Богородичные иконы отличались от икон с образами других святых разнообразием иконографических типов, их количеством и интенсивностью почитания, а также особой духовной наполненностью. Написать Богородичную икону — очень сложное искусство, в котором все имеет символический смысл: позы, жесты, предметы, одежда. Даже, казалось бы, такая деталь, как роспись головного покрова Богородицы — мафория имеет значение. Чтобы это понять, стоит обратиться к собранию Богородичных икон Дальневосточного художественного музея. Они поступили сюда наряду с другими иконами в разное время из фондов Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея, а также из частных коллекций любителей старины. Всего в коллекции 43 Богородичные иконы, с богородичным праздничным циклом включительно. Не на всех из них мафорий Богородицы расписан в соответствии с установленными правилами — византийским каноном. Канон диктует изображать Богоматерь в мафории темно-вишневого цвета с тремя золотыми звездами на челе и плечах. При этом темно-вишневый цвет символизирует царственную власть Богоматери — Царицы Небесной, а звезды — три Ее девства, чудесно сохранившихся «до рождества, в рождестве и по Рождестве».
На иконе «Богоматерь Грузинская» у Богоматери темно-вишневый мафорий с цветной подкладкой и большими красными отворотами необычной формы, похожей на капли крови. Написание такой формы и цвета отворотов напоминает верующим о предстоящей жертвенной крови распятого Христа. Этим усиливается сакральная идея образа. Вместе с тем мафорий говорит нам о времени и месте создания иконы. В России «Богоматерь Грузинская» была списана с византийского канона Богоматери Одигитрии (Путеводительницы). Название «Грузинская» этому типу Богоматери присвоено в более позднее время — в XVIII–XIX веках. Икона «Коронование Богоматери», как говорит надпись в левом углу: «Соw(т)ворена Iкона Сия[ ] во[ ]томъистараnиемъ Жителемъ деревnе бойковой Iваномъ Минаевымъ 1794 года мца марта ф.». На Богоматери темно-синий мафорий с желто-оранжевым исподом, горизонтальные складки которого вычурно драпируют ее фигуру. На голове прикрывающий затылок плат белого цвета — символа чистоты, праведности и простоты. Таким цветом усиливается сакральность образа. Контрастное цветовое сочетание мафория и вычурная форма его складок говорят о заметном влиянии в русской иконописи в конце XVII века западных гравюр.
На иконе «Богоматерь Федоровская» мафорий Богородицы, как и поля иконы, неканоничного ярко-оранжевого цвета. Края мафория Богородицы и часть фона имеют ярко-желтые полосы. Поверх мафория Богородицы посеребренный наголовник (убрус), украшенный растительным и точечным орнаментом. Икона благодаря таким свежим локальным красочным сочетаниям и травному узору убруса относится к так называемым народным иконам — «краснушкам».
Источником письма музейной иконы «Скорбящая Богородица» послужил текст канона молитвы Богоматери, в котором она названа «скорбящих радостью». В центре иконы изображена сильно увеличенная ростовая фигура Богоматери с группирующимися фигурами ангелов и страждущих. На Марии наголовник интенсивного желтого цвета, декорированный спиралевидными завитками, и темно-вишневый мафорий с белой графической прорисовкой складок. Мафорий драпируется круглой складкой на локтях. По краям мафория имеются надписи в белых рамках дробниц: «НАГИМЪ», «ОДЕЯNIЕ», «АЛЧУЩИМЪ», «ПИТАNIЕ». Надписи над молящимися, ярко выраженными в образе «Скорбящей Богородицы», вполне отвечают сакральной идее заступничества.
К подобному изводу (разновидности) относится и музейная икона конца XIX века «Богоматерь Всех Скорбящих Радость», так называемая «Богородица с грошиками». Богородица представлена не в царственном облике, а в образе Пресвятой Девы без Младенца в окружении людей, ожидающих ее помощи. На ней новая деталь — белый наголовник поверх синего мафория с нанесенными золотыми грошиками. Появляются новые детали: белый плат на главе Богородицы поверх мафория с грошиками. Этот извод был широко распространен, в том числе в старообрядческой среде (Урал, Ветка). Такая роспись мафория помогает понять сакральный смысл образа — его чудесного спасения от пожара. Событие пожара произошло, как написано на нижнем поле иконы: «... после грозы разразившейся 23 июля 1888 года надъ часовнею находящейся в С. Петербурге въ те от прил. КъСтекл. Завод()». Молния с силой ударила в часовню, обожгла стены внутри нее, но не коснулась образа Богоматери, а двенадцать медных монет из разбитой кружки подаяний оказались прикрепленными в разных местах к образу. Слух о святой иконе распространился по всей России.
Наталия СТАРУН |
|||
|