Наполнить сердце добротой...

ТаяниеДавайте,
зачерпну вам тишины
Ковшом из россыпи
сверкающих созвездий...
          Светлана Вялкина

Жизнь человека непредсказуема, и некая логика выстраивает ту одну-единственную Судьбу.

Изначально статья задумывалась как анализ абстрактной живописи японского художника Миямото Цутому. Абстрактное искусство всегда предполагает поиск художником оригинального стиля, но и в этом случае абстракция может остаться формальной композицией, если художник не передаст энергию души в картину. Абстрактное творчество Миямото Цутому привлекает ярко выраженной манерой, присущей Мастеру. Его живописные работы соединяют в себе символически абстрактно-образный подход, пластические поиски фактуры, свойственные современности, и традицию японской живописной культуры. Они также имеют необычный формат и дизайн. В целом, хотелось поговорить о сущности абстракции, об отношениях этого непростого жанра — континуума живописного Космоса — со зрителем. Но волей-неволей мысли обращаются именно к личности этого неординарного художника. Приезд Миямото Цутому в Россию — это всегда праздник общения для поклонников его искусства, друзей. От него исходит та мудрость, которая возвышает обыденность, заставляет многое переосмыслить.

Отдалиться от РодиныИз воспоминаний художника Миямото Цутому:

«В детстве из-за болезни я потерял слух, образовался вакуум в общении с друзьями. Мама меня научила рисовать, и с тех пор я хотел быть только художником... Когда я оканчивал школу, то учитель, инструктировавший нас по поводу продолжения учебы, отругал меня со словами: „Непатриотично думать о работе художника в военное время!“, и я отказался от этого стремления, был призван в армию и определен в артиллерийское училище в Харбине. Началась война с Советским Союзом, и сразу же — плен. Наш лагерь находился в районе Дуки. Как и все военнопленные, валил лес, мостил дороги, копал траншеи, строил дома для местного населения. Холод, голод, тоска по родине, — мои товарищи уходили навсегда. Белый-белый снег — безнадежное непреодолимое пространство, бессмысленность происходящего, я хотел уйти к ним, и вдруг в снегу заметил маленькую ягоду шиповника, она горела цветом жизни, и я понял: надо жить — выжить вопреки обстоятельствам... »

Белый плотный пласт, фактурой имитирующий снежные сугробы, и на нем ягоды красного шиповника, как капли горя, застывшего в сердце человека, и в этой боли — страстное желание преодолеть безжизненность белого пространства, вернуться на родину и посвятить жизнь памяти товарищей, искусству, чтобы «нести добро, свет Красоты». Как определить жанр этой небольшой картины, здесь бессильны любые слова — перед нами жизнь человека с болью, до сих пор переживаемой.

Заброшенный домИз предисловия к альбому абстрактной живописи Миямото Цутому:

«Так к чему же я хотел обратиться, когда вновь стал писать картины после возвращения из плена? Я хотел этим сказать: „Нельзя, чтобы вновь повторились жестокие сцены войны“. Хочу, чтобы как можно больше людей узнало о моем сожалении оттого, что мои товарищи умирали во время таких жестоких испытаний. Чтобы не забывать о бессмысленности войны, я вложил различные мысли в это собрание картин. И буду несказанно рад, если у вас возникнут какие-либо чувства после них. Для меня абстрактное искусство — это духовно-образная живопись, здесь я могу выразить свои чувства полнее».

Картины японского художника хотя и сдержанны по цвету, но его емкость достигается разнообразием нюансов гризайля, чему способствуют и пастозность фактуры, и элементы коллажа. Цветосветовое пластическое решение в работах явственно имеет семантическое выражение (содержание). «Луна в квадратной форме», «Снежный свет» схожи по образу и композиции. Как правило, светопередача в живописи имеет рассеивающий характер, например, в композиции художника «Огонек» понятен прорыв света в темном пространстве. Но в этих картинах необычны плотные прямоугольные световые пятна, резко контрастные с фоном, они привлекают внимание и непривычным композиционным расположением. Простой ответ перенес в то далекое время плена, когда в безысходности ночи квадратное окошко палатки заполонялось или луной — «она приближалась близко-близко, и ее единый для всех свет переносил меня на родину» — или снежным светом, и эта ночная картина осталась навсегда в сердце художника. В «Двойной луне» мерцающий приближающийся свет от далекой лунной точки тоже имеет квадратную форму.

Дерево, павшее от ветраИз воспоминаний художника Миямото Цутому:

«Здесь я познакомился с художником Васютиным, ленинградцем, который после фашистского плена работал как вольнонаемный в лагере. Он снабжал меня чернильным порошком из канцелярии, а рисовать приходилось на мешках из-под цемента и пороха. Мы подружились, благодаря его поддержке я не стал калечить себе руки, чтобы избежать огромной физической нагрузки. Плен длился четыре года. В 1949 году я вернулся на родину. После войны родные посчитали, что художественные занятия несерьезны, к тому же я понимал, что материально трудно, поэтому окончил естественный факультет университета. Работал в школе, преподавал математику, физику и химию, у нас это называется естествознанием. Но все свободное время продолжал рисовать. В 38 лет состоялась моя первая персональная выставка, и впоследствии каждые 2–3 года, а после ухода на пенсию — в год, делаю по две выставки».

Сверкание реки АмурИз предисловия к альбому абстрактной живописи Миямото Цутому:

«Я вместе с господином Миямото несколько раз ездил на места захоронений японских граждан, интернированных на российский Дальний Восток и в Сибирь. Он повсюду непрерывно занимался эскизом. Я проникся к нему уважением за его острый взгляд на натуру. Эти работы были собраны в серию «Пейзажи России» и выставлены в художественных музеях Дальнего Востока. Дело господина Миямото будет продолжаться, «пока есть жизнь». Особенность его работы заключается в параллельности реального отображения натуры, переходящего в абстрактность, что характеризует его изначальную сущность. В одном из интервью господин Миямото сказал: «Что касается моего взгляда на искусство, то я считаю, что оно не должно просто отображать натуру — это может сделать фотография». Как точно сказано!

Я осознаю, что в картинах Миямото имеется философское проявление, которое нельзя выразить простым реалистичным изображением натуры... Развивая через картины дружбу между народами Японии и России, господин Миямото постоянно старается передать свой жизненный опыт и знания молодому поколению. О достижениях этой идеи после возвращения на родину он писал в книге воспоминаний «На ягодах шиповника на снегу».

Эгути Тосикадзу,
редакционная группа для записи
переживаний японских военнопленных

Холодный ветерИз воспоминаний Миямото Цутому:

«Сразу после войны никаких чувств не испытывал. Я был в таком состоянии, что почти потерял интерес к жизни, и именно память о моих товарищах заставила меня вернуться к жизни, как будто прозвучал наказ: работать за них и за себя. Я сделал серию пейзажей современной Японии и привез ее в Комсомольск, чтобы они «увидели» ее. Во время подготовки первой выставки «Мой Дальний Восток» я думал о своих погибших товарищах. Она посвящена им, и с тех пор оставляю работы музею в дар моим погибшим друзьям, их душа есть здесь. В эти работы я также пытался вложить и чувство благодарности амурской земле, людям, помогающим нам. Освободиться от воспоминаний невозможно. Я стал много рисовать природной натуры во время поездок в Россию».

Абстрактное искусство — это эмоциональная реальность, созданная мыслью, чувствами и визуально чувственным опытом человека. Сам цвет вызывает определенные ощущения, переходящие в осознанные чувства-образы. Нам приятно отдыхать среди зелени, а красная цветовая гамма вызывает экспрессию чувств; нежные пастельные тона уводят в тонкое лирическое переживание, а мечтами мы устремляемся к голубому небу. Образное значение цвета есть первоначальный импульс, исходящий из глубин человеческого подсознания. Абстрактная картина осмысливается постепенно, она требует неспешности, опыт гармоничного общения с природой, вчувствования в цвет. Зрителю важно понять, что любое цветовое пятно в абстракции может изменить, дополнить изначальную идею художника, т. е. цветовая палитра, ее фактура приобретает субъективную эмоциональность — в процессе работы художник мыслит пластическими образами. В абстрактной живописи Миямото Цутому проявлена углубленная созерцательность природного мотива, свойственная японской ментальности. Художник избирает самые привычные проявления природы, повсюду нас окружающие. Они абстрактны по цветоощущению, по рождающимся образам во время наблюдения, эти мотивы гармонично дополняют эмоциональный настрой человека, они музыкально ассоциативны: таяние снега, зимняя спячка насекомых, гул моря, струящийся воздух, белая ночь, выветривание — в них ритм природы, сопровождающий жизнь человека. Человеку, находящемуся на грани небытия, ценно и значимо все, что говорит о непрерывности бытия. Поэтому картина даже небольшого формата — это фрагмент бесконечности. Неслучайно Миямото Цутому порой живописную композицию размещает в углу или сбоку на деревянной плоскости, что, в целом, кстати, напоминает традиционную архитектуру Японии.

Люди разныеИз интервью:

— В Японии предпочитают реалистическое искусство, вы большую часть творчества посвящаете абстрактной живописи. Почему?

— Может быть, это покажется странным, но поездки в Россию для меня являются источником вдохновения абстрактного творчества. Я очень волновался во время открытия первой выставки в Комсомольске-на-Амуре. Заметил, что она вызвала горячие отклики, а также некоторые споры: не было равнодушных зрителей. Разница между посещениями России до выставки и после ее открытия громадна. Именно в это время больше почувствовал комсомольчан. Приобрел много друзей, приветливых и искренних. Незабываемы чаепития с ними, с художниками, разговоры о жизни, об искусстве. Именно в России люди наиболее чувствительны к абстракции, ее эмоционально-чувственным образам, здесь много спрашивают о технике письма. У меня появилась серия графических абстрактных работ, выполненных в разных материалах одновременно, в том числе и тушью. Я теперь с нетерпением жду встреч с российскими зрителями, они любознательны, эмоциональны, откликаются на динамику абстракции. В общении с ними, с природой России у меня появляются новые образы.

В далекой Японии в мастерской художника холст, заполненный темно-серым пространством с повторяющимся ритмом серебристо-белых линий, — знакомое ощущение чего-то близкого — конечно же, это Амур с его осенними звуками-всплесками волн. Здесь же находились две абстрактные композиции, экспрессивные по цвету, так непохожие на цветовую образность Миямото Цутому — в них была энергия образа русского художника Дмитрия Гутова, и действительно они посвящались ему....
Поистине энергия духа преодолевает физическое расстояние, непонимание и соединяет людей.

Ольга ПРИВАЛОВА,
член Союза художников России, директор галереи современного искусства «Метаморфоза»
Комсомольск-на-Амуре


Миямото ЦутомуМиямото Цутому родился в 1922 году. С 1996 года каждый год проводит выставки графики и живописи в Музее изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре. Все работы оставляет в дар музею. Также состоялись выставки в Дальневосточном художественном музее (г. Хабаровск), в музее г. Николаевска-на-Амуре.