- Код хранителей
- Хранители
- На вечное хранение
- Истинные ценности
- Неугасающий костер
- Пушкин в памяти дальневосточников
- Дом, где хранится история
- Знак лучших
- Это наша память
- В архивах вся наша жизнь
- Арсеньевские папки из архива Николая Рогаля
- «Венец благополучных дел музея»
- Неутомимый человек с открытой душой
- Полузабытые страницы
- Единое пространство культуры
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
- ФЕНТИСОВ Евгений Михайлович
В истории Дальневосточного художественного музея, самого первого на Дальнем Востоке России, различают два периода создания и становления — дореволюционный (1901–1917) и советский (1917—1941)1. Учрежденный приамурским генерал-губернатором Н. И. Гродековым в 1902 году как Хабаровский художественный музей, он около 30 лет существовал в стенах Хабаровского краевого музея (ныне им. Н. И. Гродекова). Следующий этап в его истории наступил в 1931 году, когда Хабаровский крайисполком постановил создать художественный музей краевого уровня. В его основу были положены собрание картин и графики из Императорской Академии художеств, хранившихся с 1902 года в бывшем музее ПО ИРГО; переданные в музей по завещанию 1 400 работ уссурийского художника В. Г. Шешунова; более 1 000 работ, отобранных по разрешению Совнаркома в хранилищах центральных музеев Москвы и Ленинграда (Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее им. А. С. Пушкина, Государственном историческом музее и др.). Именно в это время значительная роль в становлении Дальневосточного художественного музея по праву принадлежит его первому директору Петру Михайловичу Покровскому. Покровский родился в октябре 1893 года в селе Красная Ляга Каргопольского уезда Северо-Восточной области (бывшей Вологодской губернии) в семье священнослужителя и сельской учительницы. Ему было два года, когда умерла мать Ольга Васильевна, и отец отдал его на воспитание в Каргопольское духовное училище. Затем годы учебы в Олонецкой духовной семинарии, где он с увлечением занимался в классе иконописи. После окончания духовной семинарии молодой Покровский поступил в Юрьевский (бывший Дерптский) университет на славянское отделение историко-филологического факультета. Заложенная в детстве любовь к рисованию привела его в частные художественные мастерские, которые он посещал одновременно с обучением в университете. Революционные события 1917 года и начавшаяся Гражданская война прервали обучение, П. М. Покровский вернулся в Каргополь. Используя приобретенные в университете и художественных мастерских навыки педагога и художника, здесь он заведовал внешкольным образованием, преподавал рисование в средней школе и педагогическом техникуме. Вскоре он женился, и уже через год в семье родился сын Анатолий. Любовь к искусству позволила сделать профессиональный выбор: в 1922 году Петр Михайлович стал директором Каргопольского краеведческого музея2, в котором проработал четыре года. В памяти земляков-каргопольцев Покровский остался человеком «открытой души» и разносторонних дарований. Он играл в народном театре, прекрасно пел и рисовал. А еще стойко переносил лишения тех лет. В письме директору Вологодского музея он писал: "Для прокормления себя и семейства пишу вывески для нэпманов и продаю необходимые вещи домашнего обихода...«3 В августе 1926 года Покровский с семьей приехал в Хабаровск и уже с 15 августа был зачислен в Хабаровский краевой музей заведующим отделом революции. С первых же дней проявились его деловые качества и практические познания в различных сферах музейной деятельности. Он быстро освоился с обязанностями заведующего отделом революции, проникся планами и заботами музея. В это же время в связи с передачей в Хабаровский музей более 1500 картин умершего уссурийского художника Шешунова Далькрайоно постановил открыть в Хабаровске картинную галерею в качестве самостоятельного отдела музея. Директор музея К. Я. Лукс, увидев в П. М. Покровском опытного музейного работника, искреннего и безотказного, поручил ему заняться дополнительно вопросами организации галереи. Буквально через четыре дня после зачисления на работу Покровский уехал в командировку в Никольск-Уссурийский для приема работ Шешунова. Осенью 1926 года для картинной галереи отвели здание бывшей синагоги4 на улице Фрунзе, 45, провели частичный ремонт и переделку помещений. Там же, на втором этаже поселилась и многочисленная семья Покровского — жена Александра Петровна, дети Анатолий и Ирина, теща Анна Архиповна Жихарева. По решению ученого совета музея П. М. Покровский подготовил план размещения в картинной галерее художественных предметов, и уже в начале 1927 года она открылась большой выставкой. Галерея сразу стала местом общения художников, а центром их притяжения, несомненно, был П. М. Покровский, в котором они видели прежде всего художника, искусствоведа, единомышленника. Кроме того, он лично знал многих ведущих современных мастеров, с которыми общался в художественных мастерских. Занимаясь организацией картинной галереи, Покровский заинтересовался предметами быта народов Амура из фондов музея. Его первое знакомство с искусством «туземцев», как их было принято называть в 1920-е годы, состоялось в конце 1926 года, когда Петра Михайловича командировали в непродолжительную экспедицию в стойбища гольдов (устаревшее название нанайцев) по реке Амур с целью сбора экспонатов для Всесоюзной выставке искусств в Москве. Став членом созданного в январе 1927 года Дальневосточного общества краеведения, П. М. Покровский вместе с хабаровскими художниками выезжал в экспедиции по стойбищам, изучая искусство нанайцев. Из экспедиций исследователи привозили зарисовки, наброски предметов быта, одежды, виды стойбищ, портреты нанайцев. По предложению П. М. Покровского в апреле 1927 года решением ученого совета Хабаровского краевого музея картинная галерея была переименована в художественный отдел музея, в его состав вошли произведения живописи, скульптуры и предметы национального искусства. Назначенный в 1927 году заведующим этого отдела Покровский занимался комплектованием и изучением предметов искусства народов Дальнего Востока, постоянно выезжал в этнографические экспедиции. Профессионализм, лидерские качества и высокая репутация в среде художников позволяли ему влиять на современные художественные процессы. По инициативе П. М. Покровского в Хабаровске 5 июля 1927 года создана Ассоциация хабаровских художников из двадцати человек. Они работали в школах, училищах, редакциях газет, клубах, мечтали о художественных выставках и профессиональном общении. Всеми консультационными вопросами ассоциации при ее организации занимался Покровский. В 1927 году ассоциация организовала в Хабаровске две выставки — персоналию художника И. П. Сверкунова, с которой были отобраны для приобретения в художественный отдел музея 14 работ, и художественную выставку к 10-летию Октябрьской революции. Вскоре на первом организационном собрании юных художников Хабаровска П. М. Покровский выступил с предложением организовать художественную секцию молодежи при Хабаровской Ассоциации художников (ХАХ). Собранием было решено организовать кружок изобразительных искусств при комсомольском клубе как секцию молодежи ХАХа и провести общегородскую выставку молодежи, приурочив ее также к 10-летию Октября. В июне 1927 года в Хабаровске организована краевая комиссия содействия Госакадемии художественных наук в организации выставки искусства национальных меньшинств СССР, которую готовили к открытию в честь предстоящего 10-летия Октября. В состав комиссии вошли представители президиума крайисполкома, Главнауки на Дальнем Востоке и краевых организаций. В задачу комиссии входили задачи выявления, собирания, обработки материала и отсылка в Москву экспонатов, наиболее характерных для отдельных народностей и «племен Дальнего Востока»: орнаментов, резьбы по кости, дереву, вышивки, скульптуры. Ответственным за организацию этой выставки утвердили П. М. Покровского. В Москве выставка прошла с огромным успехом. Совнарком СССР отметил выполненную П. М. Покровским работу грамотой и наградил его именными золотыми часами. В 1929 году в здании художественного отдела Покровский организовал персональную выставку художника-карикатуриста Н. Наумова, очень популярного в дни Гражданской войны на Дальнем Востоке. Следующей стала выставка художников Дальнего Востока, среди которых хабаровские художники Бормотов, Косицын, Яницкий, Гусак, Холодов и другие, а также приглашенные Покровским из Москвы Борисов и анималист Ватагин. Выставка вызвала небывалый интерес, ее посетили свыше трех тысяч человек. Вторая экспозиция была посвящена советской тематике, ее участниками стали московские художники-графики М. Добросердов и В. Беляев. Представляя на ученом совете в ноябре 1928 года план развертывания подотдела туземного искусства, П. М. Покровский отметил, что этот вопрос совершенно новый. Необходимо собрать документированные материалы по искусству туземцев, обработать их, выявить особенности национального стиля и бороться за сохранение его чистоты и самобытности. Занимаясь искусством коренных народов Дальнего Востока, Покровский продолжал выезжать в экспедиции для комплектования художественного отдела музея предметами искусства туземцев. Благодаря этому музейная коллекция пополнялась образцами орнаментов и вышивок, халатами, торбасами, тапочками, предметами культа, орудиями труда. Им также был разработан конспект работы по искусству гольдов. На 1 октября 1930 года в художественном отделе числилось уже 1 782 предмета. В декабре 1930 года П. М. Покровского избрали делегатом от Дальнего Востока на Всероссийский музейный съезд, где не только обсуждались многие проблемы музейной работы, но были и призывы к борьбе с реакционным рутинерством, к превращению музеев в «инструмент культурной революции». Возвратившийся из Москвы Покровский выступил с отчетом о работе съезда на ученом совете и с новыми силами приступил к работе в художественном отделе музея. Восстановление картинной галереи, поступление большого количества предметов изобразительного искусства из Государственного музейного фонда в Хабаровский музей, родившаяся в ходе подготовки и проведения краевых выставок идея художников о том, чтобы в Хабаровске появился художественный музей — все это стало определяющими в решении краевых властей создать художественный музей регионального значения. Председатель Дальневосточного краевого исполнительного комитета А. Н. Асаткин лично договорился в Наркомпросе и Совнаркоме о выделении для Дальнего Востока крупного собрания художественных произведений из Государственного музейного фонда. Всего в 1930–1931 годах для Дальневосточного художественного музея (ДВХМ) было отобрано 1100 произведений изобразительного искусства из семи центральных музеев. В 1931 году М. П. Покровского назначили первым директором Дальневосточного художественного музея. Требовали решения вопросы о выделении здания для музея, наборе штата, а тем временем из Москвы уже прибыли пять вагонов с художественными ценностями. Часть музейных грузов завезли в краевой музей, остальные распределили в красных уголках различных организаций, но так или иначе все они подвергались риску растраты или похищения. В итоге под давлением общественности краевые власти решили разместить художественный музей на улице Фрунзе, 45, в здании бывшего художественного отдела краевого музея. В 1931–1937 годах П. М. Покровский, опытный музейный деятель и художник-педагог, способствовал не только становлению ДВХМ, но и ускоренному развитию дальневосточного изобразительного искусства, объединению художников вокруг музея. В это время среди научных сотрудников ДВХМ были хабаровские художники. Под руководством своего директора они приобретали музейные навыки: выполняли научное описание музейных предметов, выезжали в многочисленные экспедиции по стойбищам Амура для комплектования предметами народного искусства, читали лекции в заводских и красноармейских коллективах, проводили беседы и экскурсии для населения. Музейные сотрудники участвовали в подготовке краевых передвижных выставок, публиковали материалы к выставкам в краевых газетах, рисовали и издавали афиши и пригласительные билеты, писали сотни писем художникам-самоучкам и профессиональным дальневосточным мастерам и художникам Москвы и Ленинграда, приглашая участвовать в выставках. В декабре 1933 года при активном участии директора художественного музея в Хабаровске организовали производственно-кооперативное товарищество «Художник», которое участвовало в художественном оформлении города к праздникам и демонстрациям. Практически все свое время П. М. Покровский отдавал работе: читал лекции по искусству коренных народов Севера комсомольцам и красноармейцам, разрабатывал экспозиционные планы, развивал общественные связи музея. Даже когда в 1936 году в семье Покровского родился третий ребенок — дочь Кира, он продолжал круглосуточно пропадать в музее, где проводил вечерние занятия с юными художниками, делал эскизы витрин к музейным выставкам, рисовал афиши или праздничные транспаранты для городских праздничных демонстраций, писал статьи в газеты, письма художникам. По воспоминаниям дочери Покровского Ирины Петровны, Петр Михайлович был образцом человека и труженика. «Музейное дело — главное, любимое занятие моего отца. Ради него он готов был работать 24 часа в сутки, забывая о еде и сне. Наша семья жила в помещении художественного музея на втором этаже, рядом с хранилищем картин. Выставочный зал, рабочие комнаты, художественная студия (где папа тоже работал) были внизу. Я по нескольку раз в день бегала вниз, чтобы позвать его к обеду. И каждый раз он говорил: «Сейчас-сейчас», и тут же забывал. Ему всегда было некогда. А как любовно собирал папа экспонаты для музея! Многое приобретал на свои скудные средства. А чтобы как-то содержать семью (шесть человек), читал лекции, устраивал выставки, по его эскизам ежегодно украшали в праздники город. Главные черты Петра Михайловича — его высокая интеллигентность, порядочность, бескорыстие, величайшее трудолюбие. Не терпел халтуру и рвачество. «Халтурщина» — его ругательное слово"5. П. М. Покровский взял на себя ответственность за организацию краевых художественных выставок, сплотив вокруг себя художников-единомышленников — научных сотрудников музея Г. В. Гусака, А. А. Васильева, А. А. Чистякова, И. В. Михайлову, А. В. Шишкина, В. Н. Высоцкого и других. Через печать, радио, афиши, обращения и письма музей повсеместно, от Читы до Чукотки, широко информировал население края о сроках приема на очередную выставку произведений профессиональных и самодеятельных художников, об условиях проведения выставок и премировании призовых работ. В июле 1938 года в помещении Дальневосточного художественного музея открылась первая краевая художественная выставка детского творчества, в которой участвовали дети от 3 до 17 лет, представившие 365 экспонатов6. Подготовку к выставке, начатую П. М. Покровским, сотрудники музея продолжали в течение 1937–1938 годов. Директор не случайно обратился к теме детского творчества, потому что именно в детях он, как педагог, видел перспективу развития изобразительного искусства в крае, оторванном от цивилизованного европейского центра страны тысячами километров. В своем обращении по радио к юным слушателям о предстоящей выставке П. М. Покровский говорил: "Рисуйте на любую тему и чем угодно: карандашами, акварелью и масляными красками, цветными карандашами и тушью. Только не забывайте главного. Не срисовывайте с картинок. Рисуйте как можно больше с натуры, учитесь наблюдать и изучать окружающую вас природу и вещи...«7. Проводимая под неустанным руководством Покровского выставочная деятельность Дальневосточного художественного музея — пять краевых художественных выставок с 1932 по 1938 год, выявила и сплотила большое количество профессиональных и самодеятельных художников края, национальных мастеров и детей, дала возможность молодым художникам и художникам-самоучкам практически учиться у профессионалов. Выставки положили начало систематическому общественному показу работ дальневосточных живописцев, графиков, скульпторов, стимулировали их, развивали профессиональный интерес, подчеркивали организующую роль музея в сплочении художественных сил края. Выставочная деятельность музея, по мнению П. М. Покровского, дала возможность в условиях культурной революции 1930-х годов ускоренно решить главную проблему Дальнего Востока — «воспитание и создание творчески активной, социально устойчивой прослойки художественной интеллигенции». Колоссальным успехам музея в просветительской и художественно-образовательной работе способствовал факт полного отказа (с 1936 года) от политизированных тем в выставочной деятельности. Немалая заслуга П. М. Покровского в том, что он направил все усилия музея на методику раскрытия художественно-эстетических ценностей в экспонировавшихся произведениях изобразительного искусства. ДВХМ, органично вошедший в дальневосточную музейную сеть, способствовал выполнению важной роли в развитии культуры региона, в ускоренном развитии дальневосточного изобразительного искусства, в консолидации художественных сил края. Особая роль принадлежала музею в изучении, комплектовании и научной обработке предметов декоративно-прикладного искусства малочисленных народов Дальнего Востока. В 1937 году Покровский подготовил к изданию альбом «по искусству национальностей ДВК», который бесследно пропал8. Творческую деятельность ДВХМ, органично вписавшуюся в культурную, художественную и музейную среду региона, нарушили новые политические репрессии на работников культуры и искусства. Кампания массовых чисток достигла небывалых размеров в 1937–1938 годы, когда на страницах печати публиковались отклики на показательные процессы над «врагами народа» — потомками дворян, духовенства, купцов и других непролетарских слоев населения. В дальневосточных музеях органы НКВД находили «контрреволюционеров» и «японских шпионов». Не избежал этого и художественный музей. Его директор был арестован 18 февраля 1938 года. В обвинительном заключении от 18 июля 1938 года говорилось, что Покровский П. М., «сын попа», с 1936 года являлся «руководителем шпионской организации, существовавшей в Дальневосточном краевом художественном музее», в которую привлек сотрудника музея и «которому давал специальное задание по сбору секретных сведений для передачи в пользу Японии». Кроме того, он проводил «антисоветскую агитацию против существующего советского социалистического строя». Поскольку обвиняемый виновным себя не признал, но был изобличен показаниями и очной ставкой другого обвиняемого, следователь постановил: дело по обвинению Покровского П. М. направить на рассмотрение тройки УНКВД по ДВК. В выписке из Протокола тройки УНКВД от 27 сентября 1938 года — постановление: "Покровского Петра Михайловича расстрелять. Имущество, лично принадлежащее осужденному, конфисковать"9. В выписке из акта имеется короткая запись: "Постановление тройки УНКВД по ДВК от 27 сентября 1938 года приведено в исполнение 11 октября 1938 года«10. Все годы с момента ареста Петра Михайловича его родные преследовались как «враги народа». В 1941 году на фронтах Великой Отечественной войны погиб сын Покровского Анатолий. После смерти Сталина на запрос жены А. П. Покровской в 1955 году ей ответили, что П. М. Покровский умер в 1942 году. Через год, когда ею были написаны письма прокурорам СССР и Хабаровского края, в декабре 1956 года дело Покровского пересмотрели во 2-м отделе УКГБ по Хабаровскому краю. В качестве свидетелей допросили хабаровских художников И. А. Горбунова, А. В. Шишкина, В. Н. Высоцкого, бывшего научного сотрудника Дальневосточного художественного музея Н. У. Михальску. Они говорили о П. М. Покровском как о высоком профессионале, справедливом музейном руководителе, проявлявшем заботу о сотрудниках и художниках, пользовавшемся авторитетом среди рабочих и служащих, хорошем семьянине, чутком отце. Определением военного трибунала ДВО № 4/348 от 18 марта 1957 года "постановление тройки УНКВД по ДВК от 27.09.1938 года было отменено и дело в отношении П. М. Покровского было прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления (ст. 4, п. 5 УПК РСФСР). Покровский П. М. был полностью реабилитирован посмертно«11. В память об этом выдающемся человеке Дальневосточный художественный музей в 2006 году учредил премию П. М. Покровского. Она вручается юным талантам — победителям ежегодных конкурсных выставок «Новые имена», которые ежегодно проводит музей, продолжая традиции своего первого директора. Светлана ЖУК Труды П. М. Покровского
Примечания
|
|||
|