«Звучащий ящик» и часы для императора

«История техники» в собрании Гродековского музея

Коллекция «История техники» в собрании Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова немногочисленная и насчитывает всего 923 единицы хранения. При этом она стала одной из самых разноплановых и необычных. Впервые ее представили отдельной экспозицией в рамках проекта «Открытая коллекция» к 125-летию музея.

Долгое время Гродековский музей имел статус краеведческого, что существенным образом повлияло на формирование коллекции «История техники». Экспонаты попадали сюда лишь в том случае, если они иллюстрировали достижения народного хозяйства Хабаровского края либо с их помощью можно было создать образ человека эпохи — политика, рабочего или крестьянина, человека творческой профессии... На протяжении многих лет в музей передавали различные осветительные приборы, фото- и видеоаппаратуру, пишущие и швейные машины, морские приборы с рыболовецких судов Дальневосточного промыслового флота, авиационные — с самолетов ДОСААФ и многое другое. Однако встречаются и необычные предметы, поступившие в музей при загадочных обстоятельствах.

Музыкальный механический ящик Stella. Швейцария, 1897Гордость коллекции — музыкальный механический ящик Stella, изготовленный в Швейцарии в 1897 году. Это единственный «звучащий ящик» на русском Дальнем Востоке, приобретенный ровно через сто лет специально для Гродековского музея при финансовой поддержке местного регионального банка за 10 млн рублей. Уникальный предмет принадлежал преподавателю Хабаровской музыкальной школы № 1 Арсению Васильевичу Васильеву, которому был подарен благодарными родителями ученика в 1960-е годы.

Самоиграющий музыкальный инструмент изготовлен в виде прямоугольного ящика. Откидывающаяся крышка украшена инкрустированным цветочным орнаментом. В выдвигающемся поддоне хранятся пластинки — 24 металлических диска. Мелодия нанесена при помощи перфорационных отверстий, расположенных в определенной последовательности. На пластинках записаны произведения Вагнера, Рубиншейна, Глинки, Алябьева, а также гимны, вальсы, марши и другие популярные мелодии ХIХ века. Такие ящики были большой редкостью для отдаленных восточных окраин Российской империи. На доставку выписанных по каталогу диковинок из столицы или из Европы уходило в среднем 11 месяцев, поэтому чаще всего предметы роскоши доставлялись из Китая, Японии, Индии, Кореи. Наличие «звучащего ящика» делало дом его счастливых обладателей местом притяжения всего общества.

Наградной фонограф-виктрола, принадлежавший Н.И. Ван Ин-Зуну. 1906В 1920–1930-е годы самоиграющие музыкальные инструменты, патефоны, граммофоны изымались у местного населения в специальный фонд, а затем наряду с часами и оружием использовались в качестве награды за особые успехи по службе. В 1985 году Майя Николаевна Ван Ин-Зун передала в музей американский фонограф-виктролу — первый «музыкальный центр» образца 1904 года. Виктрола и комплект из 17 пластинок были приобретены за 350 рублей. Это стационарный вариант граммофона, где помимо проигрывающего механизма и встроенного в деревянный корпус усилителя звука-рупора, имелись отделения для хранения комплекта пластинок. Играли фонографы очень громко, мощности корпуса-рупора хватало не только на гостиную, но и на большой танцевальный зал. По сравнению с граммофоном виктрола выглядела более эстетично, напоминала предмет мебели и прекрасно вписывалась в разные стили интерьера.

Эмблемой фирмы-производителя фонографа стал фокстерьер Ниппер, который внимательно прислушивается к звукам, летящим из граммофонной трубы. Подпись гласила: «Голос его хозяина». Этот логотип стал одним из самых узнаваемых в мире. Владелец фирмы по производству музыкальных проигрывателей «Victor» Элдридж Р. Джонсон приобрел картину с изображением пса у художника Френсиса Барро. Ее история начинается в Великобритании в конце XIX века. Незадолго до своей смерти брат художника Марк Барро записал свой голос на фонограф. Когда Марк умер, его верный пес по кличке Ниппер вместе с фонографом достался брату. Френсис заметил, что, тоскуя по хозяину, Ниппер дни и ночи напролет сидит у трубы фонографа и надеется, что оттуда, как раньше, зазвучит его голос. Художник сделал рисунок собаки и долгое время пытался пристроить его одной из компаний-производителей этих инструментов. Ему не верили и говорили в один голос: «Собаки не слушают фонограф». Но вскоре картину вместе с идеей-названием: «Голос его хозяина» приобрела фирма по производству граммофонов.

Николай Иванович Ван Ин-Зун с дочерью Майей. Хабаровск, 1936По удивительному стечению обстоятельств новый самоиграющий музыкальный инструмент, произведенный по патенту в Китае в 1906 году, был подарен отцу Майи Николаевны — Николаю Ивановичу Ван Ин-Зуну, китайцу по происхождению, уполномоченному 4-го отделения ИНО ПП ОГПУ по Дальневосточному краю за верное служение Отечеству — выполнение своего трудового долга на одном предприятии в течение длительного времени.

Интересна судьба этого человека. Николай Иванович Ван Ин-Зун (настоящее имя Ван Пэй Сян) родился в 1882 году в деревне Сы-Фан провинции Шаньдун в семье крестьянина. Ему удалось получить среднее образование в германской железнодорожной школе г. Циндао. В Китае он работал чернорабочим на железной дороге, пивоваренном заводе. В 1907 году вместе со своей женой Ниной Ван Ин-Зун он прибыл в Россию, где дослужился до старшины китайской артели. По словам дочери, ее отец был командиром действовавшего в Приморье китайского партизанского отряда. После Гражданской войны его приняли на работу в управление ГПУ, а в 1928 году перевели в Хабаровск, где он проработал до 4 мая 1938-го. Причиной увольнения из органов госбезопасности послужил арест Николая Ивановича: его обвинили в государственной измене с последующей конфискацией имущества. Однако приговора не последовало, так как обвиняемый в ходе следствия умер. В 1956 году Н. И. Ван Ин-Зун был реабилитирован, а спустя 30 лет дочь решила продать музею вещи, некогда принадлежавшие ее отцу, обладателю не только уникального самоиграющего музыкального инструмента, но и нескольких наградных часов и оружия.

Документ о передаче в дар Н.П. Линевичем музею часов, привезенных из Пекина. 1902Уникальна история появления на Дальнем Востоке каминных часов с музыкой и боем, выполненных в колониальном стиле. Речь идет о часах Линевича. Собственно, их появление в Гродековском музее фактически положило начало формированию коллекции «История техники».

Часы Линевича. Конец ХVIII – начало ХIХ в.В декабре 1902 года командир 1-го Сибирского армейского корпуса Николай Петрович Линевич, назначенный спустя два года исполняющим дела генерал-губернатора Приамурья, прислал в музей из Пекина «металлические высокие часы с музыкой», изготовленные в конце XVIII — начале ХIХ века в Англии. В этот период в Европе приобрел небывалую популярность кич под старину. Часы стали не просто утилитарным предметом, а настоящим произведением искусства. Над созданием корпусов для часовых механизмов трудились мебельщики, ювелиры, литейщики. Предположительно часы Линевича изготовили как подарок пекинскому императору, который должен был передать английский посол лорд Дж. Макартни. Это первое официальное иностранное посольство, допущенное в столицу империи — Пекин и принятое лично китайским императором Цяньлунем. Часы должны были стать достойным подарком государю.

Они выполнены в виде музыкальной шкатулки, на верхней крышке в два яруса показаны объемные картины на восточную тему — пальмы, дельфины, тигры. С помощью рычагов на задней панели корпуса фигуры двигались под механическую музыку. Инкрустированный стразами часовой циферблат покрыт эмалью белого цвета, по периметру и по кругу нанесены римские цифры. По сторонам установлены две башни, на круглых циферблатах которых, вероятно, были закреплены цифры, указывающие месяц и число. Часы в Хабаровск, в то время столицу Приамурского генерал-губернаторства, доставили в разобранном виде. Однако собрать их не удалось, поскольку часть деталей была утеряна. Более 100 лет они экспонировались на различных выставках, а в настоящее время украшают экспозицию «Освоение Россией Приамурья в середине ХIХ — начале ХХ в.».

Арифмометр. США, 1912Очень трогательна история появления в Гродековском музее арифмометра американского производства. Этот настольный вычислительный прибор, предназначенный для выполнения четырех действий, передан в дар музею хабаровчанином Юрием Владимировичем Ивановым. А привез его в Хабаровск сын дарителя в 2015 году. Во время посещения г. Сан-Хосе (штат Калифорния) он познакомился с Вики Фрейтас — местной жительницей, имеющей русско-польские корни. И та, расчувствовавшись, передала ему для пожертвования в дальневосточный музей арифмометр, которым пользовалась ее мать.

Анна БЕЛЫХ