В рамках исторического времени

Тунгусо-маньчжурские народы Сибири и Дальнего Востока: Эвенки. Эвены. Негидальцы. Уильта. Нанайцы. Ульчи. Удэгейцы. Орочи. Тазы / Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Наука, 2022

В серии современных исследований «Народы и культуры», основанной в 1992 году Институтом этнологии и антропологии РАН, вышел очередной том, который завершает выпуск научных трудов о коренных народах Севера Российской Федерации. Коллективная монография стала первой фундаментальной обобщающей работой, представляющей культуры всех тунгусо-маньчжурских народов России и восполняющей существующий пробел в данной области.

Ульчи. Охотник отправляется на промысел. Январь. 1965. Научный архив ИЭА РАН. Фонд А.В. Смоляк. Папка № 6Эти народы вошли в историю нашей страны как люди с уникальным опытом освоения и знания обширных дальневосточных территорий с их особым ландшафтом и суровым климатом. Эвенки, эвены, уильта, нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи и другие представители тунгусо-маньчжур близки по своим языкам и культурам, их объединяет образ жизни, основанный на традиционных системах хозяйствования — оленеводстве, морском и речном промыслах, охоте. Л. И. Миссонова и А. А. Сирина, ответственные редакторы издания, подчеркивают, что актуальность изучения этой части населения России очевидна прежде всего с точки зрения их исторического опыта проживания в сложных природных условиях и социокультурной адаптации в российском обществе. Социально-политические потрясения и перемены, происходившие в стране в XX–XXI столетиях, не могли не отразиться на образе жизни и культурном облике коренных сообществ. Поэтому возникла необходимость изучения не только ушедших в прошлое или реконструируемых в наши дни культурных особенностей тунгусо-маньчжурских народов, но и преемственности, механизмов адаптации, а также особой роли природной и этносоциальной среды для сохранения и развития их культуры.

Ольга Килор. Столетняя старушка. Ульчи. С. Калиновка. 1958. Научный архив ИЭА РАН. Фонд А.В. Смоляк. Папка № 2Авторами издания стали более 60 специалистов из научно-исследовательских, образовательных и музейных организаций Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Владивостока, Южно-Сахалинска, Якутска, Хабаровска и других городов. Публикации созданы А. А. Сириной, Л. И. Миссоновой, Т. Д. Булгаковой, Т. Ю. Сем, С. В. Березницким, Л. Н. Хаховской, В. В. Подмаскиным, А. Ф. Старцевым, Г. Т. Титоревой, О. В. Мальцевой и другими известными в данной области специалистами. Ряд статей принадлежит перу ученых, которые, к сожалению, уже ушли из жизни, но успели внести значимый вклад в обсуждение и написание этого труда. Достаточно назвать А. В. Смоляк, А. И. Кузнецова, А. А. Бурыкина, Е. Г. Дэвлет, М. М. Хасанову.

Шаман Чоло Дятала. Ульчи. С. Дуди. 1960. Научный архив ИЭА РАН. Фонд А.В. Смоляк. Папка № 33Первая часть объемной монографии посвящена тунгусо-маньчжурскому миру Сибири и Дальнего Востока и построена на основе материалов археологии, лингвистики, традиционных знаний. Публикации затрагивают проблемы происхождения и этнической истории тунгусоязычных народов, их численности и расселения, мировоззренческие аспекты и связанные с ними духовные и обрядовые практики, особенности декоративно-прикладного искусства и музыкальной культуры. Вторая часть состоит из девяти глав согласно числу тунгусо-маньчжурских народов, проживающих в России, каждая охватывает вопросы этногенеза, материальной и духовной культуры, а также современные этносоциальные процессы.

Село Уська-Орочская. 1962. Научный архив ИЭА РАН. Фонд А.В. Смоляк. Папка № 4Важными историческими источниками являются вошедшие в энциклопедию архивные фотографии и иллюстрации из фондов ИЭА РАН, Государственного Эрмитажа, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Российского этнографического музея, Амурского областного краеведческого музей, Дальневосточного художественного музея, Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова, Сахалинского областного краеведческого музея и других собраний. Некоторые фотоматериалы, в том числе экспедиций второй половины XX века, публикуются впервые. Например, снимки крупного ученого-североведа А. В. Смоляк, проводившей этнографические исследования на Нижнем Амуре в 1950–80-е годы и запечатлевшей давно ушедшее время — повседневную жизнь нанайцев, ульчей, нивхов, их праздники и ритуалы.

Анна МОРОЗОВА