Кубок страстей. «Маленькие трагедии» в гравюрах Фаворского

Владимир Андреевич ФаворскийКнижная иллюстрация — особый жанр изобразительного искусства, потому что художник выступает еще и как соавтор книги — его работы не существуют в отрыве от литературного произведения. Один из крупнейших русских книжных графиков, Владимир Андреевич Фаворский сыграл заметную роль в формировании книжной оформительской культуры.

В искусстве оформления книги важно все: художественное слово, иллюстрации и место, отведенное для каждой из них, титульный лист, первый лист, шрифт. Существуют строгие правила — основа основ книжной графики. К примеру, страничные иллюстрации размещаются только на левой стороне. Эту необходимость объясняет В. А. Фаворский в своем труде «Об искусстве, о книге, о гравюре» в разделе «О художественности, о пластической цельности и о форме»: «Когда мы перелистываем книгу с левой и правой страницами, мы как бы видим правую страницу, ведущую нас в глубь книги, и левая страница оказывается для нас несколько неожиданной, и мы на нее как бы оглядываемся. Поэтому все титульные листы, спуски (т. е. начальные страницы, где текст печатается не с самого верха), заставки ставятся на правой странице — они ведут нас в глубь книги. А большая страничная картинка на правой странице будет мешать нашему движению в книгу, она увлечет, захватит нас изображенным на ней пространством, поведет в свою собственную глубину... Эти разные качества и свойства страниц делают книгу разнообразной и сложной».

Дуэль Дона Гуана и Дона КарлосаМногие талантливые художники иллюстрировали произведения А. С. Пушкина. Но своеобразие иллюстраций В. А. Фаворского заключается в том, что от его взгляда не смог ускользнуть ни один душевный оттенок пушкинских образов. Автор иллюстраций глубоко изучил все тонкие движения души каждого из героев трагедий, все тайные изгибы их замыслов, их поступки, все то, о чем поведал читателям в своих «Маленьких трагедиях» Пушкин. Об этом свидетельствуют собственные комментарии В. А. Фаворского в «Рассказах художника-гравера».

«Маленькие трагедии» — это кубок, наполненный страстями, необузданными желаниями... В таких вещах, как «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» страсть старается себя возвысить и таким образом как бы облагородить, оправдаться высокой целью и жизненными обстоятельствами. В «Каменном госте» любовная игра приводит к настоящей страсти и даже к настоящей трагедии, когда дон Гуан вызывает каменного гостя. В «Пире во время чумы» страсть сочетается со страхом смерти и с высокими чувствами, говорящими о бессмертии... Все изображаемое мной не было продиктовано текстом, а было сделано для выражения серьезности книги, той страстности человеческих чувств, которой она полна. В этих иллюстрациях мне хотелось изображать не события, которые находятся в книге, а создать то состояние, которое их предваряет«.

Барон в подвалеХудожник смело включает такие говорящие подробности в составленный Пушкиным образ: «на титульном листе у меня нарисованы ветки лавра и кипариса. Лавр говорит о славе, кипарис — о смерти». Фрагмент лаврового венка можно рассмотреть за фигурами Моцарта и Сальери в одноименной иллюстрации как знак неразделенной славы гения. Введенные в иллюстрации к «Пиру во время чумы» случайный прохожий, темные тканевые навесы над пирующими горожанами придают драматическую тональность всей трагедии. Свечи, шторы, тени — это очевидные знаки таинственной опасности, того характерного состояния, в котором держит читателей автор пушкинских трагедий.

Как ясна, узнаваема и актуальна в графике Фаворского основная пушкинская тема неотвратимой расплаты за нанесенное человеком зло, положенная в основу каждой иллюстрируемой трагедии. И как чудно присоединяются к ней и все побочные детали, и вводные элементы, постоянные намеки на эту главную тему, служащие в своем ритмическом соотношении лишь одному — чтобы все более и более раскрыть ее, едва намеченную автором. Изобразительное слово, запечатленное в гравюрах Фаворского, значит теперь, пожалуй, не меньше, чем поэтическое слово великого русского поэта.

Альберт и Иван в башнеПроизведения этого выдающегося мастера, в том числе иллюстрации к «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина, имеются в коллекции Дальневосточного художественного музея. В прошлом году они стали украшением выставки, подготовленной к Пушкинским дням. В экспозиции шестнадцать иллюстраций, выполненных в технике ксилографии — гравюры на дереве, и несколько произведений прикладного искусства, связанных с безграничным миром пушкинских образов. Всего же в музейной коллекции сорок восемь графических работ Фаворского, сорок четыре из которых, включая «пушкинские» были подарены самим автором в 1961 году ко дню тридцатилетия основания Дальневосточного художественного музея.

Наталия СТАРУН