В селе Джари уже много лет существует межпоселенческий Центр нанайской культуры, где юные музыканты разучивают мелодии своего народа на национальных инструментах, танцоры — движения обрядовых танцев, а пакси паталакан — умелые рукодельницы — создают традиционные для нани предметы быта, обереги, одежду, передавая свое мастерство подрастающему поколению. Самая почитаемая из мастеров — известная на весь район и далеко за его пределами руководитель кружка по обработке рыбьей кожи Валентина Владимировна Бельды. Старинным ремеслом она стала заниматься случайно в 2007 году и вот уже больше десяти лет радует земляков и гостей Нанайского района своим творчеством. В 2016 году Валентину Бельды приняли в Союз художников России. Уникальные изделия из рыбьей кожи, созданные мастером с большой любовью, украшают ярмарки и фестивали, вызывают интерес у иностранцев, их приобретают в музейные коллекции. Древнее ремесло
— Родилась я на Джари. Я коренная. Здесь и живу. Выросла с дедушкой и бабушкой — нанайцами. Если бы я с ними не жила, не знала бы родного языка. Ведь мама моя только по-русски разговаривала, хоть и была нанайка. Отец был русский. Так вот, бабушка и дедушка меня везде возили, в том числе и на Эворон, где сами раньше жили. Это очень далеко от Джари — на левом берегу Амура. Я видела их старые дома, удивлялась: как они раньше жили без света и тепла? Они говорили со мной по-нанайски, рассказывали о старинных обычаях, поэтому я и разговариваю на родном языке, все понимаю и чту все традиции своего народа. Видела еще, как бабушка с дедушкой носили одежду из рыбьей кожи, но никогда не думала, что стану мастером по рыбьей коже. Вообще это сугубо национальное ремесло — выделка кожи рыбы и изготовление из нее халатов, фартуков, шапок, обуви, но оно чуть было не кануло в Лету. Нанайцы, получив блага цивилизации от русских: электричество, водопровод, школы, продукты питания, одежду из ткани, начали забывать свой прежний быт и навыки, как говорится, впитанные с молоком матери.
Сначала мы знакомились с обработкой бересты, лозы и камыша. Я делала туеса, плела корзинки. Затем меня позвали учиться обрабатывать рыбью кожу. В итоге из Нанайского района удалось освоить это дело только мне одной. Остальные не смогли, потому что выделывать рыбью кожу очень тяжело. А меня затянуло. И чем тяжелее, тем для меня интересней стало: что из нее получится, если долго мять? Моя наставница известный мастер, член Союза художников России Юлия Дмитриевна Самар однажды сказала: «Ты превзошла меня. Я так никогда не мяла кожу, как ты. Для халата ведь этого долго делать не нужно, а у тебя кожа идеально гладкая выходит». Это очень дорогие слова. Чтобы собрать материал на один халат, надо почистить штук пятьдесят рыбин! Сначала кожу следует хорошо очистить от жира, затем постирать шкурки много раз. Еще замочить их в растворе — соль, сода, и немного уксуса, чтобы ушел запах рыбы. Потом шкурки следует хорошо прополоскать, высушить (только не на солнце, чтобы шкура не обвялилась и не обгорела) и только тогда приступать к разминанию... Все цвета рыбьей кожи
По сухомуВ далекие времена халаты из кожи рыбы служили нанайцам рабочей и повседневной одеждой. Шили мастерицы и особые халаты — свадебные. Они были белыми, для них кожа выделывалась иначе, и этот способ назывался «по сухому». Кожу кеты сушили вместе с чешуей, и только потом удаляли ее с помощью ножа. Потому она получалась белой. Если же снять чешую со свежей рыбы, кожа после сушки потемнеет.
Валентина Бельды говорит, что ей нравится придумывать свои орнаменты и украшения. К примеру, она делает подвески из шкуры рыбы. Она их тщательно чистит, затем сушит, сворачивает конусом, а края склеивает. Рыбий клей далпо из перламутровой части пузыря калуги мастерица делает сама по старинному рецепту нанайцев. Сейчас мало кто это умеет. Клея получается немного, но зато он натуральный и очень прочный. Размачивая далпо во рту (клей не имеет ни вкуса, ни запаха) Валентина Бельды соединяет детали халата перед сшиванием, чтобы строчки были ровными, таким же способом прикрепляет аппликации.
Оберегать рыбака от брызг воды во время промысла, а хозяйку во время разделывания рыбы от всевозможных загрязнений помогал передник. Он был цельным, то есть состоял из шкуры одной рыбы, к примеру сома, и не украшался. Это сейчас мастерицы придумывают для выставочных работ всяческие изыски.
Ольга АПОЛЛОНОВА
Родилась в1964 г. в с. Джари Нанайского района Хабаровского края. В 2008 г. окончила школу прикладного искусства, овладев технологией обработки и выделки рыбьей кожи. В 2009 г. награждена дипломом IV Международной выставки «Северная цивилизация» (Москва), в этом же году приняла участие в международном конкурсе моды монголоязычных народов России и мира «Торон, Сайн, Зам» (Улан-Удэ, Бурятия) и получила диплом за коллекцию одежды из рыбьей кожи. В 2010 г. получила диплом победителя и звание «Лучший мастер народного художественного промысла и декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края» в номинации «Современное декоративно-прикладное искусство» хабаровского краевого конкурса «Ремесла земли Дерсу». В 2011 г. удостоена первого места и золотой медали в номинации «Лучшее произведение» на международной выставке «Сокровища Севера» (Москва), в 2012 г. — диплома за участие в выставке «Метаморфозы рыбьей кожи» (Олммавидж / Манндален, Норвегия). |
|||
|