- Сказки: лабораторная работа
- Сказочные истории
- Сказка сказывается
- Все о Бабе-яге
- И смех, и слезы, и любовь
- Курочка Ряба и потерянный рай. Метафора в сказке
- Кот ученый
- Гарпанга
- Силуэт оленя
- Самый сильный
- Энгеспал
- Как Пота лису перехитрил
- Волшебная сила музыки
- Сказки моря
- Сказки дремучей тайги
- Сказки из старых тетрадей
- Слабость богатырская
- Почему сойка на солнце лает
- Пятнышки-пятнашки
- Звезда укажет путь
- Единое пространство культуры
- Театральный сезон
- Литература
- Дом народного творчества
- ЗИМИН Сергей Константинович
В сказках кот фигурирует как самостоятельное действующее лицо (например, сказки «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса», «Кот в сапогах»), тогда как кошка чаще выступает в роли сопутствующего персонажа, которого продают («Мудрая жена»), дарят («Про солдата»), демонстрируют царям и царевнам («Семь Симеонов») и т. д. Кот очень любим детьми, он мягкий, пушистый, ласковый, поэтому часто встречается и в детских песенках, пестушках, потешках, например: Как у серого кота
О самодовольной и кичливой личности говорили: «Кошка на грудь не ляжет». При большой бедности вздыхали, что нет «ни кошки ни ложки». Если человек не выспался, то отмечали, что ему «кошка спать не дала». Насмешливое выражение «кованый кот не пересигнет» применялось к людям высокого роста. Пожелание «залягай тебя кошка!» было выражением легкого недовольства и раздражения. Строптивого и несговорчивого человека сравнивали с «кошкой в дыбошке». Про неумеху в старину сказали бы, что он «кошке хвоста не завяжет». Все эти меткие русские выражения бережно сохранила сказка. Традиционные народные представления о коте и кошке включают сказочно-мистический аспект. Черные коты — это спутники ведьм и колдунов, взаимодействующих с нечистой силой. Вероятно, дурное впечатление от этих мрачных персонажей перекинулось и на кота с кошкой.
Отдельно необходимо сказать о котах и кошках, которые мурлычут нам со страниц художественной литературы. Во множестве произведений они не просто гуляют сами по себе, а являются сюжетообразующими персонажами или даже главными героями. Котам уделяли пристальное внимание такие авторы, как Александр Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» (в известном всем вступлении, начинающемся со слов «У Лукоморья дуб зеленый»), Николай Наволочкин в сказке «Каникулы кота Егора». Вспоминается Морис Метерлинк и коварная Кошка в пьесе-сказке «Синяя птица», Редьярд Киплинг и «Кошка, которая гуляет сама по себе», Льюис Кэрролл и его «Алиса в Стране чудес» (такая необыкновенная улыбка Чеширского Кота!). Котов описали: Эдуард Успенский («Дядя Федор, пес и кот»), Олег Дивов («К10Р10»), Сергей Лукьяненко («Купи кота», «Мальчик и тьма»), Аркадий и Борис Стругацкие («Понедельник начинается в субботу», там есть замечательное творческое переосмысление пушкинского ученого Кота) и многие другие.
Нельзя также не упомянуть о крылатых выражениях, которые вышли из различных произведений литературы и кинематографа: «сильнее кошки зверя нет» (о человеке, которого считают главным, сильным, хотя он таковым не является; выражение возникло на основе басни И. А. Крылова «Мышь и крыса»); «уж мы их душили-душили, душили-душили...» («Собачье сердце» М. А. Булгакова; здесь компонент «кошка» не представлен явно, однако подразумевается контекстуально); «тренируйся вон... на кошках» («Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»). Котам удалось пробраться даже в точные науки. В качестве примера можно привести известный мысленный эксперимент Эрвина Шредингера, которым он хотел показать неполноту квантовой механики при переходе от субатомных систем к макроскопическим (размерам привычного нам мира). Напомним кратко суть эксперимента: в закрытый ящик помещен кот. В ящике есть механизм, содержащий радиоактивное ядро и емкость с ядовитым газом. Параметры эксперимента подобраны так, что вероятность того, что ядро распадется за 1 час, составляет ½, или 50%. Если ядро распадается, то оно приводит в действие механизм, который открывает емкость с ядовитым газом, и кот умирает. Если ядро не распадается, то емкость остается закрытой, и кот остается жив. Проблема же состоит в том, что согласно квантовой механике, если над ядром не производится наблюдение (а ящик, как мы помним, закрыт), то его состояние описывается суперпозицией (смешением) двух состояний — распавшегося и нераспавшегося ядра. Но тогда получается, что кот в ящике тоже должен описываться суперпозицией: он будет и жив, и мертв одновременно? Очевидно, что это парадокс. Таким образом, Шредингер показал, что квантовая механика неполна без некоторых дополнительных правил.
Представления о коте и кошке весьма разнообразны. Можно привести отрывок из народной (не библейской!) легенды о Ное. Когда Ной плыл на своем ковчеге по водам всемирного потопа, дьявол решил помешать ему и потопить ковчег. Он обернулся мышью и прогрыз борт ковчега, отчего тот стал наполняться водой, грозя затонуть вместе со всеми, кто был на нем (то есть со всеми живыми существами, которые вообще оставалась в мире). Ной, увидев это, снял свою перчатку и бросил ее на пол, и перчатка превратилась в кошку (видна метафора: у перчатки пять пальцев, из которых четыре примерно одинаковые, а пятый стоит отдельно и как бы «оттопыривается»; у кошки — четыре лапы и так же «оттопыривающийся» хвост). Кошка поймала мышь (дьявола, обернувшегося мышью), после чего тот исчез, а кошка прогрызенную дырку в ковчеге заткнула хвостом и таким образом спасла его от затопления.
Возможно, поэтому с кошками и котами связано множество народных примет и суеверий. Самое известное, конечно, это про черную кошку, перебежавшую дорогу. Мол, в этом случае путника ждет несчастье. А еще есть такие: если кошка спит, свернувшись клубком и прикрыв нос лапой — это к холодам. И наоборот — если кошка спит животом кверху, раскинув лапы, значит, можно ожидать потепления. А если кошка умывается «ни с того, ни с сего», просто так — то это она «гостей намывает», а чтобы кто-то приходил почаще — по примете, надо на плечо ему незаметно положить кусочек пуха из хвоста вашего кота. Вот так кот и кошка заняли уютное место в русских сказках, фразеологии, приметах, литературе, кинематографе и даже в науке. Иван ТУРКУЛЕЦ |
|||
|