Музыкантов оркестра народных инструментов не зря называют народники. Потому что все эти баяны, балалайки, домры и были придуманы для народа. Чтобы немного веселей жилось простым людям, чтобы в минуту отдыха, когда душа просит песен, можно было и подыграть мелодии на гармошке, и пуститься в пляс под незатейливый мотив. Так уж устроен русский человек, что не может он без музыки. Хоть на балалаечке побренчать тихонько, хоть на домре. Глядишь, и просветлеет на душе немного. Домра, старинный народный щипковый инструмент, известна на Руси с XVI века. Согласно словарю музыкальных терминов слово «домра» состоит из двух слогов — дом и ра, что означает Дом солнца или Солнечный дом. Может, это название возникло потому, что первоначально корпус домры изготовлялся из круглого оранжевого бока тыквы, в котором выдалбливалась сердцевина, натягивались струны, и чистый яркий звук взывал к чему-то солнечному и радостному. Но это было давно, когда музыканты бродили по свету, веселили народ. Ни один праздник не обходился без народных инструментов. Потом домра была запрещена церковью, уж очень раздражали служителей культа скоморохи, которые не только играли, но и распевали под веселый аккомпанемент свои крамольные песни, в которых высмеивались церковные догматы. Также подвергалась домра гонению и со стороны государства. Инструмент топили в речке, разбивали, сжигали. Но народ не хотел расставаться с полюбившимся инструментом и из четырех дощечек соорудил балалайку. Сделанная по образу и подобию домры, балалайка звучала тише, интимней, но и под нее тоже хорошо было собираться на зеленой опушке леса, водить хороводы, петь. Так что на долгое время домра была забыта, и только в конце XIX века инструмент реконструировал В. В. Андреев. Хотя этимология названия домры и названий инструментов, бытующих ныне у народов Средней Азии: домра, думбра, домбур, говорит о восточном происхождении домры. После реконструкции домра мало что унаследовала от своего восточного прототипа, звук приобрел тембр, свойственный русскому мелосу, и в современном виде инструмент считается чисто русским. «Очень хочется возродить былые традиции, — говорит преподаватель домры Хабаровского колледжа искусств заслуженный работник культуры РФ Раиса Васильевна Янкина, — вернуть первоначальное значение домры, показать всю красоту и своеобычность этого инструмента. Ведь игра на домре требует от исполнителей импровизации, виртуозного владения техникой, внутренней свободы. В Хабаровске, пожалуй, только Матвея Журавлева можно было назвать продолжателем традиций, восходящих к народной музыке. Сейчас на домре играют в основном классику, романсы, исполнителями утрачен сам принцип импровизации». Раиса Янкина родилась на Урале в городе Миасе Челябинской области. Музыку в их семье любили, девочка с детства помнит, как, бывало, хорошо пела мать. Сначала Раиса занималась в самодеятельности, пробовала играть на духовых, но была настолько мала и хрупка, что преподаватель посоветовал ей перейти на домру. По окончании Магнитогорского музыкального училища Раиса поступила в Новосибирскую консерваторию на отделение народных инструментов. Закончив консерваторию, работала на радио и телевидении в Новосибирске в оркестре народных инструментов, потом коллега пригласил во Владивосток преподавать в институте искусств. «Девять лет я там проработала, — продолжает Раиса Васильевна, — потом вышла замуж и перебралась вместе с мужем в Хабаровск, где в колледже искусств тридцать лет учу студентов игре на домре». К сожалению, сегодня в нашем городе народные инструменты не столь востребованы, сетует Янкина, все меньше желающих поступать на отделение домры. Правда, когда талантливый педагог сама идет в школы и рассказывает детям, какой это интересный и сложный инструмент, поток желающих учиться на отделении народных инструментов заметно увеличивается. Вот так, подобно древним скоморохам, ходит она, играет, рассказывает, а где и подпоет своей любимой домрочке. Не зря ее домра занимала призовые места на многочисленных зональных и прочих конкурсах, о чем свидетельствуют дипломы, грамоты, призы. Параллельно с преподавательской деятельностью Раиса Янкина всегда работала с известными городскими ансамблями — «Коробейники», «Хабар-квинтет». Вместе они побывали в Канаде, Сан-Франциско, Японии, Южной Корее, где интерес к русской музыке неиссякаем. Характерно, что наши восточные соседи — японцы — очень заинтересовались домрой. Выходит, не чужд старинный русский инструмент загадочному восточному менталитету, права история. Заметила: все народники настолько любят свои инструменты, что называют их уменьшительно — домрочка, балалаечка. При колледже искусств давно существует оркестр народных инструментов, которым уже восемь лет руководит Ася Георгиевна Фурта, ученица Раисы Янкиной. Разумеется, раньше оркестр был более многочисленный, тогдашний его руководитель Борис Константинович Ушаков составлял большие сложные программы, и деятельность оркестра, не в пример сегодняшнему дню, была востребована. Но и сегодня, уверяют его руководители, творческий потенциал и возможности оркестра немалые. Оркестр принимает участие не только в городских и краевых мероприятиях, но и в международных проектах. Руководители стараются, чтобы их коллектив отвечал всем требованиям большого оркестра. «Мы надеемся, что городские власти повернутся к нам лицом и по примеру других городов присвоят оркестру статус муниципального», — говорит Раиса Васильевна. Наверное, это закономерно, когда история творческого коллектива, как и история отдельного инструмента, на протяжении времени претерпевает различные периоды: интерес сменяется равнодушием, равнодушие забвением, чтобы потом, словно птица Феникс, восстать из пепла и зазвучать во всем великолепии и многообразии звуковой палитры. На радость себе и окружающим. Светлана ФУРСОВА |
|||
|