Прекрасное уходящее

Иней. Из серии «Старый Хабаровск». 1997. Бумага, акварель, темпера. 38 х 52 Часто слышу: «Как изменился и похорошел Хабаровск», хотя, на мой взгляд, он был живописен всегда. В далекие пятидесятые годы теперь уже прошлого века в самом центре города стояло множество бревенчатых домов, окруженных уютными двориками. Одни горделиво возвышались на каменных первых этажах, другие медленно оседали под тяжестью лет. За стеклами окон с белыми занавесками топорщились пышные гортензии и яркие герани, за резными наличниками слышались звуки семейных будней воробьев. В летнюю жару земля в таких дворах местами превращалась в глубокую пушистую пыль, в которой любили купаться босые детские ноги, разомлевшие сонные куры и прочая живность. Тогда казалось, что этот пленэр будет вечным, неизменным всегда, но лицо города, как лицо человека, постепенно меняется.

Дом Лухта. Из серии «Старые дома Хабаровска». 2008. Бумага, акварель, темпера. 49 х 38 см. Коллекция ДВХМ (Хабаровск) Ушел в прошлое провинциальный тихий облик Хабаровска, и заветные уголки старины стали редким исключением. Некоторые скрылись за фасадами современной архитектуры и яркими щитами суетливой рекламы, но большинство исчезли навсегда. Тем интереснее и ностальгически проникновеннее прозвучала выставка Евгения Базилевича «Хабаровск сквозь десятилетия», открывшаяся в Дальневосточном художественном музее в июне этого года и посвященная 160-летию города.

Старый Градоуспенский собор. 1998. Бумага, офорт. 34 х 49Базилевич успешно работает в разных жанрах и техниках изобразительного искусства, но одной теме художник верен уже долгие годы. Она родилась из его дипломной работы, и как это произошло, он уже и сам не может вспомнить. Будучи выпускником худграфа, он в 1979 году сделал серию офортов, посвященную родному городу. Научный руководитель Дмитрий Андреевич Романюк умело поддерживал все начинания студента, был доброжелателен и никогда жестко не отчитывал за промахи. Показывая, что и как нужно делать, Романюк не вторгался в студенческую композицию, оставляя за Евгением право идти своим путем. Еще одним педагогом, оказавшим тогда большое влияние на Базилевича, стала Марианна Татьянина, только что с отличием окончившая факультет живописи Ленинградского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Евгений Базилевич благодарен ей за высокую академическую культуру и дельные профессиональные советы, а восхищение перед замечательными акварелями Марианны Георгиевны он переживает до сих пор.

Овраг моего детства. 1987. Бумага, офорт. 32 х 31,5Позднее, в 1986–1987 годах художник В. М. Соломенцев показал Евгению новые приемы техники офорта, что послужило толчком для углубленного освоения возможностей этого вида графики. Только с течением времени у Базилевича наметился переход к смешанной технике, так как у него возникло стремление точнее передать фактуру, выявить пластичность художественных эффектов. Акварель в его композициях утвердится в 1995–1997 годах. Постепенно он начнет прорабатывать в своих листах фактуру старой кирпичной кладки домов и почти обесцвеченную временем седину дерева.

Заборы. Из серии «Старый Хабаровск». 1987. Бумага, офорт. 31,5 х 43,5Мотивы непарадного портрета города запечатлены Евгением Михайловичем только с натуры. Об этом всегда говорит построенная художником перспектива, порой подчеркивающая некоторую стереоскопичность пространства. Натурные подготовительные рисунки и этюды очень важны для него, так как помогают глубже почувствовать настроение, а фотография может быть лишь напоминанием, да и то не всегда. Мастер замечает, что «видение» объектива и видение глаз художника абсолютно разнятся. Какой бы эффектной ни была фотография, имеющая ценность документа, она никогда не заменит произведение изобразительного искусства, согретое особенным видением натуры и чувством мастера. Хотя старая фотография может порой подсказать тему будущего произведения.

В далеком прошлом строительство каждого города всегда сопровождалось возведением церквей и часовен. Так происходило и в Хабаровске, где в 1886 году уже завершили первую очередь Успенского собора. Его строгими пропорциями и высокими шатрами хабаровчане любовались до 1930 года. Воссоздать образ варварски разрушенного в мятежные годы российской истории храма художнику помогла старая фотография. Офорт с изображением заснеженной площади перед старым Успенским собором и доходным домом Плюсниных (ныне Дальневосточная государственная научная библиотека) позволяет окунуться в прошлое и увидеть панораму знакомого каждому горожанину исторического места теперь уже в ином художественном и культурном измерении («Старый Градоуспенский собор», 1998).

Панорама с собором. Из серии «Хабаровск. Старый центр». 2018.  Бумага, акварель, гуашь. 37,5 х 51,5Как мастер пейзажного жанра Евгений Базилевич отдает предпочтение суровому времени года — зиме. Тогда обнаженные стволы деревьев перестают скрадывать пространство, и за резкой графикой ветвей отчетливо просматриваются силуэты построек. Это могут быть и кое-где еще сохранившиеся в своем первозданном виде овраги — особенность природного рельефа Хабаровска, придающая городу в любое время года особенно живописный облик. Летом они зарастают в рост человека полынью, готовой всю зиму сопротивляться амурскому ветру, на их склонах могут ютиться покосившиеся заборы и врастающие в землю домики («Овраг моего детства», 1987).

Среди зелени. Из серии «Старые дома Хабаровска». 2017.  Бумага, акварель, гуашь. 35,5 х 50 Офорты Базилевича отличаются градациями тональных переходов, выразительностью линий и проработкой деталей, но не сводятся к простому перечислению видимого. Кажется, что время в этих работах остановилось, как это и мы порой ощущаем зимним туманным днем. Художник приглашает присмотреться и увидеть прекрасное и уходящее в самом обыденном и непритязательном мотиве городского пейзажа. В сущности, он уже многие годы объясняется в любви родному Хабаровску.

В композициях, выполненных в смешанной технике, для Евгения Базилевича главное — передача настроения старого Хабаровска, его тихих и таких уютных уголков, часто при неярком свете сумерек или ясного морозного солнца. В мастерской происходит длительная работа. Художнику надо передать фактуру, показать стать деревьев и выразительность их крон. Осторожно, легким намеком кое-где ввести фигуры людей, которые мы замечаем далеко не сразу, сначала попав под обаяние скромной уходящей натуры. Он точно выбирает масштаб своих произведений, подчеркивающих камерность замысла.

Дом Лухта. Хабаровский вечер. 2015. Бумага, акварель, гуашь. 43 х 55 Некоторые городские мотивы он пишет постоянно, словно это портрет близкого человека, у которого все еще не запечатлены какие-то особенно дорогие черты. Дом Г. Г. Лухта в самом центре Хабаровска на пересечении улиц Комсомольской, 84 и Муравьева-Амурского, 18, построенный в самом начале ХХ века, стал именно таким верным натурщиком. Его старые потускневшие стены и крутые лестницы, ведущие на второй этаж, позировали в разное время года и в разных ракурсах. Заснеженный двор, освещаемый последними лучами сумерек и светящимся теплом окон, передает состояние прощающегося с нами зимнего дня («Дом Лухта 2. Хабаровский вечер», 2015).

Выставка «Хабаровск сквозь десятилетия» с первого взгляда воспринимается глубоко личной, ведь в ней нет ничего надуманного и нарочито эффектного. И это действительно так. Она словно лицо близкого друга, в которое мы всматриваемся, видим уходящее прошлое, цветущее настоящее, и нам дорога в нем каждая черточка («Панорама с собором». Из серии «Хабаровск. Старый центр», 2018). Работы этого художника позволяют остро почувствовать, как стремительно хорошеет город, и осознать, что созданный Евгением Базилевичем графический цикл о Хабаровске с течением времени обретет ценность художественного документа.

Виктория ШИШКИНА,
Фотографии предоставлены Евгением Базилевичем


Евгений БазилевичЕвгений БАЗИЛЕВИЧ родился в 1957 г. в Хабаровске. Окончил художественно-графической факультет Хабаровского государственного педагогического института в 1979 г. Уже в студенческие годы определился его интерес к графике, а участие с 1983 г. в художественных выставках различного уровня позволило ему в 1996 г. стать членом Союза художников России. Произведения находятся в коллекции Дальневосточного художественного музея, краевого музея им. Н. И. Гродекова, Музея истории города Хабаровска, в частных собраниях России и за рубежом.

В течение многих лет Е. М. Базилевич работает доцентом на кафедре «Архитектура и урбанистика» Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ), успешно совмещает творческую деятельность с научной работой, являясь кандидатом психологических наук. Область научных интересов художника определяется проблемой креативности и ее связью со специальными художественными способностями личности.

Научно-педагогическая и творческая деятельность Е. М. Базилевича отмечена рядом наград: 1999 г. — диплом Союза архитекторов России (Третий Дальневосточный архитектурный фестиваль «ДВ Зодчество — 99»; золотые дипломы Союза архитекторов России за руководство курсовыми работами студентов, занявших высшие призовые места на смотрах-конкурсах «ДВ Зодчество — 2016», «ДВ Зодчество — 2017», «ДВ Зодчество — 2018», 2010-й — лауреат премии губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства за роспись «Хабаровск начала 20-х годов ХХ века» («Хабаровск меняющийся») и «Развитие Хабаровского края в 1923–1953 гг.» в экспозиции Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова; 2011 г. — почетная грамота министерства культуры Хабаровского края за добросовестный труд, большой личный вклад в развитие культуры и искусства Хабаровского края; 2016 г. — благодарность губернатора Хабаровского края за большой личный вклад в развитие культуры и искусства Хабаровского края, диплом Российской академии художеств (отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока в Красноярске) за многолетнюю плодотворную творческую деятельность в области изобразительного искусства; 2017 г. — благодарственное письмо Российского фонда культуры за участие в художественной выставке «Соборы России», Гран-при Международного форума «Новые идеи нового века — 2017» в номинации «Сборник научных статей».