«Сердце выкрошено в злоб каменоломен…». О редакторах журнала «Творчество»

Журнал «Творчество», издававшийся на Дальнем Востоке в 1920–1921 годах, несмотря на свою недолгую жизнь, явление интереснейшее. «Журнал культуры, искусства и социального строительства», как обозначено в его подзаголовке, начал издаваться в 1920 году во Владивостоке, где в свет вышло шесть номеров, а затем редакция перебралась в Читу и выпустила еще два номера.

В тот период он был единственным на Дальнем Востоке культурно-общественным печатным органом. Сегодня журнал «Творчество» считается библиографической редкостью, и отыскать его можно только в Государственном архиве Хабаровского края, где хранятся семь номеров из восьми. (Подробнее об этом издании в статье Л. Салеевой «Пристанище муз эпохи революции». Журнал «Словесница Искусств», № 5, 2000. – Прим. ред.)

«Творчество» вновь и вновь привлекает внимание исследователей и становится предметом изучения историков, литературоведов, культурологов. Конечно же, особый интерес вызывают судьбы его создателей – редакторов журнала Н.Н. Асеева, Н.Ф. Насимовича и С.М. Третьякова.

В отличие от коллег судьба Н.Н. Асеева сложилась прекрасно: он стал признанным советским поэтом, о нем написано много книг. Поэтому мы не будем останавливаться на его работе в редакции журнала «Творчество». Судьбы же других редакторов – Н.Ф. Насимовича и С.М. Третьякова – сложились иначе. Эти люди, когда-то легендарные на Дальнем Востоке, достойны того, чтобы их имена помнили.

В 2009 году исполняется 70 лет со дня гибели Сергея Михайловича Третьякова. И хотя сегодня мы можем подержать в руках издания его книг и пьес, увидевших свет в 1962 и 1966 годах, он, по словам его дочери Т.С. Гомолицкой-Третьяковой, «возвращается к нам только в 1987 году».

 

Сергей Михайлович Третьяков родился в 1892 году в Латвии, в семье учителя. Закончил юридический факультет Московского университета, участвовал в Гражданской войне 1918–1920 годов. Первые публикации Третьякова как поэта-футуриста появились в 1913 году. Позднее как представитель ЛЕФа, приверженец «литературы факта» он издал публицистические пьесы «Слышишь, Москва?», «Противогазы» (1924), документально-художественные книги «Дэн Шихуа», «Вызов» (1930), «Страна А-Е» (1932). Публиковал Сергей Михайлович и поэтические сборники: «Железная пауза» (1919), «Ясныш» (1922), «Итоги» (1924). Многие его стихотворные произведения написаны под влиянием Маяковского, например агитационные стихи, стихи-лозунги. Известен Третьяков и как сценарист. По его сценариям созданы фильмы «Элисо» (1928), «Соль Сванетии» (1930), «Хабарда» (1931). Он является автором ряда пьес, среди которых «Непорочное зачатие» (1923), «Хочу ребенка» (19??), «Ночь», «Земля дыбом» (1923), а также композиции «Мудрец», написанной по пьесе А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Интересен тот факт, что в наши дни московский театр «Ленком» поставил спектакль «Мудрец» по той же пьесе Островского.

В 1926 году особый резонанс получила обошедшая весь мир пьеса «Рычи, Китай» в постановке В.С. Мейерхольда. Третьяков написал ее после поездки в  Поднебесную в 1924 году, где он преподавал литературу.

Сергей Михайлович Третьяков создал жанр «антигонколь», совместив пропаганду с традиционными приемами кукольного театра, театра комедии масок и пр. Использовал он в своем творчестве  и такой жанр, как «био-интервью». Так, написанный им в 1936 году рассказ «Люди одного костра» о прогрессивных деятелях  зарубежного искусства построен на материалах бесед с Б. Брехтом, М. Андерсеном-Нексе и др.

Как показало время, С.М. Третьяков очень верно отводил в будущем серьезную роль научно-художественной и документальной прозе.

После ухода из ЛЕФа В.В. Маяковского Третьяков редактировал последние пять номеров «Нового ЛЕФа», затем был редактором журнала «Литература мировой революции», являлся переводчиком и пропагандистом Б. Брехта.

«Большая советская энциклопедия» (3-е издание) дает лишь краткие сведения о творчестве С.М. Третьякова. Более обширные данные можно получить из «Краткой литературной энциклопедии». Подробная библиография его произведений  представлена в библиографическом указателе «Русские советские писатели-прозаики» (т. 7), где, в частности, называются все псевдонимы С.М. Третьякова: C.F., С-Т-6, Т, Жень Шень, Стык, Тютюн, Деревобделочник, «Буль-Буль».

Сергей Михайлович Третьяков, как и многие представители его поколения, был незаконно репрессирован. Реабилитирован посмертно. Когда Б. Брехт узнал о его гибели, он написал эти стихи:

Мой учитель Третьяков,
Огромный, приветливый,
Расстрелян по приговору суда народа.
Как шпион. Его имя проклято.
Его книги уничтожены. Разговоры о нем
Считаются подозрительными. Их обрывают.
А что, если он не виновен?

 

Н.Ф. Насимовичу повезло меньше. Его имя не вписано ни в одно издание «Большой советской энциклопедии», но библиографический указатель «Русская литература Сибири» (1976) и «Сибирская советская энциклопедия» (т. 4) приводят сведения о нем.

Николай Федорович Насимович, критик и публицист, родился в 1879 году. С конца 90-х годов XIX века – участник революционного движения, с 1904 года – член РСДРП(б). В 1908 году за издание газеты «Казарма» Насимовича выслали в Сибирь, где он принял активное участие в организации местной печати: редактировал газеты «Молодая Сибирь», «Иркутское слово», сотрудничал с журналами «Сибирский архив», «Багульник».

Во время Гражданской войны Насимович вынужден был скрываться в Дальневосточном крае, где сблизился с футуристами и организовал с их участием журнал «Творчество». В 1920–1921 годах работал в Чите редактором «Дальневосточного телеграфа», затем газеты «Дальневосточный путь» (предшественница «Тихоокеанской звезды»). Позже вместе с друзьями Насимович переехал  в Москву, стал участником ЛЕФа, занимался, занимался изданием сибирской литературы. При жизни Н.Ф. Насимович издал две книги, одна из которых – «Сибирский мотив в поэзии» – вышла в 1922 году в Чите.

В 1937 году Николай Федорович был репрессирован по обвинению в мелкобуржуазной трактовке сущности литературного движения и в том, что скатился к «вульгаризации» марксистского метода.

 

Свои произведения Николай Федорович подписывал по-разному: Н. Чужак, Н.Ф. Насимович-Чужак, Н. Насимович, что и видно при знакомстве с семью номерами журнала «Творчество». В первом и втором номерах мы читаем «Редактор Н. Чужак», в третьем редактор не обозначен, в четвертом – «Н.Ф. Насимович-Чужак», в пятом редактором вновь заявлен Н. Чужак, в шестом и седьмом номерах – Н.Ф. Насимович-Чужак.

О чем же пишет Николай Чужак? Знакомство с его статьями позволяет выявить главную тему в его журналистском творчестве – пролетариат и искусство. В качестве примера можно привести статьи, опубликованные в журнале «Творчество» под заголовками «Какое же искусство ближе к пролетариату?» (№ 1), «Голгофа пролетарской культуры» (№ 2), «Опасность аракчеевщины» (№ 5. Публикация посвящена теме борьбы за культуру), «Пролетарская культура» (№ 6), «Наше бескультурье» (№ 7).

Большое место на страницах журнала отведено анализу творчества В.В. Маяковского. В первом номере напечатана статья Д. Бурлюка «Владимир Маяковский. Поэт революции. Биографическая справка». В седьмом номере Н. Чужак поместил статью «Земляная мистерия» – отклик на пьесу «Мистерия-Буфф». Одновременно Николай Федорович освещает и события, происходящие во Владивостоке. Например, во втором номере увидела свет статья «Как умер Уткин» (Уткин – один из редакторов газеты «Красное знамя». – Прим. авт.), а в шестом номере – интересная публикация «Необходимое послесловие. Почему мы сегодня должны праздновать наш праздник трудом».
С.М. Третьяков публиковал в журнале «Творчество» преимущественно стихи, но иногда позволяет себе и прозу, в частности, в седьмом номере выходит его статья «Поэт на трибуне»  о последних стихах В.В. Маяковского. В пятом номере публикация «Ухом к земле» – обзор культурной жизни Москвы того времени. Это важно, потому что журнал «Творчество» был связующим звеном между центром и Дальним Востоком, особенно в области искусства и литературы. И все же основной жанр Третьякова – стихи. Они в каждом номере «Творчества», и самые разные. Например, «Посвящается Ту» во втором номере. Оно о любви, потому что и пролетарским поэтам это чувство не чуждо. К слову, в 1919-м во Владивостоке Сергей Михайлович встретил Ольгу Викторовну Гомолицкую, в этом же году женился и прошел с ней жизненный путь до конца.

Полетим в высоту!
Чтобы в синем величии
Угадать голоса всякие птичьи…  
Вон – зарделась пушком
Мирабель щеки
Вот поют, но о ком? –
Корабельщики…
Ты знаешь, Ту?

В этом же номере опубликован отрывок из поэмы Третьякова «Отче наш».

Отче наш!
В крестном ходе тысячелетий
Имя Твое на руках проносится
Сквозь плевки и плети,
Как дароносица,
И взрослые дети –
Мироносица.
Вопит людье
Сквозь сотни лет, сквозь сотни страж
Имя Твое –
Отче наш!

Сергей Михайлович Третьяков погиб в застенках НКВД семьдесят лет назад, а мы сегодня вчитываемся в строки, напечатанные на пожелтевшей от времени бумаге, и пытаемся осмыслить, понять, что хотел нам рассказать автор, что скрывается за деформацией слов, за телеграфным стилем изложения, задуматься, зачем разрушен синтаксис.

Хорошо сказал о нем прекрасный советский актер М. Штраух, выступая 15 октября 1962 года в Центральном доме литераторов на вечере, посвященном жизни и творчеству Третьякова: «Совместными усилиями можно составить более полное представление о Сергее Михайловиче – литераторе, поэте, драматурге, общественном деятеле, гражданине и человеке… Если взглянете на фотографию Сергея Михайловича Третьякова, ту, что напечатана на пригласительных билетах, то увидите, конечно, только часть его – оболочку, а не душу. Я до сих пор помню высокую худую фигуру Дон-Кихота, бритую голову, очки. Он мог поначалу казаться излишне строгим и суровым, но на самом деле это был человек полный жизни, юмора и большой душевности».

Вот еще одно стихотворение С.М. Третьякова – «Адъютант революции». Автор предварил его словами:  «Посвящается многим».

Сердце выкрошено
В злоб каменоломен
Красная болячка,
Которой все можно.
Товарищи! Бить будите
Рук не запачкайте,
Помните,
Осторожно
Выкрашено.

Светлана НАРЫЖНАЯ,
профессор Хабаровского государственного института искусств и культуры
Надежда ЕГОРОВА,
доцент Дальневосточного государственного гуманитарного университета