- Видеть хорошие знаки
- Разумное, доброе, вечное...
- Важнейший ресурс культурного обновления России
- Дом, где музыка живет
- Завороженный баяном
- Радость «Виолино»
- Классика «Золотой лиры»
- Наполним музыкой сердца
- Город юности рисуют дети
- Время собирать
- Новая школа и вечные ценности
- Историк и музей во времени и пространстве Дальнего Востока России
- Беседы с детьми о русской иконе
- В поисках источника вдохновения
- Магия первобытного очага, или Археология без витрин
- Медвежьи забавы
- Не оторваться от корней
- Изучая амгуньских людей. Об исследователях негидальской культуры
- Маска женьшеня и костюм багульника
- Город будущего
- Всякое дело мир красит
- Как все начиналось. Из истории образования в Приамурском крае
- Карандашные пометки неутомимого исследователя
- Профессор Козловская. Строгая, но справедливая
- Посеешь характер – пожнешь судьбу
- Особая территория народов Севера
- «Чукотским и корякским владею хорошо»
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Театральный сезон
- Дом народного творчества
- Единое пространство культуры
- КОРОЛЕНКО Евгений Васильевич
Давно вступив в «пору зрелости» Хабаровский государственный институт искусств и культуры отметил два года назад свой 40-летний юбилей. Особым уважением и почтением со стороны коллег и студентов пользуются педагоги, стоявшие у истоков вуза и работающие в нем до сих пор. Одним из первых в этом ряду достойно упоминания имя Валентины Петровны Козловской, почетного профессора ХГИИК, в трудовой книжке которой 1 августа 1968 года, в день рождения нового вуза, была сделана запись.
Сегодня без преувеличения можно сказать, что личность Валентины Петровны в восприятии всех обитателей ХГИИК окутана дымкой легенды. О первой своей встрече с Валентиной Петровной вспоминает Григорий Зосимов, преподаватель по классу гитары ДМХШ «Тополек», выпускник ХГИИК 2008 года: «Я быстро шел по длинному коридору в аудиторию 301, ведь сегодня у меня первая лекция по курсу гармонии, к тому же мне не терпелось узнать, кто этот преподаватель, о котором столько говорит весь факультет. Старшекурсники рассказывают о ее незабываемых лекциях, выпускники благодарят и дарят цветы, преподавательский состав института трепетно, с уважением относится к ней. Кто же это?.. Я приоткрыл дверь и на мгновение замер от удивления. За столом сидела женщина в годах, просто одетая. Она даже не посмотрела в мою сторону. За два с половиной года моего обучения мы сотни раз встречались с ней в коридорах института, и я даже подумать не мог, что она и есть тот самый преподаватель — профессор кафедры теории и истории музыки! В классе собрались мои сокурсники, прозвенел звонок, тогда она, оторвавшись от чтения
Многие из собеседников, согласившихся поделиться своими впечатлениями о занятиях в классе Рассказывает Денис Желтоухов, заслуженный артист России, солист Краевого музыкального театра (г. Хабаровск), выпускник 1996 года: «Первое впечатление оказалось обманчивым и немного шокирующим: она была в скромном вязаном костюме, а ее берет и болоневый плащ ассоциировались у меня с гестапо. Но первая же лекция перевернула представление о ней, стало ясно, что Валентина Петровна — человек добрейшей души, а лекции ее чрезвычайно интересны и полезны. И я благодарен ей за это, ведь элементарная теория музыки, сольфеджио и другие музыкальные дисциплины, которые вела у нас Козловская,-то, без чего артист музыкального театра не может обойтись. Внешность абсолютно не соответствует ее личностным качествам. Кроме того, она человек честный, меня всегда огорчала некоторая неприспособленность к жизни таких людей. Плохие люди не рождаются на Рождество! Я ее очень люблю!»
Учебный процесс редко бывает идеально ровным даже у очень хороших студентов. В рассказах моих собеседников, в описаниях совершенно разных ситуаций, в которых оказывались они сами либо их сокурсники, так или иначе обращает на себя внимание способность Валентины Петровны безошибочно определить, когда студенту необходима моральная поддержка, чтобы заставить его поверить в собственные силы, когда нужно проявить понимание, а когда — принципиальность. В проницательности этого педагога имели возможность убедиться и преподаватели института, ведь большая часть И словно в подтверждение последних слов к нам подходит Валентина Петровна, неожиданно расщедрившись на комплимент: «Вы неотразимы!»
Педагогическое мастерство, безусловно, складывается из многих слагаемых. Даже
Татьяна Сергеевна Попова, доцент кафедры
Григорий Зосимов: «Она объясняла лекционный материал так, что не понять было невозможно. В ее речи не было ничего лишнего, все слова максимально доступно выражали смысл темы, они словно специально были тщательно отобраны для этого. После первой же лекции я понял, что ничего не понимаю в музыке, за плечами уже два с половиной курса, а я вновь ощутил себя несмышленым абитуриентом! Это повторялось каждую лекцию, каждая из них была для меня настоящим открытием. Каждый раз мы узнавали
Наталья Чикирова, руководитель детского фольклорного ансамбля «Вьюнок» (гимназия № 3 г. Хабаровска), выпускница 2010 года: «Однажды Валентина Петровна с юмором и очень доходчиво объяснила нам, что такое „прерванный оборот“ в гармонии. Она предложила представить, как мы опускаем руку в карман, надеясь, конечно же, найти в нем деньги, и вдруг… вместо денег там обнаруживается дырка! После такого наглядного сравнения у нас наконец наступило просветление…»
Подобная бытовая аналогия могла бы вызвать скептическую улыбку у студентов, предположим, Московской консерватории. Однако преподавателям провинциальных вузов нередко приходится работать со студентами малоподготовленными, имеющими недостаточное довузовское профессиональное образование (речь идет, конечно, не обо всех специальностях), особенно в последние годы, когда все более очевиден отток потенциальных абитуриентов из учебных заведений высшего и среднего звена, готовящих специалистов в сфере культуры и искусства. Не обладающим солидным музыкальным опытом и необходимыми знаниями учащимся подобные внемузыкальные аналогии помогают усвоить не только техническую сторону звукового явления, но и наталкивают на размышления об Денис Желтоухов: «Валентина Петровна убеждала нас, что слух есть у каждого, его всегда можно развить с помощью почти математических действий: если вы узнаете друга по телефону, значит, у вас есть слух! Вот с чувством ритма сложнее…»
Одним из существенных достижений Валентины Петровны стало овладение компьютером на профессиональном уровне, причем уже в солидном возрасте. Не секрет, что для людей творческих профессий, и, может быть, в первую очередь для музыкантов, приобщение к компьютерным технологиям представляет известную трудность, ведь за логическое и образное мышление отвечают разные мозговые центры. По крайней мере, Валентина Петровна стала первым и уже полтора десятилетия остается единственным преподавателем кафедры, который взялся за ведение дисциплины «Музыкальная информатика». «Студенты изучают программы на музыкальной информатике, а затем работают в разных жанрах», — поясняет Валентина Петровна, для которой компьютер прежде всего творческий инструмент. «Все подходят к ней со своими аранжировками, сочинениями, и она никому не отказывает в помощи», — поделилась наблюдениями Александр совершенно справедливо отмечает тот факт, что далеко не во всех музыкальных вузах страны сегодня имеются специалисты в области музыкальной информатики, хотя актуальность этой дисциплины, пожалуй, неоспорима. Что ж, тем ценнее опыт Валентины Петровны для студентов и преподавателей ХГИИК. Однако с высоты этого опыта особенно интересно и полезно оглянуться назад, увидев не только кем стал, но также кем мог бы стать человек, сложись обстоятельства его жизни в определенный момент иначе. В институт Валентина Петровна пришла работать, окончив Хабаровское училище искусств и Новосибирскую консерваторию по специальности «хоровое дирижирование».
Лариса Петровна Русанова, профессор кафедры Раньше Валентина Петровна часто слушала музыку вместе со студентами. Позднее она сумела многие дисциплины перевести на язык компьютера. Конечно, информатика — это ее, рациональное в ней все же преобладает над эмоциональным. Когда к нам приезжают студенты старых выпусков, первый вопрос — можно ли увидеть Валентину Петровну? Ее любят и уважают за профессиональные качества и доброе сердце. Она могла бы написать 100 диссертаций! Но всегда была поглощена работой со студентом, выручала преподавателей — кто на больничном, кто в аспирантуре — замещает Козловская. Все заботы, заботы…»
Встретившись с Валентиной Петровной, я попросила вспомнить Светлана СЫРВАЧЕВА |
|||
|