Хореографическая феерия на музыку Минкуса с маленьким прологом и крошечным эпилогом по мотивам сказки Корнея Ивановича Чуковского «Муха-цокотуха» идет на сцене Хабаровского музыкального театра более десяти лет. И хотя за это время в спектакле сменился не один состав исполнителей, происходящее на сцене увлекает и волнует зрителей ничуть не меньше, чем в дни премьеры. Постановочная группа спектакля: режиссер Борис Кричмар (он же автор либретто и музыкальный редактор), балетмейстер Ольга Козорез, художники Дмитрий Гребенкин и Светлана Литвищенко, представила приключения Мухи, которая «по полю пошла» и «денежку нашла», в виде сна героини летним днем на лесной полянке. Как это бывает с детьми, которые посреди игры вдруг засыпают в мечтах о предстоящем празднике, так и наша Муха, порхавшая среди одуванчиков, уснула под звуки старого граммофона... ...Муха спит, пластинка крутится, и оживают вокруг травы, и начинает свой разбег танец светляков и бабочек, которые, собираясь на праздник к Мухе, готовят свои заветные подарки. Но балетный спектакль — это не только движение под музыку. Потому что наряду с балетными в спектакле не менее интересно работают актеры музыкально-драматического жанра. По словам главного балетмейстера музыкального театра заслуженного работника культуры РФ Ольги Козорез, есть роли, которые важно не столько станцевать, сколько сыграть. И первый, кто встречает детей на спектакле «Муха-цокотуха», сияя доброй улыбкой из раструба старого граммофона, заслуженный артист России Алексей Беда. Именно на его долю выпало озвучить памятные с детства страницы поэтической сказки. Артист на протяжении десяти лет не расстается со своим персонажем. Как ему удается все это время оставаться веселым и добрым сказочником, не перестающим удивляться происходящему на сцене, — секрет, в основе которого любовь к зрителям и безоговорочная вера в предлагаемые обстоятельства. А вот танцующий самовар, расписной, весело сияющий круглыми боками, в исполнении Михаила Ушакова (еще один бессменный исполнитель в спектакле). Как он старается угостить всех чайком, разливая его в нарядные чашки, как хлопочет, чтобы гостям было тепло и вкусно! Кажется, еще немного, и ты увидишь облачко ароматного пара, вылетающее из начищенного крана. Здесь и Бабушка Пчела, приковылявшая к Мухе в гости с бочонком меда... Когда-то эту роль азартно и остроумно исполнял заслуженный артист России Денис Желтоухов. Впрочем, ему не привыкать перевоплощаться в женские образы, достаточно вспомнить спектакль «В джазе только девушки», где он получил первый опыт женского кокетства. Его Бабушка Пчела так весело подмигивала из своих многочисленных рюшей и оборок, так кокетливо «делала ручкой», что восторгу детворы и взрослых, собравшихся на спектакль, не было предела. За десять лет эту роль переиграло множество артистов. Сегодня ее исполняет солистка балета Лариса Бойко, которая прежде порхала среди гостей в роли красавицы Бабочки (сегодня Бабочка — Наталья Воскобойникова), а теперь вот «доросла» до бабушки. Наталью Калемину, которая блистала на премьере в роли поэтической Мухи, сменила Анна Крапивина, троицу злодеев-пауков, по-прежнему плетущую свои сети и строящую козни, сегодня представляют солисты балета Андрей Крылов, Армен Авдолян и Евгения Маркина, их побеждает не менее изящный и благородный Сергей Щербаков (Комар), подхвативший эстафету у ведущего солиста Сергея Лезова. И вдруг перед зрителями явление Муравья. В испанских ритмах, изящный, стройный, он сама элегантность. Когда-то его исполнял любимец публики Владлен Павленко, сейчас эту роль танцует солистка балета Ольга Павленко. Стоит отметить, что в прошедшем декабре на сцене музыкального театра сыграли Малыши, которых едва можно разглядеть на большой сцене среди декораций, серьезно бьют в игрушечные барабаны, уморительно прыгают под музыку и при этом не забывают старательно улыбаться (так учили!), чтобы никто не догадался, какое это ответственное и серьезное дело — балетный спектакль. Участие в представлении детей — дань преемственности поколений, когда театр думает о завтрашнем дне и о тех, кто придет на смену. И результат — вот он: первые выпускники студии, получив на сцене азы балетного искусства, затем поступают в высшие учебные заведения и, окончив их, возвращаются в театр, чтобы пополнить балетную труппу. Это закономерно, ведь первые детские впечатления такие яркие, что остаются жить в душе навсегда. Может, в этом секрет долголетия спектакля, в котором удачно сошлись сюжет, музыка, хореография, актеры? Танцует и веселится на сцене сказка, даря ощущение детства, которое кажется нескончаемым и из которого мы, увы, так спешим убежать. Куда мы спешим? Ксения ВОСКРЕСЕНСКАЯ |
|||
|