Звездный хор, или Гармония мира в отдельно взятой гимназии

Посвящается учителю из Шотландии Энди Мартину

Ксения Валентиновна Спичак

В небесном Пути
нет ли подобия натягиванию лука?
Высокое — оно придавливается.

Низкое — оно приподнимается.
При наличии излишка его убавляют.
При недостаточности его восполняют.

В небесном Пути убавляют
наличие излишка
и восполняют недостаточность...

Лао-цзы. Из книги «Дао-Дэ Цзин»
(Перевод Б. Б. Виногродского)

На третьем этаже хабаровской гимназии № 7 репетирует хор «Росинка». В пении коллектива, особенно во время концертов, можно услышать звучание космоса. Римский философ Цицерон, излагая пифагорейское учение гармонии мира, упоминал, что человек посредством пения воспроизводит космическое звучание планет.

Ксения Спичак, руководитель и дирижер детского образцового хора «Росинка», считает, что гармония мира начинается с одного человека: именно он должен включиться в этот мир, а не наоборот. Мы смотрим в небо, ищем звезды — духовные глаза, и понимаем, что есть что-то, что нас связывает. Ксения Валентиновна убеждена: музыка творит чудеса, пробуждает в нас тонкие внутренние вибрации, дарит ощущение наполненности. Вот почему эстетическое воспитание детей является неотъемлемой частью познания мира и самого себя.

Пению учить — воспитывать

В России хоровое искусство издавна играло огромную роль в общественной жизни. На протяжении многих десятилетий оно развивалось в трех направлениях — церковном, светском и народнопесенном. К началу ХХ века хоровая культура переживала небывалый подъем, о котором говорило большое количество подготовленных исполнителей, руководителей коллективов и заинтересованных слушателей. Рассматривая отечественные традиции хорового пения, нужно указать на тот факт, что высокий уровень достижений в этой области связан также и с участием детей. На юге российского Дальнего Востока на развитие детского хорового пения влияли патриархальные устои общества, когда особое внимание уделялось творческим успехам подрастающего поколения. Жизнь переселенцев была достаточно суровой, в ней явно не хватало музыкальных впечатлений, что и содействовало всеобщему интересу к детским хорам.

Более ста лет назад это направление занимало значительное место в музыкальной жизни нашего региона. Детское хоровое исполнительство формировалось здесь в тех традициях, которые переселенцы перенесли из европейской части России. Оно воспитывало в детях нравственность, религиозность, патриотизм. В то время существовал «обязательный» репертуар, который отвечал высоким стандартам музыкальной культуры: православные песнопения, духовные концерты Глинки, Львова, Веделя, Турчанинова, Бортнянского, Чайковского, светские песни русских и зарубежных композиторов, русские и украинские народные песни, произведения местных композиторов.

Особое развитие ученические хоры получили в начале ХХ века в Хабаровске. История свидетельствует, что они были практически во всех учебных заведениях города. Хор Алексеевского женского училища существовал под руководством М. Н. Збайкова, а затем А. В. Могильника, хор мужского Николаевского училища — под управлением Н. Н. Добровидова. Хорами Хабаровской женской гимназии и Хабаровского кадетского корпуса в разное время руководили А. Д. Полторацкий, А. П. Суслов, А. И. Левицкий, хором железнодорожного технического училища — учитель пения Набокин. Об особом значении хорового исполнительства говорит тот факт, что в 1896 году по случаю коронации Николая II в Хабаровске провели праздничный концерт. В помещении военного собрания выступили соединенные хоры учебных заведений, а также струнный любительский оркестр и духовой оркестр окружного штаба. Дирижировал ими полковник Урядов.

В 1901 году «Приамурские ведомости» писали, что «пению учить — значит воспитывать». Газета призывала с помощью церковного и светского пения пробуждать добрые чувства в обществе и народе. Так, зимой 1902 года, по случаю 50-летия со дня смерти Н. В. Гоголя, в общественном собрании Хабаровска объединенный хор учащихся из 400 человек превосходно и стройно исполнил гимны. В марте 1918 года в городе открылась народная консерватория, где также обучали хоровому пению.

От истоков

Детский образцовый хор «Росинка» – лауреат II степени на региональном этапе всероссийского конкурса, Е.В. Сысоева, К.В. Спичак. Владивосток. 2019

Вековые традиции детского хорового исполнительства продолжаются и в творчестве хора «Росинка», который представляет гимназию № 7 и детскую музыкальную школу № 4 г. Хабаровска. Завуч по воспитательной работе Г. В. Рубан подчеркивает, что детский хор включен в программу развития гимназии и занимает одно из ведущих мест в направлении эстетического цикла. На сегодняшний день существуют два хоровых класса, а сам коллектив представлен тремя группами — младшей, средней и старшей. С хористами работает постоянный концертмейстер Елена Владимировна Сысоева.

По мнению сегодняшнего руководителя «Росинки», хоровая культура вышла из домашнего, крестьянского хорового пения, а другой ее источник — церковь. Эти представления об истоках имеют прямое отношение к предкам самой Ксении Спичак, которые прибыли на Дальний Восток в 1930-х в поисках лучшей доли. Они были крестьянами и принесли на новые земли традиции сельского уклада жизни. Ксения Валентиновна помнит, как в доме на улице Майской в Краснофлотском районе Хабаровска по праздникам за столом собиралась вся ее большая семья. Любили петь хором, а случалось, и небольшие концерты устраивали. Домашний оркестр народных инструментов состоял из мандолины, домры, бубна, гитары и баяна. Словом, музыка окружала Ксению Валентиновну с детства. Она с удовольствием ходила в школьный хор и в детский хор при Дворце пионеров, параллельно училась в музыкальной школе № 4. Попробовала себя в церковном хоре: пение в особом акустическом пространстве храма, сопровождающее духовный обряд, воспринималось как высочайшее искусство. После была учеба в педагогическом училище и институте культуры в Хабаровске, где также существовали замечательные хоровые коллективы.

Время перемен

В начале 1990-х российская общеобразовательная школа искала новые пути обучения и воспитания детей и подростков, педагоги разрабатывали и внедряли специальные программы. В Хабаровске появились школы эстетической направленности. При формировании концепции гуманитарной гимназии № 7 ее первый директор Лариса Михайловна Барковская также взяла за основу идеи эстетического воспитания. Тогда же, в 1991–1992 годах, появился хор «Росинка». Одна из его создательниц Ольга Николаевна Вальченко, ранее работавшая завучем по художественно-эстетическому образованию и воспитанию в гимназии № 7, вспоминает, что в постсоветское время в педагогике наблюдался всплеск различных методик, творческих идей, смелых экспериментов. Л. М. Барковская и ее заместитель по научной работе Наталья Владимировна Данилко выбрали для недавно созданной гимназии именно такой вариант эстетического учебного плана, который позволял создавать специализированные классы художественного цикла — изобразительного искусства, хоровые, хореографические. В начальной школе появился особый хоровой класс. Л. М. Барковская договорилась с директором детской музыкальной школы № 4, и для этих детей стали проводить уроки сольфеджио. Постепенно сложилось не просто формальное содружество, но и сотворчество на уровне идей и методик. Учителя двух школ организовывали совместные музыкальные вечера, праздники. Творческая жизнь в гуманитарной гимназии кипела.

Ирина Яковлевна Москаева, руководившая в то время хоровым коллективом, увлекла коллег методикой комплексного музыкально-певческого воспитания человека, разработанной педагогом, музыкантом и ученым Дмитрием Ерофеевичем Огородновым. Преподаватели хорового класса даже ездили на стажировку к самому автору в Санкт-Петербург, а потом воплощали новые знания в своей гимназии. Хор «Росинка» рос и развивался, успешно выступал на различных площадках Хабаровска.

Суть времени заключается в постоянных переменах. Бурное педагогическое творчество длилось ровно десятилетие. К началу 2000-х муниципальное финансирование гимназии резко сократилось, художественное и музыкальное направления постепенно стали исчезать из учебных планов. К тому же произошла смена руководства. К 2007–2008 годам от былого художественного образования остались одни воспоминания. Перемены напрямую коснулись и хора. В 2000 году в Санкт-Петербург уехала И. Я. Москаева, О. Н. Вальченко перешла в музыкальную школу. Новым руководителем хора стала К. В. Спичак. Но главное, продолжает существовать тандем гимназии и музыкальной школы. Директор гимназии Н. В. Иванова сохраняет традиции эстетического воспитания, именно поэтому в 2015 году здесь восстановили ставки педагогов дополнительного образования.

Магия звука

Первый хоровой класс с педагогами О.Н. Вальченко и И.Я. Москаевой. 1996

Основу хора «Росинка» составляют ребята, которые учатся в музыкальной школе. Они изучают европейскую музыкальную традицию, зарубежную и русскую классику, народную и современную музыку, поют с сопровождением и без него. Дети знают ноты, играют на музыкальных инструментах, могут исполнять вокальные партии. Таким образом, сохраняются элементы музыкального образования, которые позволяют работать с более сложными хоровыми произведениями. Но при этом в коллективе есть и те, кто не ходит в музыкальную школу, поэтому К. В. Спичак сама обучает их музыкальной грамоте.

Руководитель «Росинки» продолжает традиции предыдущего хормейстера, но использует еще и научные наработки внука Д. Е. Огороднова, который исследует влияние музыки на мозг человека. Ксения Валентиновна поясняет: чтобы ребенок спел ноту, он должен прежде всего ее услышать, затем в сотые доли мгновения проанализировать — попал ли, и, если нужно, что-то исправить. Словом, происходит мгновенная работ — быстрая, тонкая, точная на каждом участке звучания голоса. К. В. Спичак считает, что хоровое пение оказывает большое влияние на личность в целом. Она не раз замечала, как во время занятия дети меняются — чувствуют себя уверенней, голос крепнет.

На вопрос, посредством чего воспитывается душа, музыкальный педагог ответила, что это происходит через те произведения, которые человек исполняет. И объяснила это на примере И. С. Баха. Удивительно, но его произведения детей завораживают, хотя их и сложно петь. Значит, есть в музыке этого композитора магическое звуковое пространство, которое покоряет сердце ребенка. Еще Ксения Валентиновна рассказывает, что простое соединение голосов производит сильное впечатление на тех, кто находится внутри хора. Для детей это становится интересным опытом, они находят в той или иной песне особые интонации, которые перекликаются с жизнью, начинают смотреть на мир иначе.

Когда хористы становятся старше и уже в состоянии исполнять более сложные произведения, им предлагают духовную музыку. Но вначале хормейстер выбирает стихи, связанные с церковью, где упоминается целительный родник, источник святой воды. Потом читает текст на старославянском, и ребята удивляются: слова вроде знакомые, но язык древний, с его помощью хранят церковный обряд. Постепенно проникая в смысл таких текстов, они выходят за пределы обыденности. Церковное пение гармонизирует, душа устремляется ввысь.

В педагогической практике Ксении Спичак была удивительная ситуация. В хоре училась девочка из мусульманской семьи, и когда коллектив исполнял православный духовный текст, возникло опасение, что с ее стороны или со стороны родителей может возникнуть отторжение. Но все оказалось иначе. Девочка начала читать Евангелие, а через некоторое время эту книгу прочла и ее мама. Ксения Валентиновна была поражена, какой духовный путь проделала самостоятельно ее воспитанница. Потом маленькая хористка подарила своему наставнику красочную картину, где изобразила ярко-синее небо, усыпанное звездами. А на обороте сделала надпись: «Ксения Валентиновна — это вы».

Путь к успеху

Ирина Яковлевна Москаева

В процессе обучения хоровому пению существует такой важный нюанс, как выступление на публике. Постоянная работа над повышением художественного исполнительского уровня, расширение репертуара позволяют хору выступать с 7–8 концертами в год, участвовать в различных конкурсах. Конечно, это требует умения мобилизоваться, сосредоточиться, перешагнуть внутренний барьер. Выйти на сцену страшно, но для участников «Росинки» все преодолимо, потому что вместе они сила. Важно и то, что во время выступления хорист получает дозу позитива, укрепляется в сознании, что он лучший.

По мнению Ксении Спичак, в такие моменты возникает неожиданный воспитательный феномен, позволяющий ребенку и в дальнейшем ставить высокие цели и достигать их. Участники хора «Росинка» не так часто выбирают путь музыканта, но, по наблюдениям Ксении Валентиновны, они, как правило, становятся успешными людьми. Поступают именно в те вузы, в которые хотят, выбирают профессию по душе, а это очень важно для полноценной жизни. Главное, что уже будучи взрослыми, выпускники хора продолжают воспринимать окружающий мир во всей его красоте и гармонии.

А вообще хор — это долгая дорога. В «Росинке» существуют возрастные грани. Начальная — вторые и третьи классы — осваивает народную музыку, произведения Гречанинова, Баха, Аренского. Ребята из среднего звена поют духовную музыку, народные песни, русскую классику, современные произведения. Программа хористов старшей грани включает много духовных сочинений, в том числе «Ave, Maria» («Радуйся, Мария») на латыни, «Агни Парфене» («Чистая Дева») на греческом, современную песню «Богородице Дево Радуйся»" на славянском, а также ортодоксальную церковную музыку «Достойны Есть». Ксения Спичак считает, что для каждой возрастной грани важна многонаправленность, дающая импульс творческому развитию коллектива. Благодаря этому дети и подростки охватывают разнообразный музыкальный хоровой материал. И музыка всегда выступает как средство, а не как цель.

Познавать мир

Детский образцовый хор «Росинка». Ватикан. 2014

У детского образцового хора «Росинка» немало достижений и наград. Серьезной проверкой его 

творческого уровня становятся выступления на международных и всероссийских конкурсах. География поражает! Поистине знаковым можно назвать участие в масштабном хоровом фестивале-конкурсе International Choir Competition, проходившем в Вене — самом главном европейском музыкальном центре. Незабываема поездка на Рождественский международный хоровой фестиваль в Прагу. В Испании хабаровчане исполнили свою программу на одном из самых серьезных международных хоровых фестивалей-конкурсов Golden Voices of Montserrat («Золотые голоса Монтсеррат»). Он проходил в религиозном центре Каталонии, монастырском комплексе Монтсеррат, недалеко от Барселоны.

На международном хоровом конкурсе в Римини (Италия) «Росинка» стала бронзовым призером. Представляя русские традиции хорового творчества на международном фестивале хоров, фольклора и танца Pearl Of The Sea («Жемчужина моря») в Будве, на адриатическом побережье Черногории, коллектив завоевал первое место как в фестивальной программе, так и в конкурсной. В 2019 году хористы «Росинки» должны были поехать на хоровую мировую олимпиаду в Бельгию, однако планы нарушила пандемия. Но главное, участие в международных конкурсах — это не только творчество, но и познание мира. Например, в Италии хористы побывали в Ватикане и Венеции, приобрели уникальный опыт знакомства с новыми местами и людьми.

Известен детский хор «Росинка» и в своей стране благодаря участию во всероссийских конкурсах в Ярославле, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре. Недавно его творческий багаж пополнился дипломом I степени регионального этапа Всероссийского хорового фестиваля.

«Росинка» объединяет

Родители также являются частью этой музыкальной семьи. За время существования коллектива их уже сменилось несколько поколений, и сейчас сюда приводят своих детей те, кто закончил школу в 1990-е. Наблюдая за тем, как взрослые приобщаются к хоровой культуре, педагоги видят, что в них тоже происходят важные перемены. Ксения Валентиновна Спичак благодарна многим мамам и папам за помощь во время поездок, за атмосферу дружеской поддержки. Они делятся своими фотографиями и видеороликами в социальных сетях, сопровождают хор во время путешествий, приходят на концерты целыми семьями.

Жизнь «Росинки» складывается не только из музыкальных достижений. Хор стал особым сообществом, объединяющим нынешних участников и выпускников. Во многом это происходит благодаря творческой энергии, которую вкладывает в свое детище Ксения Валентиновна Спичак. Некоторые бывшие хористы продолжают ходить на занятия, совершенствуют хоровые навыки, потому что не могут жить без музыки. Важно и то, что Ксения Валентиновна не просто обучает детей, а находится с ними на одной волне. Хористов и их руководителя связывают не только репетиции и концерты, но и совместный досуг. Так рождается доверие.

Сегодня необходимость существования подобных коллективов сложно переоценить. Включая в репертуар классику, духовную музыку, детские песни современных авторов, «Росинка» создает противовес влиянию массовой культуры с ее сомнительными образцами. Ксения Валентиновна уверена: важно бороться за души детей средствами высокого классического искусства, которое проверено временем.

По мнению Г. В. Рубан, в российском образовании сейчас происходят позитивные изменения, направленные на поддержку хоровых коллективов. И то, что хор «Росинка» существует более 30 лет в хабаровской гимназии № 7 — большое достижение и заслуга многих педагогов, специалистов, заинтересованных во всестороннем развитии подрастающего поколения. Ведь так важно, что у детей есть особый мир, где они могут петь.

Иван ШЕВНИН