Суженый для славянской девушки, или Чем обряд богат

Cвадебная фотография Григория Петровича и Екатерины Эмануиловны Шолкиных. 1912 г.  Из  фондов ХККМ им. Н.И. ГродековаЧеловеческая жизнь — это цепь превращений, одним из звеньев которой является переход в статус жены (мужа). «Жениться — перемениться», — говорили наши предки (Даль. 1996 б: 533). Каждый переходный рубеж с течением времени приобретал строго регламентированную форму обряда.

Последовательность обрядовых действий складывалась долго, а сложившись, долго воспроизводилась в каждом следующем поколении. При растворении этничности в вихре коренной трансформации ХХ века и реалий постиндустриального общества этническая традиция продолжает существовать в той или иной степени. Так, элементы традиционной славянской свадебной обрядности наблюдаются в современной свадьбе потомков русских, украинцев, белорусов российского Дальнего Востока. Остановимся подробнее на одном из элементов, связанных с традиционной свадьбой, — приметах и поверьях.

В святочные дни славянские девушки издавна гадали о суженом-ряженом: воском, на сковородках, поленьях, бросали свою обувь за околицу, смотрелись в зеркало. Или брали несколько луковиц, помечали каждую из них, потом клали на землю. Чья луковица ранее давала росток, та из девушек выйдет прежде других замуж («Русский народ». 1996: 24). Современные девушки тоже не прочь заглянуть в свое будущее. Правда, луковицы не проращивают, обувь за порог не кидают, а вот нитки жгут: чья быстрее сгорит, та первая выйдет замуж. Верят они и в различные приметы. Например, «Нельзя смотреть двум девушкам в одно зеркало одновременно — жениха уведут» (ПМА. 2005 г., от О. М. А), «Найти кольцо (любое) или увидеть его во сне — к свадьбе». Один из информантов прокомментировал последнюю примету следующим образом: «Знакомая гуляла с милым другом по набережной Амура, и нашли кольцо, но семья не сложилась» (ПМА. 2001 г., от О. М. А.). В. И. Даль в качестве шуточной приводил такую примету, указывающую на скорую свадьбу: «Сидеть между двух сестер или братьев, значит скоро жениться или выйти замуж» (Даль. 1997: 70).

С традиционными святочными гаданиями можно связать современную свадебную примету: «Если в новогоднюю ночь, когда часы бьют 12 часов, открывают шампанское, и оно проливается на подол девушке, то она в этом году выйдет замуж» (ПМА. 2001 г., от Л. Н. К, Л. Г. К.).

В последнее десятилетие прижилась в нашей стране западная примета: «Поймать брошенный невестой букет — к свадьбе», «Поймать букет цветов, брошенный невестой, — вскоре выйти замуж» (ПМА. 2001 г., от Л. Н. К, Л. Г. К., Н. Н. Б., 2002 г., от Л. Ф. Ш.). Одна из информантов, попыталась связать данную примету с русской традицией, мол, «в прошлом — поймать брошенный невестой венок» (ПМА. 2001 г., от Н. Н. Б.). Данное замечание кажется нам сомнительным, т. к. свой свадебный венок невесты в замужестве хранили. Например, венок вложен в оклад одной иконы из собрания Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова.

Приметы, предрекающие близкую свадьбу, широко распространены и в других странах мира. В Нидерландах считают, что сахар рассыпается к свадьбе (ПМА. 2001 г., от С. Оде). Предсвадебная английская примета гласит: обнаружить две чайные ложки на своем блюдце — к свадьбе (А. Кристи).

В России бытует много примет, предрекающих несчастливую семейную жизнь и даже распад семьи. Вот одна из них: «Свидетелями на свадьбе не могут быть разведенные люди, иначе брак будет непрочным, распадется» (ПМА. 2002 г., от О. В. С.).

В некоторых приметах ведущую роль играет обручальное кольцо. У русских существовали представления о том, что предметы, находившиеся у жениха и невесты во время венчания, обладали особой магической силой. В число таких предметов входило и обручальное кольцо (Шангина. 2003: 254). Эти представления, вероятно, и стали питательной основой для возникновения приметы, связывающей неожиданные происшествия с обручальным кольцом во время обручения (позднее регистрации брака) и последующий характер совместной семейной жизни.

«Давать до свадьбы примерять свое обручальное кольцо — жизнь будет не очень счастливая». Информант, рассказавшая о данной примете, узнала о ней недавно и не была уверена в характере последствий. Ее формулировка прозвучала следующим образом: «Вроде не очень счастливой будет».

В примету «Нельзя носить обручальное кольцо незамужней женщине» (ПМА. 2002 г., от Г. А. Р.) верят далеко не все. Один информант, впервые услышав об этом, заметила, что носила обручальное кольцо на правой руке и все равно вышла замуж (ПМА. 2001 г., от О. М. А.).

В примету «Потерять обручальное кольцо во время регистрации брака или венчания — расстаться с супругом» верят довольно многие россияне и давно. Во время венчания «полномочного министра в Персии его Императорского Величества статского советника» Александра Грибоедова и 15-летней Нино Чавчавадзе жених был болен лихорадкой. Она трепала его так сильно, что он уронил обручальное кольцо. Присутствовавшие потом вспоминали, как Грибоедов сказал об этом: «Дурное предзнаменование». Несколько месяцев спустя он был зверски убит в Тегеране (Вокруг света. 2003. № 9. С. 52). Бывшая жена Э. Лимонова Елена Мазурук писала, что уронила кольцо во время венчания, и они впоследствии действительно рассталась (Караван историй. 2002. № 3. С. 140). Многие считают данную примету верной. Историй, связанных с обручальным кольцом и расставанием, много. Приведем здесь одну: «У меня обручальное кольцо, которое мне было как раз, а с годами руки, особенно суставы, разбухали, и кольцо как бы врастало в палец. Палец стал синеть, и его пришлось распилить. Итак, я от него избавилась — руке стало легче, и в жизни легче без мужа» (с ним информант позднее разошлась — Т. М.). Некоторые информанты верят в такой вариант этой приметы: «Потерять обручальное кольцо — к серьезным неприятностям» (ПМА. 2002 г., от Л. Ф. Ш.). Один из информантов сообщил эту же примету в несколько другом варианте: «Если обручальное кольцо неожиданно спадет с пальца и покатится далеко-далеко — семья распадется». В подтверждение собеседница рассказала такую историю: «Мы отговаривали Лену выходить замуж за Олега, не подходил он ей. Но она сказала: „Хочу сделать его счастливым“. В загсе, когда кольца надевали, его кольцо уронили, оно укатилось. Все гости долго искали. Оно за ножку стола укатилось. Нашли минут через двадцать. Но семейная жизнь у них не удалась. Постепенно он так отдалялся от нее, как кольцо катилось. Под одной крышей жили, но чужие» (ПМА. 2001 г., от Н. Н. Б.).

Ряд русских свадебных поверий связан с костюмом невесты. Относительно обуви новобрачной сегодня устойчиво бытует поверье: «Выходить замуж в босоножках нельзя — все счастье вывалится» (ПМА. 2005 г., от Л. А. К), «Нельзя выходить замуж в босоножках — жизнь дырявая будет» (ПМА. 2001 г., от И. С.). Информант К. Л. А. говорила: «В босоножках нельзя выходить замуж — бедно жить будешь. В туфлях надо. Если в босоножках, то надо носочки, чулки надеть».

Причина возникновения данного поверья кроется в символических действиях, проводившихся во время венчания как этапа традиционной русской свадьбы и направленных на обеспечение будущего хозяйственного благополучия новой семьи. Так, во время венчания невеста насыпала в обувь соль, жито, «чтобы всегда их было вдоволь» (Шангина 2003: 263). Из босоножек — обуви максимально открытой — «благополучие», конечно же, выскользнет. Существовали представления и о защитном компоненте данных манипуляций. В обувь невесте и жениху насыпали бодягу (на Севере), просо, пшено (южные губернии, Поволжье), льняное семя (у русских, белорусов), ягоды, листья и почки рябины (народы Восточной Европы). Всем этим объектам растительного происхождения приписывались защитные функции в отношении жениха и невесты (Маслова. 1984: 38).

Можно предположить, что примета, связанная с видом обуви невесты, не является традиционной, а появилась как результат появления новых видов обуви индустриального общества. Среди традиционной женской обуви русских не было обуви с открытым носком.

Еще в конце XIX — начале ХХ в. в некоторых районах проживания восточных славян сохранялись представления, что продавать свою рубаху нельзя, а в прошлом у всех восточных славян было распространено поверье: «Продать ее — значит продать свое счастье». Верили, что с помощью рубахи можно «испортить» ее владелицу или владельца. Венчальной (подвенечной) рубахе, создаваемой невестой по особым правилам, придавалось особое значение (Маслова. 1984: 41; Редчун. 2005: 40).

Русские верили, что венчальная (подвенечная) рубаха якобы снимала боль, помогала женщине при родах. В некоторых русских деревнях хозяин дома надевал на себя венчальную рубаху в первый день сева, чтобы осенью собрать хороший урожай (Шангина. 2003: 263; Маслова. 1984: 41). Естественно, что при существовании представлений о целебной, защитной, репродуктивной силе венчальной (подвенечной) рубахи фактом ее продажи могли впоследствии объяснять болезни женщины, неудачные роды, неудачи в хозяйственной деятельности.

Информант И. С. говорила: «Нельзя выходить замуж в чужих фате и платье. Вот я была в чужой фате и в босоножках. И что? Разошлись! Невесте нельзя выходить замуж в костюме — жизнь половинчатая будет» (ПМА. 2001 г., от И. С.). Некоторые уверены, что не стоит выходить замуж во взятом напрокат свадебном платье, что отражает получившее распространение практики проката свадебных платьев и процесс формирования примет.

Другим предметом свадебного костюма невесты, с которым связаны запреты и поверья, является фата. «Свою фату нельзя никому отдавать — жизнь несчастливая будет». Соответственно «нельзя выходить замуж в чужой фате — жизнь несчастливая будет». По выражению одного информанта, «фата — на одну голову». Данное поверье собеседница слышала от многих людей. Так же говорила ее мама («никому фату не отдавай»), фату дочери забрала и хранит дома (ПМА. 2001 г., от В. В. Л.). Верят также, что «нельзя разрезать свою фату после свадьбы — разлад в дальнейшей семейной жизни произойдет» (ПМА. 2002 г., от Л. Ф. Ш.).

Информант Л. Н. К. утверждала: «Если отдашь фату — свое счастье отдашь. Свадебное платье можно отдавать, передавать дочери, а фата — индивидуальная. Нельзя ее отдавать» (2001 г.).

Фата современной невесты — это трансформировавшееся покрывало, бывшее важной составной частью головного убора невесты у восточных славян в прошлом. Покрывало закрывало лицо невесты, а нередко и окутывало ее с головы до ног. Во Владимирской губернии невеста находилась под покрывалом во время причитания, а в Тверской — даже во время церковного венчания. Южнорусские покрывала известны по Тульской, Орловской, Калужской, Рязанской губерниям в виде больших квадратных шелковых платков или в виде длинных узких полотенец. С закрытым лицом невеста обычно находилась во время венчания. Во Владимирской губернии подвенечные покрывала использовались также для завязывания головы умершей женщины. Тщательное закрывание невесты, по представлениям восточных славян, являлось одним из важнейших средств ее предохранения от злых людей. Покрывало играло в ходе определенных этапов свадебного обряда защитную роль, охраняя невесту от порчи (Маслова 1984: 55,176,183). Можно предположить, что защитная функция покрывала во время свадебного обряда переносилась и на последующие этапы жизненного пути женщины, продажа этого предмета воспринималась как лишение личной защиты владелицы и ее семейной жизни.

Возможно с покрывалом, платком невесты связано поверье, зафиксированное В. И. Далем: «Если невеста под венцом уронит платок, а жених поднимет, то скоро умрет» (Даль. 1996 б: 508–509). В настоящее время данная примета не бытует.

Наши современницы верят, что «увидеть свадьбу — к счастью» (ПМА. 2002 г., от Г. Г. Ч.), «видишь невесту — загадывай желание» («Московский комсомолец» в Хабаровске«. 2006. 16–23 авг. С. 20), «перейти дорогу свадьбе — самой (самому) скоро выйти замуж (жениться)» (ПМА. 2002 г., от Л. Ф. Ш.).

И наоборот: «Если свадебный кортеж встретит катафалк — семейная жизнь скоро расстроится» (ПМА. 2002 г., от Л. Ф. Ш.). «Молодую ведут и вынесли покойника — жизни не будет», — сообщила информант М. П. Б. и добавила: — Так у моей мамы было. Расстались они с мужем. Я без отца росла«.

Существует примета, связывающая погоду в день бракосочетания с характером последующей семейной жизни. Так, «если в день свадьбы льет дождь, то брак будет удачным». (Караван историй. 2002. № 3. С. 14). Другой вариант этой приметы гласит: «Если в день свадьбы с утра шел дождь — к счастливой семейной жизни» («Комсомольская правда» в Хабаровске«. 2002. 28 сент.). В XIX в. верили, «кто на Казанской (т. е. в день Казанской Иконы Божьей Матери — Т. М.) женится, счастлив будет» (Даль. 1996 а. С. 553). Очень многие наши современники верят: «В мае жениться — всю жизнь маяться». Поэтому наблюдается всплеск свадеб в апреле. «Маяться» в супружеской жизни молодожены не желают.

Замужество — мечта любой девушки, однако, мечта эта не всегда сбывается. Наверное, отсюда такое большое количество суеверий, когда неправильное выполнение каких-то манипуляций или нарушение последовательности действий якобы ставит под угрозу или сам факт замужества, или благополучие семейной жизни. Например, «младшая сестра вышла замуж раньше старшей — старшая сестра останется в девках» (ПМА. 2001 г., от В. В. Л., Т. В. М.). «Юбку через ноги не надевай — замуж никогда не выйдешь», — всегда говорила информанту О. М. А. мать (ПМА. 2002 г.).

На Брянщине существует поверье, связывающее будущее замужество и пересечение кошкой пути девушки-невесты. В конце 1990-х гг. подруга одной моей собеседницы бежала наперегонки с кошкой, когда последняя пыталась перейти им дорогу на танцы. Свои гонки она объясняла: «Без женихов останемся!» (ПМА. 2001 г., от попутчицы в поезде Москва — Владивосток).

Наиболее известной из этого ряда примет является: «Не садись на угол стола — замуж не выйдешь». В отношении этой приметы следует подчеркнуть, что с ней в течение последних 20–25 лет случилась удивительная метаморфоза. Сейчас преобладает противоположный взгляд на последствия того факта, что девушка сидит за столом на углу. В основном на замечание: не сиди на углу стола, сегодня слышишь ответ: «Чем острее — тем быстрее!», т. е. быстрее найти жениха с углом (т. е. с квартирой) и машиной (ПМА. 2001 г., от О. В. С., Т. В. М.). Другой вариант данной приметы: «Если девушка сидит на углу стола — муж будет с квартирой». Считается опасным для влюбленных утираться одним полотенцем одновременно — любящие друг друга расстанутся (ПМА. 2001 г., от Л. Ф. Ш.).

Ряд примет предсказывают будущего мужа-пьяницу: «Смахивать крошки со стола рукой — муж будет пьяница» (ПМА. 2002 г., от О. М. А.), «Лить много воды — муж будет пьяница» (ПМА. 2002 г., от В. П. К.), «Если по пути к дому невесты жених наступил в лужу — невесте не повезло, муж будет пьяницей» («Комсомольская правда» в Хабаровске«. — 2002. — 28 сент.). Или вот такая примета: «Сидеть на столе — муж будет лысым» (ПМА. 2002 г., от О. М. А.).

Что питает приметы? Наш страх перед будущим, наша неуверенность в себе и в своих поступках, наше нежелание признаться в своих ошибках — наша человеческая сущность. Мы просто люди... А значит, будем верить в приметы всегда. Только то, во что мы верим, будет меняться с течением времени.

Татьяна МЕЛЬНИКОВА,
кандидат исторических наук. Хабаровск


Литература:

  • Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. — СПб. : Диамант, 1996. — Т. 1: А—З. — 800 с.
  • Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. — СПб. : Диамант, 1996. — Т. 2: И—О. — 784 с.
  • Даль, В. И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа / В. И. Даль. — М. : Терра, «Кн. лавка-РТР», 1997. — 320 с.
  • Маслова, Г. С. Народная одежда в восточнославянских обычаях и обрядах XIX — начала ХХ в. / Г. С. Маслова. — М. : Наука, 1984. — 216 с.
  • Редчун, В. М. Узоры женской рубахи — предвестники счастья / В. М. Редчун
  • // Словесница искусств. — 2005. — № 15. — С. 36–42.
  • Русский народ. Его обычаи, предания, суеверия и поэзия. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 608 с.
  • Шангина, И. И. Русский народ. Будни и праздники: энциклопедия / И. И. Шангина. — СПб. : Азбука-классика, 2003. — 560 с.