- История семьи фотографа Нино
- Первые художники Хабаровска
- ...И дольше века длилась жизнь
- Пристанище муз эпохи революции
- «Жизнь напоминает мне тоненькую свечку...»
- Война и примирение музыкальных сил
- Страницы воспоминаний
- История глазами?художника
- Павел Халов
- Бессмертник
- Явление художника
- Живые Валентина Степанова
- Эдди Рознер
- Хабаровск и хабаровчане Георгия Бочарова
- Было лето...
- Сочные краски земли
- Бумажный мир на пороге тысячелетия
- Акварели Николая Иванова
- Вторая жизнь Анатолия Соколова
- Фонд Бредли и Натальи Биард для одаренных детей
- Небесная дева пела на сцене «Триады» о любви
- Истории о вечности, рассказанные цветами
Заброшенные волей судьбы на край земли люди, как могли старались утолить жажду общения с искусством, принимая участие в любительских концертах и спектаклях. Сегодня трудно установить дату рождения в Хабаровске общества любителей музыкального искусства, но совершенно очевидно, что регулярной его деятельность стала возможна с момента открытия Военного собрания. В естная жизнь в те времена не была богатой впечатлениями, и потому концерты и спектакли любителей привлекали горожан. Успех первого симфонического концерта, данного в феврале 1895 года, окрылил самодеятельных музыкантов, и три недели спустя в очередном выступлении, по свидетельству прессы, вокальные пьесы исполнялись под аккомпанемент симфонического оркестра любителей. В то время как одна часть кружка с успехом выступала с концертными программами, другая готовила к постановке спектакли. Новоиспеченные артисты репетировали долго и тщательно. Публика валом валила на комедию В. Тихонова «Через край» и французский водевиль «Победителей не судят». Несмотря на неослабевающий интерес горожан к любительским спектаклям, зрительный зал Военного собрания не всегда наполнялся до отказа. В зимнюю стужу и весеннюю распутицу нелегко было выманить из дома жителей Хабаровска. Для привлечения публики кружок любителей показывал перед спектаклем живые картины. Все рекорды побил вечер в феврале 1897 года, на котором была показана целая серия: «Сон охотника», «Свадебный пир бояр», «У креста», «Цыгане», «Превращение лебедя в царь-девицу». Состав любительских обществ в те времена был малочисленным, поэтому ограничен репертуар: в основном водевили и комедии. Не все постановки были равноценными. Одни проходили с большим успехом, другие с треском проваливались. К концу каждого зимнего концертного сезона число участников общества заметно уменьшалось. Газета «Приамурские ведомости» охотно печатала объявления подобного рода: «Правление общества сценического и музыкального искусства просит лиц, желающих быть членами общества, послать свои заявления на имя директора-распорядителя Петра Александровича Донаурова». Реальной пользы от таких объявлений не было, но они придавали солидность обществу. Каждое новое лицо в Хабаровске было на виду, и поэтому обладавший сколько-нибудь заметным талантом сразу включался в орбиту художественной жизни города. Тон в обществе любителей музыкального и драматического искусства задавала небольшая группа заядлых театралов, старавшаяся оттеснить на второй план музыкантов-любителей. Подспудно назревавший конфликт был разрешен совместным концертом. В первом отделении выступали музыканты, исполнявшие произведения Бетховена, Рубинштейна, Моцарта, Мошковского, во втором — драматические артисты в комедии-фарсе «Сыщик». Вечера, которые устраивали любители, обосновавшиеся в Общественном собрании, не отличались большим разнообразием. К концу XIX века кружок любителей музыкального и сценического искусства практически развалился. Его второе рождение пришлось на 1901 год. За дело взялся коллежский асессор Александр Алексеевич Панов, и уже в конце октября на суд зрителей в Общественном собрании были представлены комедии «Тещу выкуривают» Мясницкого и «Отменили, или Замужество, или Кавказская вода» Якунина. Публика, собравшаяся на спектакли, оценила работу возродившегося кружка и наградила исполнителей продолжительными аплодисментами. Заметное оживление в работе музыкально-драматического общества было связано с переходом в новое здание Общественного собрания. Ровно через неделю после его торжественного открытия литературно-музыкально-драматическое общество показало зрителям обширную программу. Оркестр любителей, образовавшийся совсем недавно, с большим старанием исполнил «Свадебный марш» Мендельсона. Поставленные в трудное положение из-за внезапного отъезда капельмейстера Ф. Бартона в Порт-Артур, исполнители были вынуждены готовить новую программу под руководством А. Феофилактова. В то время как общество музыкального и драматического искусства Общественного собрания шло в гору, общество любителей Военного собрания прекратило свое существование. Спас положение Иннокентий Васильевич Урядов, возглавивший общество и вдохнувший в него новую жизнь. С этого момента увлечение любительскими концертами и спектаклями достигло в Хабаровске небывалых размеров. Как только в Военном собрании проходила премьера очередного спектакля, тут же в Общественном собрании устраивался музыкальный или литературный вечер. Фантазия любителей различных кружков, старавшихся перещеголять друг друга, была поистине неистощима. Пальма первенства переходила из одних рук в другие, но появление в декабре 1901 года генеральши Холщевниковой привело к новой расстановке сил. Мария Густавовна Холщевникова была человеком активным и деятельным. Она сразу включилась в работу по устройству концертов и благотворительных вечеров. Ее старомодная шляпа, очень высокая спереди, закрывающая уши и с повязками у подбородка, мелькала то в Общественном, то в Военном собрании. Спокойная, властная манера генеральши обезоруживала и требовала безоговорочного подчинения. Марии Густавовне удалось на время примирить враждующие группировки. Однако скрытое соперничество выявлялось самым неожиданным образом. Курьез, случившийся на бале-маскараде в Общественном собрании, обнажил конфликт и возмутил своей циничностью местное общество. Среди маскарадной толпы разгуливала «свиная голова» с подвешенными к клыкам апельсинами. Афиша, прикрепленная к спине, гласила: «Общество губителей музыкального искусства даст концерт по программе, в которую в число прочих номеров цыганского репертуара входит «тарабумбия». В конце афиши содержались едкие правила бросания на пол плевков. Возмущенное дерзкой выходкой жюри сделало порицание носителю столь скандального костюма, однако среди публики были и такие, кто поддержал этот выпад. Зимой 1902 года хабаровчане едва успевали посещать все концерты и спектакли. В январе в Общественном собрании прошел вечер памяти А. С. Пушкина. Сбор с вечера предназначался для постройки Народного дома. Программа концерта была разнообразна: увертюра из «Севильского цирюльника» Дж. Россини, кантата Лисицына «Памяти Пушкина», оркестровая пьеса «Рассвет» Зайцева, романсы русских композиторов. В концерте как всегда блистательно выступила мадемуазель Поляновская, исполнившая «Рондо-каприччиозо» Мендельсона. Завершился вечер живой картиной «Апофеоз Пушкина». Застывший в величественной позе, держа в левой руке лиру, поэт стоял на высоком, утопающем в зелени пьедестале. Голову поэта венчал лавровый венок «гений славы». У подножия пьедестала сидела с вязанием в руках старушка-няня. Вокруг отдельными группами застыли персонажи из произведений Пушкина. Вдали, на задней декорации, было нарисовано величественное здание Народного дома имени А. С. Пушкина. В пятидесятую годовщину смерти Николая Васильевича Гоголя, которая отмечалась 12 февраля 1902 года, городская дума приняла решение назвать одну из улиц Хабаровска его именем. Городская казна ассигновала 100 рублей на приобретение недорогих изданий сочинений Гоголя, предназначавшихся для воспитанников учебных заведений. Три дня в память о великом писателе чествовали хабаровчане его деяния. В Общественном собрании ставилась комедия «Женитьба», в Военном — «Ревизор», а в Николаевском военном училище проходили народные чтения. В эти же дни комитетом народных чтений были начаты разборка и перенос бывшего Общественного собрания на новое место, предназначенное для Народного дома. Весна 1902 года выдалась ранняя. Масленицу проводили в конце февраля. Соблюдая старинные русские традиции, хабаровское общество готовило театрализованное представление. Приятные хлопоты свалились на местных дам: нужно было позаботиться о костюмах, напечь такое количество блинов, чтобы хватило всем. Проводы масленицы начались в Общественном собрании небольшим концертом. Публика рассеянно слушала русские романсы в исполнении Елены Пименовой. Все с нетерпением ждали главного — маскарадного шествия. Наконец в девять часов вечера в зал въехала процессия на санях с кучером-медведем на облучке. Позади него в роскошном костюме восседала Масленица со стопкой блинов в руках. По правую руку от нее сидел уморительный Масленичный дед. Сани волоком тащили ряженые бурлаки. Впереди, по бокам, позади саней приплясывали ведьмы, летучие мыши, кошки, козы, черти, державшие в руках кто столовый нож, кто вилку, кто бандуру. Шествие замыкала огромная бутылка водки. Объехав вокруг всего зала, Масленица медленно сошла с саней вместе со своим спутником. Замерев и прислушиваясь, ожидая вступления музыкантов, Масленица с первыми звуками задорной музыки пустилась в пляс. К ней присоединились коты и козы, черти и неуклюжая бутылка. Вскоре весь зал ходил ходуном. Забыв о своих чинах, весело отплясывали седые генералы. Период с ноября по февраль считался самым театральным. В конце сезона подводились итоги, составлялся подробный отчет о проделанной работе, который помещался на страницах газеты, обдумывались планы на будущее. Желая привлечь публику, общество готовило новинку — оркестр русских народных инструментов. И все же, несмотря на старания комитета, скука царила в Общественном собрании. Даже танцевальные вечера не привлекали людей. Надеясь найти выход из кризисного состояния, общество любителей объявило перевыборы руководства. Бенефис Елизаветы Авраховой в спектакле «Если женщина решила, то настоит на своем» не спас положения. Собравшаяся на спектакль публика не увидела ничего нового кроме самой госпожи Авраховой. Последней каплей, переполнившей чашу терпения любителей, была статья «Из хабаровской жизни». Первым откликнулось на многочисленную критику общество любителей сценического и музыкального искусства в Военном собрании. Вновь избранный новый председатель правления, директор кадетского корпуса А. Н. Ваулин внес заметное оживление. Первым его детищем стал вечер-экспромт для членов кружка. Александр Николаевич был разумным хозяином. Говорил мало, тихим голосом, больше слушал и высказывал при этом необыкновенное расположение к собеседнику. Созданная Ваулиным непринужденная, почти семейная атмосфера помогла наладить дружеские отношения. После небольшой заранее подготовленной программы каждый участник смог показать свои таланты. Процесс возрождения общества любителей в Военном собрании подчеркивал плачевное состояние дел любителей, объединившихся под эгидой Общественного собрания. Организованное в конце 1900 года, оно очень быстро пережило стадию расцвета, и к 1903 году его жизнь едва теплилась лишь благодаря стараниям хормейстеров. Первым руководителем хора был хорошо известный хабаровской публике регент и учитель пения Л. Г. Пилипчук. После долгих проволочек в конце октября наконец состоялось открытие сезона в Общественном собрании. Вечер готовился в двух отделениях. В первом ставили пьесу Карвин-Жуковского «Игра в прятки». Сидевший на почетном месте командующий войсками генерал-лейтенант Линевич на протяжении всего спектакля скучал. Актеры путали слова, забывали текст, наталкивались на стоящие на сцене стулья. Не лучше прошло и второе отделение, где звучала классическая музыка. Виной тому был плохо настроенный рояль, который публика со смехом называла «сковорода». Морщины генерала расправились лишь при звуках мандолины, на которой блестяще сыграл неаполитанскую баркаролу В. В. Волков. Струнный квинтет, завершавший вечер вальсом Э. Грига, оставил у публики хорошее впечатление, сгладив неловкость неудачного начала. Поправить дело музыкального общества было довольно трудно. Любители видели выход лишь в одном — в приобретении хорошего концертного рояля и обновлении состава общества. К 1903 году оно насчитывало 155 человек. За помощью в приобретении рояля пришлось обратиться к хабаровским меценатам. П. В. Плюснин уступил принадлежавший ему рояль фирмы «Рениш», на котором во время гастролей по Дальнему Востоку играл знаменитый виртуоз Контский. Зная бедственное положение общества, Плюснин продал рояль стоимостью 1400 рублей всего за 900 рублей в рассрочку. Новый рояль фирмы «Шредер» был приобретен и Военным собранием. Таким образом, музыканты-любители получили возможность играть на превосходных инструментах, и это заставило их тщательнее готовиться к выступлениям. Светлана МОНАХОВА, |
|||
|