Мода для Деда Мороза

Марина Касьянова – конструктор-модельерВ рамках программы «Возрождение и развитие народного искусства и художественных промыслов и ремесел, поддержка мастеров народного творчества» при Краевом научно-образовательном творческом объединении культуры был создан центр декоративно-прикладного искусства, который со временем трансформировался в отдел традиционной культуры.

В задачу отдела входит создание и пошив национальных костюмов, осуществляют которую художник, лауреат губернаторской премии в области изобразительного искусства Олег Плетнев, методист и координатор Марина Касьянова и группа искусных мастериц: Татьяна Холодова, Нина Полевода, Марина Балахнина, Марина Зыбина, Марина Лебедева, Светлана Таштамирова, Светлана Монастыршина, Елена Тувышкина, Татьяна Лешукова.

Сегодня, когда традиция изготовления народного костюма уходит из повседневного быта, большое значение приобретает народный сценический костюм, который как эталон принадлежности к национальной культуре должен выражать идеальное представление о народе и о той конкретной местности, где он проживает.

Светлана Таштамирова – мастер декоративно-прикладного искусства в костюме ЗимыСоздание костюма — результат совместных усилий мастериц и художников отдела традиционной культуры в поиске нестандартного подхода к выполнению требуемого заказа. Ибо сценический костюм, обращенный к массовому зрителю, несет большую смысловую нагрузку, выступая в качестве связующего звена между традиционной и современной культурой.

По словам Марины Касьяновой (она же закройщик, модельер, конструктор), при создании костюма надо стремиться к тому, чтобы костюм и произведение, исполняемое на сцене, будь то песня, танец, музыка или игра, представляли единую образно-стилистическую структуру. А для этого мастерам необходимо прежде всего проникнуть в суть замысла режиссера или хореографа, сочиняющего концертный номер. При этом нельзя не учитывать особенности применения костюма на сцене. Например, для музыкантов-инструменталистов хороши такие костюмы, которые не сковывают движений, а места средоточия декора не заслоняются инструментами. Для исполнителей народных танцев широко применяется многослойность, которая передается способом вшивания отдельных деталей одежды друг в друга. Для певцов художник может воссоздать полный комплекс костюмов со сложными и зрелищными головными уборами, с традиционным множеством разнообразных украшений и дополнений.

К стилизации народного костюма необходимо подходить с большой осторожностью. Вплетая в вышивку элементы национального орнамента, трудясь над аппликацией, мастерицы стараются не смешивать их между собой, дабы избежать эклектики. Здесь важно учитывать все: подбор ткани, цветовую гамму, крой, аксессуары.

Стилизованные нанайские халатыСпециалисты отдела традиционной культуры трудятся не только над костюмами для хоровых, танцевальных, кукольных, инструментальных коллективов. Для проведения мастер-классов в краеведческом музее имени Н. И. Гродекова ими разработана и создана целая серия этнографических костюмов. Чтобы воспроизвести костюмы в соответствии с исторической правдой, пришлось изучить множество специальной литературы, фотографии, рисунки.

Любой праздник, проводимый в Хабаровске или Хабаровском крае, будь то фестиваль, конкурс или день рождения края, невозможно представить себе без ярких, радующих глаз одеяний. И что характерно, даже те костюмы, которые востребованы из года в год для одних и тех же сказочных персонажей, меняются в зависимости от требований времени и моды. По словам художников, не бывает одинаковых снегурочек, чебурашек или зайцев, каждый год в их костюм привносится что-то новое: фактура ткани, силуэт, длина, расцветка, фурнитура. Хотя выкройка одна и та же.

Взять традиционного Деда Мороза. Тот, кто думает, что это старомодный дед с мешком подарков, который памятен с детства, ошибается. Даже обязательный атрибут костюма — посох в его руках — это увлекательная история волшебных превращений сучковатой палки в сказочный артефакт. Значит, и мешок, и шуба, и шапка должны соответствовать новому имиджу, чтобы герой, независимо от возраста, выглядел на празднике в соответствии с модой.

Праздничный костюм Тамбовской губернии XIX векаВеяния времени диктуют новый подход даже к решению такого старинного и серьезного обряда, как свадьба. Однажды в центр обратилась молодая пара, которая захотела, чтобы их свадьба была представлена в стиле «Пиратов Карибского моря». Необычно, странно... Но идея заинтересовала.

Образ романтического пирата Джека Воробья для жениха с увлечением сочиняли все вместе. Фантазировали, набрасывая эскизы, подбирая ткани, придумывая декор и украшения, от чего-то отказывались, спорили. В результате костюм жениху пришелся по вкусу. Стоит ли говорить, что по выполнении заказа молодые тут же умчались на какие-то экзотические острова. Ибо решительно невозможно представить столь нестандартную свадьбу в казенных интерьерах.

Костюмы, изготовленные в отделе традиционной культуры, пользуются спросом не только в районах Хабаровского и Приморского краев, но и на Сахалине, в Амурской области, они имеются в личных коллекциях жителей Америки, Японии, Малайзии. Листая большой красочный каталог, каждый может выбрать для себя понравившийся образ и пусть на время поменять привычный имидж, воплотившись в Хозяйку Медной Горы, Ветер или Кучу Мусора.

Была бы фантазия, а умения мастерам не занимать.

Екатерина КИРИЛЛОВА
Фото Галины ПЕРШИНОЙ
и из архива Краевого научно-образовательного творческого объединения культуры