О сказках, словах-смыслах и доброте. Размышления учителя

Как мы живем в современном мире с нашими детьми? Как выстраиваются взаимоотношения в семьях, где растут дети большие, маленькие или только что пришедшие в этот мир? Дети всегда остаются детьми, и никому из них не бывает лишним внимание взрослых. Все это понимают, знают, но сознают ли до конца...

Фото Галины Першиной

Так складывается жизнь, что сегодня большинство родителей вынуждены отдавать своих детей бабушкам, нянькам, в частные и муниципальные дошкольные учреждения. У родителей не хватает времени на своих чад, и этих «потому что» очень много, но они лишь оправдание. Наша задача попытаться найти малейшие возможности ежедневно хоть несколько минут побыть наедине со своим малышом. Задайте себе вопрос: какие сказки вы знаете, помните, любите и какие из них вы рассказали или прочитали своим детям? Или вас устраивает любой мультик, лишь бы освободить себя, ведь ребенок занят. А что значит для малыша сказка?

Джанни Родари считал, что сказка для ребенка прежде всего идеальный способ удержать возле себя взрослого. Мать вечно занята, у отца свой непостижимый ритм жизни, что для ребенка является постоянным источником тревоги. Редко, когда у взрослых находится время поиграть с ним, как хотелось бы ему, то есть самозабвенно, с полной отдачей, не отвлекаясь. Гарантировать это может только сказка. Пока она длится, мама рядом, она принадлежит своему ребенку целиком. Этот так приятно — чувствовать себя под ее крылышком. Пока струится плавный поток повествования, ребенок может наконец вволю насмотреться на самого близкого и родного человека.

Одновременно происходит знакомство с родным языком, со словами, их формами и структурой. Ребенок берет из сказки то, что его интересует, в чем он нуждается. Сказка нужна, чтобы создать себе представление о пространстве и времени. Это средство его приобщения к жизни людей, к миру человеческих судеб, к истории. Сказки составляют для ребенка особый мир, но не для подражания, а лишь для лицезрения. Когда малыш взрослеет, сказка перестает его интересовать, потому что ее «формы» уже не поставляют «сырье» для его деятельности. Сказочная история нужна для того, чтобы определить, изучить себя, измерить и оценить свои возможности. Сказка — это слово завораживающее, манящее, волшебное. И чем больше сказок, понятных и любимых, тем богаче становится речь ребенка.

Человек растет, учится говорить, овладевает словом, формирует свой словарный запас. Слово — единица языка, служащая для наименования отдельного предмета, мысли, понятия. Слова складываются во фразы — сочетания слов, выражающие законченные высказывания. Говорить, толковать — значит давать объяснение, определять смысл, значение. Издавна люди считают, что слово имеет силу так влиять на душу, как состав лекарств действует на тело. Если словарный запас у человека слишком мал, то ему просто нечем познавать других людей. Но прежде нужно знать о себе...

А что вы знаете о своем имени, отчестве? Что скрыто в имени вашего ребенка? Немаловажно, с каким именем выйдет в жизнь маленький человек, как сделать правильный выбор. Ведь имя — определяющее начало в формуле личности, ключ к складу характера, к линии поведения. Намек на судьбу, наконец. Павел Флоренский считал, что тема личности дается именем, а все остальное — лишь простая разработка этой темы. Пифагор определил шифр имени с помощью чисел, что тоже помогает заглянуть в тайну своего характера и судьбы.

Это трудная задача — дать ребенку имя. К его выбору нужно подходить серьезно, со знанием дела, и в каждой семье это делают по-своему. Есть свои традиции, есть особенно дорогие в роду имена, любимые герои в истории, литературе, искусстве. Некоторые подсказки можно найти в книгах, рассказывающих об именах. Каждый год бывает мода на имена, поэтому в группах детских садов, в школьных классах зачастую несколько девочек с именем Лиза или Софья. Есть традиции и знания, мода и правила, которые влияют на выбор имени. Но есть еще и интуиция. Она не обманет, подскажет, с каким именем удачнее сложится судьба вашего ребенка.

Если имя всегда дает понятие о структуре личности, то отчество является фоном, на котором высвечиваются те или иные качества. Из имени без труда образуются отчества. От имени легко образуются и фамилии. Лучшее средство привить любовь к отчеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов, считал Монтескьё. Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не умеют любить.

Фамилии детей определяются по фамилии родителей. В толковом словаре русского языка обозначено: фамилия — родовое наименование лица, приобретаемое при рождении; давалось, как правило, по названию места рождения или расположения фамильных владений. Имя и фамилию человек проносит через всю свою жизнь: от рождения до смерти. Имена и фамилии — своего рода живая история. Они доносят до нас множество забытых, никем не записанных слов и многие утраченные живой речью формы. Вот почему так важно как можно больше знать о своем имени, фамилии.

Людей, создавших себе доброе имя, издавна называли именитыми, знатными, славными, знаменитыми. «Славное имя не возвеличивает, а принижает того, кто не умеет носить его с честью» (Франсуа Ларошфуко).

Человек растет, у него формируется характер. А что это такое — характер? И каким он может быть? Прежде всего, это внутреннее состояние души. Каков характер человека, такова и судьба. Имя, фамилия — это тоже слова, слова-смыслы. Донесли ли вы до своего ребенка смысл его имени, отчества?

Уже в дошкольном возрасте ребенок учится распознавать слова — добрые и дорогие, вежливые и важные. Во все времена доброта приносит людям радость. Она, как волшебное лекарство, излечивает от многих недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Слово как выражение мысли может служить соединению и разъединению людей.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать,
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.

Я. Козловский

Слово — чувство — настроение. Лев Николаевич Толстой писал: «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра». Семилетний человек переступает порог школы и начинает задумываться над вопросом о том, кто он в этой жизни, учится смотреть на себя со стороны. И чем богаче будет словарный запас ребенка, тем грамотнее он расскажет о себе.

Формирует словарный запас книга. К. Д. Ушинский считал, что при обучении чтению нужно, прежде всего, научить младшего школьника думать над каждым словом, понимать его смысл и значение. Большинство учителей не только начальных классов, но и среднего звена, при проверке техники чтения отдают предпочтение беглости чтения, его темпу. А задайте вопрос по тексту, выйдите на содержание между строк... Научить детей читать — значит сделать только полдела. Научить их понимать прочитанное и применять полученные знания на практике — вот главная задача. Чтобы получить удовольствие от прочитанного, нужно приблизить текст к себе. Вот основные направления в обучении пониманию текста: внимание к каждому слову, ведение диалога с текстом, развитие читательского воображения, раскрытие смысла текста.

Язык — важнейшее средство общения людей друг с другом. Это орудие мысли и культуры, опора для каждого из нас. Уметь использовать все богатство языка — долг и обязанность каждого человека. Повысить культуру речи, обогатить словарный запас и призвана книга. «Школьный толковый словарь русского языка» назван так потому, что каждое слово в нем объясняется (толкуется). Словарь имеет четкую направленность в отборе слов, и потому он надежный друг и помощник каждого школьника. А его предшественником был толковый словарь Владимира Ивановича Даля. Этот интересный человек жил в позапрошлом веке, и главным делом его жизни было собирание слов. Как отмечает Разумовский, Даль изъездил всю Россию в поисках неизвестных ему слов и выражений. Он находил их в походе, в крестьянской избе, на ярмарке, на корабле, в рыбацкой артели. Владимир Иванович записывал их в тетради, отмечал из какой местности слово, толковал смысл каждой пословицы, поговорки. Собранные сокровища он разместил в четырех томах большой книги — словаря. Даль сберег для народа живой русский язык.

Словари обновляются новыми словами. Слова, как и листья на деревьях, отживают свой век.

«Ввести ребенка в сознательное обладание сокровищами родного языка — одна из основных целей», — писал основоположник отечественной педагогической психологии К. Д. Ушинский. Станислав Говорухин, известный русский режиссер, в свои 75 лет считает, что человек, который в детстве не приучил себя к чтению, не сделал его привычкой, без которой не может жить, «человек, путешествующий по жизни без книги — тщетный человек. Потому что в его духовном воспитании не участвовали великие педагоги — писатели». Задумаемся над словом «тщетный». Его смысл — напрасный, бесполезный, безрезультатный.

«Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми времен прошедших (авторами этих книг), и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои думы» (Рене Декарт).

Для дошкольников и младших школьников составлены хрестоматии по дальневосточной литературе «Лукошко». Подтолкнуло меня к этой работе высказывание Киплинга: «Сердце человека так невелико, что всю Божью землю он любить не в состоянии, а любит только Родину свою, да и то один какой-нибудь уголок».

Этот уголок — наша малая родина или большой дом. А чтобы его любить, нужно его хорошо знать, о чем и рассказывают разделы «Лукошка», где собраны произведения наших дальневосточных писателей и поэтов. Причем хрестоматии предназначены и для домашнего чтения, и на этот счет хочется напомнить интересный факт. Много лет назад в Японии приняли закон, который обязывал родителей ежедневно читать детям перед сном. Хочется помечтать, что чтение произведений «Лукошка» станет потребностью для взрослых и детей.

Маргарита ХОДАКОВСКАЯ