведующей местного очага культуры. «Не знаю, каким уж я была завклубом, — говорит Людмила Елисеевна, — но киномехаником — вроде бы неплохим».

Представьте себе: 1961 год, деревня. Кино в то время было на самом деле единственным окном в мир. Людмила Елисеевна вспоминает, что любой киносеанс превращался в праздник для местного люда. Особенно детские фильмы. Но колхозная жизнь не предполагала больших зарплат, деньги сельчане получали скромные и довольно редко, визит в кино они не всегда могли оплатить. Но как не пустить тех же ребятишек на сеанс? И Людмила Елисеевна пускала. Взрослые же потом отдавали все до копейки.

Сегодня эти факты из жизни кажутся почти нереальными. Деревни по-прежнему не процветают, скорее наоборот, а вот «окно в мир» захлопнулось. В шестидесятые годы, такие уже далекие для нас, в Хабаровском крае действовало более тысячи киноустановок. Практически каждое село, каждая деревенька имели свое кино. Сейчас в крае, таком обширном и развитом, всего несколько десятков киноустановок. Кажется, что время отбросило нас назад. Неважно, что во многих домах появились телевизоры. Они не в силах заменить особую атмосферу зрительного зала и большого экрана.

Но вернемся к линии кино. Для Людмилы Ольшановой она продолжилась в Хабаровске. Устроившись в краевую контору проката фильмов (к слову, по знакомству), она попала на должность... рабочей по складу. Ни больше ни меньше! Потом стала фильмопроверщицей, составителем кинопрограмм. Последняя должность Людмилы Елисеевны в кинопрокате — редактор научно-популярных фильмов. Позднее, перейдя в кинотеатр «Гигант», Ольшанова продолжила эту работу. И, надо сказать, зал хроники, который в то время соответствовал своему названию, практически всегда был переполнен. Кроме того, сложилась практика удлиненных сеансов, когда перед началом фильма зрителю показывали хронику, хроникально-документальные и научно-популярные фильмы.

Вообще это непростая тема. Прежде отношения кинотеатров и управления кинофикации были совершенно иными. Шел постоянный поиск интересных форм работы со зрителем. И это становилось главным критерием в оценке руководителя кинопредприятия. Наверняка многие хабаровчане помнят молодежный клуб «Твой современник», киноклуб «Алый парус». К слову, те наработки, которые делала Людмила Ольшанова будучи уже заместителем директора «Гиганта» (десять лет она отдала «Гиганту» и в это же время заочно закончила ВГИК), постепенно распространялись не только в городе по другим кинотеатрам, но и в крае. В наши дни ситуация иная. О хронике перед началом сеанса мы уже забыли. В лучшем случае для нас прокручивают рекламный ролик очередного боевика или блок-бастера. В последнее время, правда, в кинотеатре «Совкино» киновидеообъединение устраивало ретро-сеансы Дальневосточной студии кинохроники, но в потоке зарубежного «месива» это почти не заметно.

— Сейчас практически все заполонено американскими фильмами, и мне как человеку, который всю жизнь проработал в кино, это неприятно, — размышляет Людмила Елисеевна. — Больно еще и потому, что наше отечественное кино идет на поводу у западного. Мы душу губим, а это ведь дело очень тонкое. Попробуй-ка потом тоненькую ниточку зла, которая в душе заложена, найти и выдернуть. Я, например, не знаю, как исправить положение. Потому что не вижу ни одного достойного отечественного кино на наших экранах, хотя оно есть...

Понятно, что руководство кинотеатра «Гигант» поставлено в жесткие рамки, когда речь идет об элементарном выживании. Да и вся наша жизнь напоминает порой дешевый американский фильм, где много спецэффектов и совсем нет смысла. Но лично я убеждена: это не навсегда. Все изменится к лучшему, хотя, возможно, придется начинать с нуля. Как начинала в свое время Людмила Ольшанова, когда взялась за организацию пропаганды кино на Дальнем Востоке, осуществлявшуюся в рамках программ Союза кинематографистов и Всесоюзного бюро пропаганды советского киноискусства. Она ушла с престижной должности и окунулась в такие проблемы, о которых прежде и не подозревала.

Трудно даже представить, что красивый особнячок Далькиноцентра вырос из унылых руин. Ольшанова не могла объяснить удивленным коллегам, почему именно его она выбрала для будущего здания Далькиноцентра. Пришлось отстаивать свое решение, потом прикладывать немало усилий, чтобы строительство все же началось. Наверное, только Людмила Елисеевна знает, чего ей это стоило. Но в итоге Далькиноцентр занял достойное место в культурной жизни Хабаровска. Здесь проходили премьерные показы документальных фильмов наших кинематографистов, один за другим возникали клубы для самых разных людей — от молодежи до ветеранов искусства и культуры. А что касается хорошего игрового кино, в репертуаре Далькиноцентра оно было и есть всегда. Именно здесь задолго до ретроспективы в «Совкино» прошли фильмы дальневосточных режиссеров и операторов.

Сегодня решением администрации Хабаровского края Далькиноцентру присвоен новый статус — Дом творческой интеллигенции. Хотя, по моему мнению, произошла лишь смена вывесок, потому что Далькиноцентр всегда служил интеллигенции, давая людям то, чего они не могли найти в других учреждениях культуры.

Конечно, за всем этим стоит не только один человек. Но роль Людмилы Елисеевны Ольшановой, директора Дома творческой интеллигенции, на самом деле значительна. Хотя сама она не склонна так думать, да и ее линия в кино всегда была незаметной для зрителя. Но, как говорит Людмила Елисеевна, работа и должна быть незаметна. Это нормально.

Елена ГЛЕБОВА