Свет его имени

Александр Фадеев в начале 1930-хДальневосточные страницы в судьбе Александра Фадеева

Детство и юность Александра Фадеева (1901–1956) прошли в Приморье, в 1921 г. он уехал с Дальнего Востока, но до конца своих дней сохранял духовные связи с земляками и добрую память о родном крае. Возвращаться сюда ему довелось дважды. Он приезжал по служебным делам и жил здесь с сентября 1933 по январь 1934 г. и, после недолгого перерыва, с января 1934 по август 1935 г.

Первый приезд после двенадцатилетнего отсутствия был связан с работой киноэкспедиции Александра Довженко, который собирался снимать здесь свой знаменитый «Аэроград». Вместе с режиссером Фадеев работал над сценарием фильма, для чего отправился со съемочной группой в грандиозную поездку по краю. Они побывали в Биробиджане, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске, откуда с заходом на Северный Сахалин отправились морем во Владивосток, затем в Сучан, а потом прошли больше трехсот километров таежными тропами в Улахинскую долину к селу Чугуевка — родному селу Александра Александровича.

Во время экспедиции Фадеев не только знакомился с обновленным краем, но и активно участвовал в культурном строительстве на российском Дальнем Востоке и организации местного литературного движения. Он выступал перед дальневосточными литераторами и деятелями искусств, сотрудниками местных редакций, журналистами Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Николаевска, перед учащимися и военнослужащими, встречался с рабочими коллективами. Это стало хорошей теоретической школой, помогая начинающим писателям осознать цели, стоящие перед молодой дальневосточной литературой. Прежде всего Фадеев предостерегал от увлечения местной экзотикой, этнографией, учил поднимать краевые темы до общесоюзного и даже общечеловеческого значения. Он видел свою задачу не только в объединении и оживлении литературных сил края, но и в том, чтобы дальневосточная литература заняла достойное место в среде советской литературы.

Александр Фадеев активно помогал в создании Дальневосточного отделения Союза советских писателей, редактировал журнал «На рубеже», который при его непосредственном участии стал выходить в Хабаровске с октября 1933 г. как литературно-художественный и общественно-политический альманах, но уже в следующем году стал журналом художественной литературы и публицистики — органом Дальневосточного оргкомитета (а с четвертого номера — правления) Союза советских писателей.

Воспоминания о том, как начинался журнал «На рубеже», оставила хабаровская писательница Юлия Алексеевна Шестакова. В Госархиве Хабаровского края хранятся ее записки о том времени. Она пишет: «Говорят, название для журнала придумывалось коллективно, в присутствии Александра Фадеева. Разные были варианты. Но Фадеев предложил назвать именно так и отстаивал перед товарищами свою мысль: край наш пограничный, вот он — рубеж, граница рядом...» Он и возглавил первый дальневосточный литературный журнал.

Киногруппа А. Довженко на Амуре.  А. Довженко, возчик-колхозник, А. Фадеев,  Ю. Солнцева и их проводник по тайге охотник-зверолов В. Глушак.  Приморье, 1933

К сожалению, осталось не так много документальных свидетельств о первых шагах «На рубеже». В основном это протоколы совещаний и заседаний комиссии редколлегии журнала, а также рукопись Б. Л. Беляева 1934 г. — подготовительные материалы его книги «Страницы жизни. А. Фадеев в 20-е и 30-е годы», вышедшей в 1980 г. в Москве. Во многих официальных документах упоминается имя Фадеева. Например, в протоколе заседания от 15 ноября 1936 г., на котором подводились итоги работы комиссии по выработке плана книги о ДВК к 20-летию Октября, он значится среди авторов раздела «Интервенция».

Юлия Шестакова вспоминает: «Он дважды приезжал на Дальний Восток в те годы, подолгу жил в Приморье и у нас, ему нужны были поездки по краю, общение с дальневосточниками, он продолжал работать в те годы над романом „Последний из удэге“. Потом был отозван в Москву телеграммой. В 1936 году Фадеев еще подписывал журнал, хотя сам уже был в Москве».

Ответственным редактором журнала «На рубеже» Александр Александрович был в 1935 г. (3–12 книги), в 1936 г. редактировал первые четыре номера и первый выпуск следующего года. С конца 1937-го, в связи с начавшимися репрессиями, журнал закрыли, а с апреля 1939-го он выходил некоторое время, но уже без ответственного редактора. Место издания первых номеров «На рубеже» (октябрь 1933-го до третьей книги за 1934-й) определялось как «Москва — Хабаровск», поскольку Фадеев чаще всего работал удаленно — и в Москве, и в Хабаровске, и во Владивостоке.

В письме Александра Фадеева от 14 октября 1952 г. поэту Анатолию Гаю, который в то время был членом редколлегии журнала, есть замечательные строки: «Было время, когда я, одинокий унылец, жил в снегах на даче, на 19-й версте под Владивостоком. А некий Анатолий Гай приезжал ко мне с рукописями и гранками дальневосточного журнала как к редактору оного. Мы читали гранки и рукописи, формировали номер, бродили по тропинкам, попивали дрянной портвейн на полустанке, а не то навещали нашего общего друга Вяча Афанасьева, которого теперь уже нет, в его заброшенной хибаре на окраине Владивостока, читали стихи, бродили по улицам моего родного города... Это были хорошие времена, какими всегда кажутся времена молодости...». Это письмо, опубликованное в разных источниках, находится в фондах Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова в коллекции материалов о Фадееве, которая была получена из Москвы от Д. И. Маленковича, руководившего в Хабаровске Бюро пропаганды художественной литературы.

О том периоде жизни Фадеева сохранились воспоминания писателя и литературного критика, автора романа «Ерофей Хабаров» Д. И. Романенко, который был родом из Амурской области и писал под псевдонимом «Д. Амурский». В 1934 г. в журнале «На рубеже» вышел его роман «Гордость», получивший сначала положительную оценку, но вскоре подвергшийся разгрому. «Мне были предъявлены обвинения в серьезных просчетах и ошибках, — пишет Романенко. — Вопрос затягивался, нигде я не мог получить ясного ответа относительно романа. И вот тогда-то я и решил поехать к Фадееву. Он жил на даче, принадлежащей Красной Армии, в 19 километрах от Владивостока. Это очень красивое место: разнообразный лес, рядом Амурский залив, холмы, переходящие затем в горы. Была весна 1935 года...

Киногруппа А. Довженко на Амуре. А. Довженко, Ю. Солнцева и А. Фадеев. Вот в такое благодатное время я и пришел к нему. Он жил в небольшой комнатке. В углу стояла железная кровать, застланная суконным одеялом военного образца, рядом небольшой столик. На подоконниках и на столике лежали рукописи и книги. Вид у хозяина этой комнатки был озабоченный, задумчивый. Он работал над третьей книгой „Последний из удэге“.

Фадеев встретил меня очень приветливо. Мой роман он читал и помнил некоторых действующих лиц.

— Никаких идейных промахов и ошибок в твоем романе я не нахожу, — сказал он. — А вот за художественные недостатки, за язык — стегать надо. И знаешь, кто твой главный враг? Натурализм! Вот с этим врагом и надо бороться...

Попросив извинения, Фадеев лег на кровать, подумал и сказал:

— Пусть то, что произошло, тебя не волнует... Это будет еще не раз. Работай!

Ободренный его дружеским обхождением, его добрыми словами, я ушел от него». Возможно, благодаря поддержке Фадеева начинающий писатель Романенко в те годы избежал ареста в отличие от других его коллег, писателей и журналистов, подвергшихся жестоким репрессиям.

В журнале «На рубеже» изредка появляются и публикации его ответственного редактора. В 1934 г. в первой книжке журнала в материале «Из моего писательского опыта» Фадеев поделился с читателями размышлениями о своей работе над произведениями дальневосточной тематики, а чуть позже опубликовал рассказ «Землетрясение». Во второй книге 1935 г. напечатан доклад Фадеева, с которым он выступил на собрании писателей и научных работников Хабаровска, проходившем под названием «Съезд советских писателей и социалистическая культура». Он характеризовал съезд как событие большого всенародного значения и, конечно, главное внимание уделял проблемам социалистического реализма. Говорил о преимуществе социалистической культуры перед буржуазной культурой капиталистических стран, подчеркивал роль художественной литературы и искусства в жизни народа: «...в художественных образах в живой и непосредственной форме отражается вся интеллектуальная, физическая и эмоциональная энергия народа. Искусство и художественная литература выражают как бы «дух народа».

В этом же году в сдвоенном выпуске из шестой и седьмой книг опубликован отрывок из третьей части романа «Последний из удэге». В конце года редакция журнала известила читателей о планах Фадеева: дописать четвертую часть романа «Последний из удэге» в 1936 г., начать работу над повестью о пограничниках, стерегущих границы Дальневосточного края и над романом о новом городе края — Комсомольске. Десятая книга журнала, редактируемая Фадеевым, полностью посвящена Комсомольску, а в первой книге журнала «На рубеже» за 1937 г. писатель опубликовал обещанную часть «Последнего из удэге».

А. Фадеев в родном краю. 1934Юлия Шестакова, заведовавшая в то время литературной консультацией в Дальневосточном правлении Союза советских писателей, вспоминала: «В редакцию довольно часто приходили от него письма и телеграммы (из Москвы): то он запрашивал корректуру, то присылал поправки, звонил иногда по телефону. Журнал печатал в то время третью часть его романа „Последний из удэге“. Фадеев интересовался, что нового в портфеле редактора, заботился о судьбах писателей-дальневосточников, рукописи которых прочитывал и находил их перспективными. Быстро разносились в среде литераторов вести от Фадеева, у всех на устах было его имя, оно как бы раздвигало стены писательского дома на Комсомольской улице, и вся атмосфера редакционной жизни нашей наполнялась светом этого имени...».

Главной целью литературного издания стало объединение вокруг него растущих литературных сил края, и выполнению этой задачи Фадеев отдавал немало сил и энергии, старался привлечь наиболее интересных авторов. Многие писатели, чьи имена и сейчас пользуются заслуженным признанием, начинали свой путь в журнале «На рубеже». На его страницах публиковали свои первые произведения П. Комаров, Т. Борисов, Д. Нагишкин, П. Далецкий, Н. Рогаль и многие другие дальневосточные литераторы, ставшие первыми членами краевой писательской организации. По рекомендации Фадеева на Дальний Восток, где в 1930-е гг. происходили грандиозные преобразования во всех сферах жизни, приезжали писатели из центральных районов страны. По путевке ЦК комсомола здесь побывали А. Безыменский, В. Кетлинская, Д. Алтаузен и другие. Вдохновленные активными делами дальневосточной молодежи они писали стихи и прозу и охотно публиковали свои произведения на страницах журнала «На рубеже». Много печатались здесь Р. Фраерман, И. Сельвинский, В. Луговской, П. Павленко.

В Госархиве Хабаровского края сохранились письма-ответы на приглашения Фадеева сотрудничать с журналом «На рубеже». Согласие на публикации были получены из журнала «Красная новь» (Москва), от Эренбурга из Парижа (обещал что-нибудь написать), Зотика Матвеева из Владивостока, И. Шабанова из Магадана и др.

В апреле 1932 г. в культурной жизни Страны Советов произошло знаменательное событие — был создан единый Союз советских писателей. Дальневосточные авторы, сплотившиеся вокруг журнала «На рубеже», тоже не остались в стороне. Первое заседание оргкомитета Союза советских писателей Дальневосточного края, на котором обсуждался вопрос подготовки первой краевой конференции писателей, произошло в Хабаровске 15 декабря 1932 г. Но, судя по документам архива, провели ее только в июне 1934 г.

На заседании дальневосточного оргкомитета Союза советских писателей 8 мая 1934 г. обсуждался вопрос о подготовке к краевому съезду писателей. Было решено «послать через Союзный Оргкомитет персональные приглашения писателям, работающим на дальневосточном материале и тематике — Фадееву, Лидину, Улину, Рубинштейну, Асееву, Третьякову, Далецкому». А 5 июня 1934 г. в Хабаровске открылась первая конференция писателей и литкружковцев ДВК, на которой избрали дальневосточное правление Союза писателей в составе О. Эрберга, Б. Кисина, А. Гая, В. Кина, Э. Казакевича, И. Шабанова и семь делегатов на Первый Всесоюзный съезд писателей, который открылся в Москве 17 августа 1934 г. Дальневосточных писателей на съезде представляли Эми Сяо, А. Гай, И. Шабанов, П. Кулыгин, Б. Кисин, Г. Кравченко, Ф. Зуйков.

Во время работы съезда в Москве Фадеев встречался с делегатами-дальневосточниками, обсуждал рабочие вопросы, связанные с журналом. Речь шла о проблемах с распространением «На рубеже», поскольку он плохо доходил до потенциальных читателей, в том числе в Москве. Фадеев высказал свои замечания, отметив, что для большей привлекательности издания необходимо повысить ответственность редколлегии и пригласить для участия в работе художников.

На Первом Всесоюзном съезде писателей Фадеев был избран в состав его правления и вошел в президиум. После завершения работы съезда многие делегаты разъехались по стране, чтобы познакомить читателей с принятыми на съезде решениями. А Фадеев воспользовался такой возможностью, чтобы уехать на Дальний Восток с надеждой продолжить работу над романом «Последний из удэге». Он возглавил литературную бригаду, куда вошли писатели П. Павленко, Р. Фраерман и венгерский поэт А. Гидаш. В сентябре 1934 г. они прибыли на Дальний Восток, встречались с читателями, рассказывали о задачах литературного движения в стране, решениях Первого писательского съезда. Александр Александрович с 28 сентября 1934-го до середины августа 1935-го жил в Приморье, принимая активное участие в общественной и литературной жизни края и работая над романом. Побывал он и в Хабаровске, прочитал на собрании писателей и научных работников доклад «Съезд советских писателей и социалистическая культура», который был опубликован в журнале «На рубеже» (книга 2, 1935).

29 сентября 1934 г. Фадеев присутствовал на заседании Дальневосточного краевого правления Союза советских писателей, выступил в прениях по докладу И. Шабанова о результатах поездки в Москву на съезд советских писателей. Фадеев сделал замечания докладчику и дал некоторые советы, на чем заострить внимание в докладе во время выступлений для широкой общественности. Например, подробней остановиться на вопросах своей дальневосточной литературы, больше внимания уделить литературным кружкам и литературным консультациям для начинающих авторов, осветить работу китайских и корейских авторов.

Будучи членом президиума правления Союза советских писателей Фадеев участвовал в его заседаниях до конца 1934 г., способствуя активизации работы членов дальневосточного краевого правления. У самого Фадеева на декабрь 1934 г. было запланировано два выступления: доклад на тему «Союз советских писателей и социалистическая культура» и участие в литературном вечере в Штабе армии с докладом о решениях Первого съезда советских писателей.

В августе 1935 г. Фадеев вернулся в Москву, но дальневосточные дела не оставил. Продолжал редактировать «На рубеже», а в тематическом плане журнала на 1937 г. заявлена публикация пятой части романа «Последний из удэге» в трех номерах. Еще ему отправляли на редакцию материалы для двухтомника «Дальний Восток» (12 печатных листов), куда включили лучшие произведения дальневосточных писателей и поэтов.

Именитый писатель продолжал консультировать начинающих дальневосточных авторов, о чем свидетельствуют письма из фондов Госархива Хабаровского края, которые приходили в Дальневосточное правление Союза советских писателей в 1934–1935 гг. Часть из них написана молодыми авторами, которые просили передать их работы на рецензию Фадееву, в переписке друзей-земляков много теплых слов в адрес Александра Александровича. В письме Анатолию Гаю Вячеслав Афанасьев пишет: «Настроение у меня скверное в связи с отъездом Фадеева. Ведь около него как у фонаря ночью. Я много узнал и развился благодаря ему. Это не только учитель, но и друг. 15. VIII, 1935 г.».

20 августа 1936 г. уезжавшему в Москву Д. Нагишкину передали для Фадеева письмо. Это был неофициальный отчет о делах в писательской организации и в журнале «На рубеже». Письмо написал литературный сотрудник журнала С. Леонов, предупредив, что оно сугубо личного характера. Тем не менее в сентябре на очередном заседании Дальневосточного правления Союза советских писателей автора этого послания строго осудили за не согласованную с правлением информацию.

В конце того письма С. Леонов написал: «Приезжай скорее, Фадеич. Тебя здесь все очень любят и очень ждут. Прямо скажу: когда приедешь — будет для нас большой праздник. Приезжай скорее, дорогой Саша, готовимся встретить и очень ждем». К сожалению, вырваться в родные края Фадеев больше не смог. Редкие встречи с земляками случались в Москве, куда дальневосточники пленумы, заседания секретариата и т. д. Юлия Шестакова, часто бывавшая в таких командировках, отмечала, что, разговаривая с товарищами по перу, даже с теми, кто против него злобствовал в печати, Фадеев «оставался неизменно вежливым, ибо владел культурой общения в полной мере, как и полагается настоящему интеллигенту». По словам Юлии Алексеевны, он стремился быть справедливым в оценке творчества писателей, драматургов. Говорил не только и не столько о недостатках, а старался отметить то, что ему особенно понравилось, не скупился на добрые советы, подсказывал, как сделать произведение лучше.

Особенно Шестаковой запомнилась встреча с Александром Александровичем в Москве, куда она приехала в январе 1950 г. на обсуждение своей книги «Новый перевал» и повести Джанси Кимонко «Там, где бежит Сукпай». Когда обе рукописи были приняты к изданию, ее вызвали в Союз писателей на прием к Фадееву. «Это была неожиданность для меня, — пишет Юлия Алексеевна, — потому что сама я не предпринимала никаких шагов для встречи и не готовилась к ней... Конечно, я догадывалась, что Фадееву рассказали обо мне товарищи из комиссии по работе с молодыми авторами. Наверно, его заинтересовала жизнь удэгейцев, подробности их современного уклада и прочее. К тому же он всегда с особым вниманием относился к своим землякам-дальневосточникам...».

Юлия Алексеевна не ошиблась. Первые вопросы Фадеева были об удэгейцах реки Хор. Его интересовало все: что они собой представляют в этническом смысле, общаются ли они с сородичами из Приморья; интересовался грамотностью населения, каким транспортом пользуются и т. д. Писателя интересовали перемены в жизни молодежи, но особенно его волновало старшее поколение, их привыкание к новому укладу жизни. Он говорил о своей большой занятости, но Шестаковой запомнились слова: «Я вернусь к роману «Последний из удэге. И на Дальний Восток обязательно приеду. Мне просто необходимо побывать в родных местах. Не только для романа, но и по зову моей души...».

В конце встречи, когда Юлия Шестакова уже собралась уходить, Фадеев полушутя сказал с укоризной: «Вот вы, дальневосточники — земляки мои, недогадливый и скромный народ... Могли ведь назвать меня своим кандидатом в депутаты Верховного Совета. Взяли бы да опередили волжан. И я бы слетал к вам хотя бы на несколько дней... А теперь мне придется ехать к избирателям в Чкалов» (видимо, в г. Чкаловск на Волге. — Т. К.). К сожалению, встречи с друзьями на дальневосточной земле, куда всей душой рвался Фадеев, так и не случилось.

Татьяна КИРПИЧЕНКО
Фото из книги «Жизнь и творчество А. А. Фадеева». Москва: Детская литература, 1976 г.


Источники

  1. Авченко В. Фадеев. — Москва: Молодая гвардия, 2017. — (ЖЗЛ).Беляев Б. Страницы жизни. А. Фадеев в 20-е и 30-е годы. — Москва: Советский писатель, 1980.
  2. Бытовой С. От снега до снега: повесть об одном путешествии — Ленинград: Советский писатель, 1974.
  3. Дальний Восток. — 1968. № 4. С. 145.
  4. Зилова К. Н. Слово и время: писатели о Дальнем Востоке. — Хабаровск: [б. и.], 2019.
  5. На рубеже. — 1933. Октябрь; 1934. — Кн. 1–5; 1935. — Кн. 2–12; 1936. — Кн. 1–6; 1937. — Кн. 1–2.
  6. Романенко Д. Встречи с Александром Фадеевым // Дальний Восток. — 1965. № 3. С. 170–171.
  7. Фадеев А. Письма дальневосточникам; А. Фадеев в воспоминаниях. — Владивосток: Примор. кн. изд-во, 1960.
  8. Фадеев А. ...Повесть нашей юности: из писем и воспоминаний. — Москва: Дет. лит., 1968.
  9. Шепчугов П. Александр Фадеев. Между властью и творчеством. — Москва: Вече, 2017.
  10. ГАХК (Государственный архив Хабаровского края) Ф. Р 1738. Оп. 1. Д. 5.
  11. ГАХК. Ф. Р — 1738. Оп. 2.
  12. ХКМ (Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова) Ф. 52. Оп. 124.
  13. ГАХК. Ф.2101. Оп. 1. Д. 113.
  14. ГАХК. Ф. 2101. Оп. 1. Д. 17.