Еще раз про него

В середине лета погасла его звезда. Стало на жизнь холоднее, сиротливее, беднее. Тень растерянности витает над нами до сих пор: как же так?! Как ни печально, потери — обязательная часть человеческой жизни. Избежать их не в нашей власти. Можно лишь научиться переносить их достойно. Делать выводы, извлекать уроки, становиться мудрее, терпимее, добрее. И помнить обращение Марины Цветаевой:

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
— Послушайте! — Еще меня любите
За то, что я умру...

19 июля этого года в далекой Чехии, совершая учебный полет на спортивном самолете, разбился Владлен Павленко. Прошло время — немного, но все-таки... Мы пережили первый, оглушительный, шок. Последующую горькую боль осознания. Прошли через слезы, душившие нас в переполненном зале театра, когда, захлебываясь от горя, мы отчаянно отбивали ладони в последних овациях, посвященных ему, уходившему от нас навсегда. Позже, копаясь в Интернете, отыскивая крупицы драгоценной информации, я поняла, сколько людей так же, как я, ищут любые упоминания о нем. Свидельства его жизни, творчества, гибели... Всем хотелось продлить его присутствие среди нас. Еще раз прикоснуться к его судьбе, улыбнуться в ответ на его улыбку, удивиться его таланту, согреть свою жизнь теплом его обаяния... Моя статья — попытка утолить эту жажду.

Влад не был мне близким другом. Хотя я легко доверила бы ему самую сокровенную тайну — такая надежность, порядочность, доброжелательное внимание от него исходили. Если определить одним словом — он был джентльменом. Это «винтажное» понятие сегодня звучит скорее иронично, чем комплиментарно. Однако в отношении Влада это в абсолютной мере всерьез. Хотя ирония тоже была частью его «джентльменского набора». Самоирония в первую очередь. Без нее трудно было бы выдержать тот вал фантастической популярности, который накрыл его в последние годы. Критичное отношение к себе помогало оставаться адекватным. А чувство юмора у него было удивительным: негромким, каким-то тонким и органичным. Такое невозможно специально придумать, присвоить или сымитировать. Это было его сутью, отношением к жизни, его реакцией на действительность, защитой от назойливых, не всегда доброжелательных глаз. Именно этот свой «английский» юмор он привносил на сцену.

Не секрет, что оперетта — жанр довольно уязвимый. Юмор вообще продукт скоропортящийся. И остроты, написанные пятьдесят — сто лет назад, быстро устаревают, изнашиваются, превращаются в избитые шаблоны. А артист, изо дня в день повторяющий одни и те же шутки-долгожители, сам рискует превратиться в ходячий штамп. Замечательный талант Влада состоял в том, что он умел, оставаясь в рамках драматургии, привносить в действие что-то новое, свежее, неожиданное. Порой это могло родиться даже из чьей-то ошибки. Я знаю артистов, которых выбивает любая накладка на сцене. Такой «лицедей» сразу теряется, выпадает из образа, забывает слова — катастрофа!.. Для Влада любая нестыковка на спектакле была поводом для импровизации, неожиданной находки, новой оценки. Мне кажется, строго регламентированное повторение одного и того же на сцене было бы для него самой страшной пыткой. Фантазия, игра, творчество были его стихией. Ему не нужен был какой-то особый повод, чтобы начать «фонтанировать» где угодно: на спектакле, на концерте, в жизни.

Случай, что называется навскидку. Однажды мы, Хабаровское отделение Союза театральных деятелей, проводили очередной «Арт-и-Шок». Кто бывал у нас — знает. Это театрализованное шоу, в котором участвуют артисты всех театров города. Влад Павленко и Денис Желтоухов, два наших любимца, конечно, в программе. Отработав свои номера, они остаются за кулисами. На сцене что-то лирическое поет их молодой коллега Валентин Кравчук. Номер идет своим чередом: нежная музыка, красивый голос, обаятельный артист... Вдруг по заднему плану из одной кулисы в другую, торжественным шагом караула на Красной площади, проходят Денис и Влад. В руках у них какие-то нелепые опахала, которые они держат как знамена. (Этот реквизит остался в кулисах после утренней сказки). На полном серьезе два взрослых «дяденьки», заслуженные артисты России (!), прошествовали к исполнителю и начали его обмахивать. В зале хохот. К чести «жертвы», Валентин достойно отреагировал на это «безобразие», включился в игру, и все закончилось, к полному удовольствию зрительного зала, на прекрасной ноте.

К розыгрышу, шутке, остроумному комментарию Влад был готов всегда. И в этом не было натуги, желания понравиться. Он просто был таким — непосредственным, остроумным, азартным, легким. На сцене эта легкость могла ввести в заблуждение непосвященных. Зритель, пришедший в театр, зачастую и не подозревает, сколько усилий — душевных и физических — затрачивает артист, работая над ролью. Легкость порхания по сцене и завораживающее «бельканто» звучания обеспечиваются часами упорных занятий, выматывающих физических нагрузок. Никакая одаренность не заменит этой работы. В свою очередь, техничность и тренированность без дара свыше — всего лишь ремесло. Искусством становится сплав всех составляющих. Влад, безусловно, обладал этим счастливым сочетанием работоспособности, мастерства и таланта. Но было еще нечто, что отличало его от других, быть может, не менее талантливых, партнеров. Это удивительный магнетизм. Казалось, он излучает какую-то энергию любви, которая окутывает всех, кто находится рядом. Наверное, поэтому к нему так тянулись все: зрители, коллеги, друзья... А он щедро делился своим теплом с каждым.

Среди бесчисленных забот: репетиции, спектакли, концерты, радио, фото- и видеосъемки, приемы, встречи со зрителями... он находил время и для нас. Союз театральных деятелей — организация общественная. Все, что в ней происходит, дело рук и инициативы самих еe членов. И порой, чтобы поднять престиж какого-то события, усилить интерес к очередному нашему проекту, я бессовестно спекулировала добрым отношением Влада Павленко и Дениса Желтоухова, зазывая их на наш огонек. Влад и Денис... Я специально не касалась в своем рассказе темы легендарной дружбы этих ребят. Такие глубокие, истинные, редкие отношения достойны отдельного разговора. О них нельзя писать небрежно и наспех. Но рассказывая о Владе, невозможно не упомянуть Дениса. У нас в СТД друзья, как правило, тоже появлялись вместе. И несмотря на безумную занятость, дикую усталость, семейные заботы (оба — счастливые молодые отцы!), они ни разу не отказали в помощи. Каждое появление этой пары на наших мероприятиях было праздником. Неважно, пели они дуэтом, вели концерт или показывали капустник... Всегда это было ярко, празднично, неординарно. Бывало, что они физически не успевали к нам из-за какого-нибудь ранее запланированного выступления. Но я была уверена, что придя все же услышу громогласное: «Ну, куда идти-то, где нам переодеться?» А порой они просто спасали ситуацию, делая то, что нормальный актер без репетиции сделать не способен. Например, получив сценарий концерта прямо перед выходом на сцену, они так лихо, так легко, непринужденно, остроумно импровизируя, его проводили, как будто часами репетировали этот конферанс.

При этом никакой халтуры, небрежности, равнодушия. Неважно, где проходит выступление — на подмостках родного театра, большой концертной площадке или в маленькой комнатке, где собрались ветераны сцены. Всегда на полном дыхании, затрачиваясь и выкладываясь без остатка. Вспоминается презентация одного из номеров «Словесницы Искусств». Основная часть журнального номера была посвящена театральной теме, и презентацию было решено провести в ТЮЗе. На сцену один за другим выходили авторы публикаций и их герои. Одни что-то рассказывали, другие пели, третьи танцевали... Дошла очередь до Влада и Дениса. Большая часть программы уже прошла, все немного подустали. Но в предвкушении выступление этого дуэта оживились. Когда ребята запели какую-то казачью песню, все притихли. Два мужских голоса, сливаясь и набирая силу, постепенно заполняли пространство, раздвигая стены небольшого зальчика, увлекая всех куда-то в небо, поднимались ввысь и вели за собой. В них было столько мужественности, драматизма, печали, красоты. Так пронзительно, до слез в горле, до мурашек по коже... Это было потрясение. И всего лишь одно из многих выступлений двух талантливых артистов.

На последнем фестивале самостоятельных работ «Новые грани», который Хабаровское отделение СТД РФ ежегодно проводит в конце весны, председателем жюри впервые был Владлен Павленко. Программа собралась как никогда насыщенная, разнообразная, богатая талантливыми участниками. В результате почти восемь часов подряд, с небольшими перерывами, жюри оценивало представленные на конкурс номера. Это было утомительно, хотя одновременно бесконечно увлекательно. Честно говоря, мне было несколько неловко перед Владом за то, что мы практически лишили его выходного дня. Но когда поздно ночью пришло время раздачи «слонов и микроскопов», и Влад поднялся на сцену, чтобы начать церемонию награждения, я увидела глаза счастливого человека. Помнится, он сказал тогда, в присущей ему полусерьезной манере, что до сего дня считал себя все еще молодым человеком. А тут, оказывается, в затылок уже дышит талантливая смена. Того и гляди, придется уступать место новичкам. Из зала тут же раздался надрывно-шутливый крик: «Не покидай нас, Влад!» На что Влад мгновенно среагировал: «Я нанял девушку, чтобы она это крикнула...»

Победители и призеры того конкурса обладают теперь уникальными наградами. Они, единственные, получили их из талантливых рук Владлена Павленко.

Наверное, можно назвать его баловнем судьбы. Двадцатилетним мальчишкой попасть в театр, о котором мечтал. Стать в нем не просто востребованным артистом — звездой. В тридцать один год — заслуженный артист России, в тридцать семь — лауреат национальной театральной премии «Золотая маска». К сорока — блестящая карьера, прекрасный дом, любимая жена-красавица, трехлетний сынишка, в котором души не чаял, друзья, о каких можно только мечтать. Здоров, любим, успешен... Вот только глаза. В них какая-то тень, то ли усталости, то ли сомнения. Впрочем, сомнения свойственны одаренным людям. Как и творческая неудовлетворенность. Ему явно становилось тесно в рамках привычного «легкого» жанра. Хотелось чего-то нового, серьезного, глубокого.

Роль Аркадия Дзюбина в «Двух бойцах» стала первой вехой в этом новом направлении. И последней...

Его отношения с миром были по-детски открытыми, нежными, добрыми. Такие люди драгоценны. Они наполняют наши души ответной любовью. А любовь необходима, как витамин среди полярной зимы, который не дает нашей душе искривиться и зачахнуть.

Вот только, как же нам научиться... Как там у Цветаевой:

К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?! —
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

Татьяна КОПЫТИНА
Фото предоставлены Хабаровским музыкальным театром. Авторы: М. Антипенкова, С. Киянов, Д. Запрягаев

P.S. С камчатских гастролей 2009 года Влад вернулся «окрыленным» во всех смыслах этого слова. Именно там парапланерист Д. Запрягаев впервые взял его с собой в полет. Это событие обернулось не просто новым увлечением – страстью, воплощением снов, осуществлением давней мечты о высоте, парении, свободном полете.