Дальневосточная панорама искусств

Лиханов И.Д. «Вечные камни». Бум., пастель, 2003. Сикачи-Алян, Хабаровский крайХабаровск в октябре-ноябре 2003 года стал центром художественной жизни Дальневосточного региона. Он, как линза, вобрал в себя все достижения художников за последние шесть лет. Большие расстояния, оторванность от европейских культурных центров, как ни странно, сближают людей. Они тянутся друг к другу, испытывая братские чувства.

Когда приходят именитые, уважаемые гости, им принято уступать самые почётные места. Так, естественно, произошло и в Хабаровске.

Пурбуев Д.Г. «Обоо». Х.м., 2002. Улан-УдэНа стенах, просматривающихся издалека, которые «держат» всё пространство выставки, разместились картины народных художников СССР, действительных членов Академии художеств А. Н. Осипова (Якутия) и А. В. Казанского.

Осипов А. Н. «Крыша мира. Гималаи». Х.м., 2003.  ЯкутскПейзажи Осипова эпичны по звучанию. Природа в трактовке художника самодостаточна. Она словно отдыхает от суетливого и порой разрушительного присутствия человека. Смотришь на маленькие цветные домики, приютившиеся у подножия Гималаев, и думаешь философски: «И это пройдёт». Мы пройдём. А величественные Гималаи всё так же будут встречать рассветы постепенно тускнеющего солнца. Холсты Осипова близки между собой по колориту. Это живые натурные впечатления, написанные за короткий срок.

Казанский А. В. «Байкал. Прибой». Орг., м., 2001. Улан-Удэ А. В. Казанский показал три больших пейзажа, построенных на равномерном свечении всей живописной поверхности. Эффект достигается за счёт замены тональных контрастов цветовыми и за счёт общей высветленности колорита. Большую роль при этом играют теплые и холодные тона, взаимно возбуждающие друг друга. Работы такого рода, построенные на одном доминирующем цвете, всегда цельно смотрятся и легко организуют пространство вокруг себя. В показанном этим же мастером небольшом натурном этюде видно, как сразу перерабатывает он натуру, как находит меру условности, позволяющей цвету стать главным выразительным средством произведения.

Когда формируется экспозиция, её авторы группируют работы «блоками». И в каждом «блоке» есть свой визуальный центр — картина, способная зрительно объединить, связать остальные представленные вещи. Одним из таких центров стала картина В. П. Дроздова, заслуженного художника России. Он показал остросоциальный тематический холст «Марш «Прощание славянки».

Дроздов В. П.  «Марш  «Прощание славянки».  Х.м., 2003. ХабаровскКартины этого художника всегда злободневны, и зрители на них активно реагируют. Виталий Петрович продолжает традиции критически настроенных передвижников. Цель его — не доставить визуальное удовольствие, а разбудить совесть, возбудить чувство протеста против царящей вокруг несправедливости.

Уличный музыкант развернул свой баян. У ног его — военная фуражка, вокруг неё валяются конфеты, набросанные равнодушными прохожими. Слева суетятся торговцы дачной снедью и цветами, а справа на джипах проносятся новые хозяева жизни. За спиной музыканта — бескрайнее небо. Именно небо придаёт жанровой сценке трагически-монументальное звучание. В картине хорошо выражена ненависть автора к бездушному самодовольству, но слабо, на мой взгляд, просматривается любовь к пострадавшим от реформ соотечественникам. От этого картина звучит безысходно, как реквием по стране. Дроздов не боится говорить о серьёзных вещах, а соглашаться с ним или нет — это дело зрителя.

Торгашин В.М. «У Тихого океана». Х.м., 2002. ХабаровскПейзажи другого хабаровчанина, В. М. Торгашина, отличаются спокойной уравновешенностью: природа, изображённая им, всегда красива и гармонична во всех своих проявлениях. Его картины настраивают зрителя на созерцание. Выставка совпала с семидесятилетним юбилеем Владимира Михайловича. Знающие об этом зрители и коллеги поздравили скромного, трудолюбивого художника со знаменательной датой и творческой удачей одновременно.

Художник из Уссурийска А. В. Пихтовников показал совсем другую дальневосточную природу. Его насыщенные, фактурно нагруженные пейзажи воспринимаются как прорыв в бескрайние дали. Тайга в его трактовке — это прежде всего праздник красок. Воздух в его картинах тоже цветной и густой. Он активно участвует в создании зрительного образа.

Мягков В. Н. «Портрет писателя  А. М. Бирюкова». Х.м., 2000.  Магадан Магаданец В. Н. Мягков представлен на выставке тремя холстами. Его «Новгородскую Софию утром» отличает сочетание условности живописного решения с живыми впечатлениями от натуры. Точно найденный масштаб холста придаёт образу храма Софии характер значительный и весомо убедительный.

Зорин Г.С. «Русь уходящая». Х.м., 1999. ХабаровскКартина заслуженного художника России Г. С. Зорина «Отзвенели колокола» (второе название «Русь уходящая») изображает скованную каторжанку в выцветшей красной рубахе. За её спиной рушатся колокола. Они летят в беззвучном падении со всех уничтоженных православных церквей. Картина-реквием, картина-завещание, картина-предупреждение. Писал её Григорий Степанович будучи уже больным. Каждый шаг к мольберту давался ему с трудом. Это был творческий подвиг художника. Для последнего холста Зорина характерно цветовое единство всей изобразительной поверхности. Сдержанный цветовой аккорд красного и золотистого звучит значительно и серьёзно.

Романов В.Е. «Танец  «Охотник». Х., темп., 2003. ХабаровскЧто понравилось лично мне. Графика М. Г. Старостина (Якутск). У этого художника счастливое сочетание мастерства и своеобразного видения мира. Художник в совершенстве владеет техникой офорта. В его странных, забавных листах живут люди Севера. Они изображены одновременно этнографически точно и сказочно. Лёгкая ирония придаёт фантазиям М. Г. Старостина человечность и доброту.

Порой этой по-человечески тёплой интонации не хватает ряду земляков художника, где мастерство становится самоцелью.

Павлуцкий С. М. «В феврале». Х.м., 2003. ЧитаПоказал Старостин и небольшой живописный холст: маленький персонаж отправился в бесконечный путь по ледяному насту тундры. На плечах персонажа тюк с поклажей. Что там? Зимние запасы? Охотничьи трофеи? Мы не знаем. Но видим, как трудно ему идти. Но он дойдёт. Надо только не отчаиваться и сделать следующий шаг. Картина «Ноша» воспринимается как маленькая притча о человеческом мужестве перед равнодушным к его страданиям миром.

Р. М. Цимбало (Чита) показал свои тонко поэтические картины-сны. «Прелесть весеннего дождя», «Козья гора. Цвет багульника», «Удивительное утро» — все эти вещи наполнены особой тишиной. Они обращены к несуетной части нашего сознания. Они требуют от зрителя сосредоточенного созерцания. Только тогда картины эти становятся частью нашего духовного опыта и заполняются навсегда.

Шпатов А. М. «Портрет» (автопортрет). Х.м., ЧитаНесуетность — вот одно из свойств всякого настоящего искусства. Этим меня привлекли картины А. Н. Шпатова (Чита). Его небольшой «Портрет» (автопортрет), такой неяркий, почти не цветной, пример тонкой, выдержанной в цвете живописи. Кажется, от картины исходит лёгкое мерцание. Картина взвешена и уравновешена на тонких весах чувства в каждом своём сантиметре. От этого она воспринимается как живописная формула. Художник создал образ одинокого человека, трогательный, полный достоинства.

Васильев А. Д. «Портрет пожилой женщины».  Х.м., 2001. ЯкутскБольшое впечатление произвели на всех портреты, выполненные членом-корреспондентом Российской академии художеств А. Н. Васильевым (Якутск). Его образы реальны. И в то же время это сочная, богатая по фактуре живопись. В портретах Васильева нет типизации. Он верит, что любой человек интересен сам по себе. Зритель оказывается один на один с человеческой судьбой. Это всегда впечатляет.

К. Б. Кузьминых, живописец из Магадана, показал декоративный чёрно-белый холст «Эскимоска». Художник заставил активно работать фактуру холста, от этого его поверхность воспринимается зрительно шершавой. Это помогает созданию архаического образа, который родственен самым древним изображениям, выполненным на заре человечества. Такая архаика хорошо уживается с современным стильным интерьером.

Рыбачук И. В. «Сулянзига — охотник из удэгэ».  Х.м., ВладивостокХудожники старшего поколения, те, кто в течение многих десятилетий участвовал на всех зональных выставках, были желанными гостями 9-й региональной. Среди них следует отметить члена выставкома 1-й зональной И. В. Рыбачука. Он выставил два натурных портрета, написанных свежо, в один прием, непосредственно с натуры. В этих живых, исполненных с напором вещах много непосредственности. Хорошо передан характер модели. Перед нами люди, большая часть жизни которых прошла в море. Портреты подкупают своей естественностью и простотой.

«Март. Лов корюшки» — так назвал свою забавную картину Н. В. Погребняк (Владивосток). Вся поверхность холста представляет собой потрескавшуюся поверхность льда. На льду суетятся смешные чёрные фигурки рыбаков. Они проваливаются под лёд, ползают туда-сюда, хватаются друг за друга, но все продолжают махать своими махалками (снастями для подлёдного лова корюшки). Картина-абсурд. Можно посмеяться над человеческой глупостью. Но посмотришь на картину и вздохнёшь: «Вся наша цивилизация всё больше и больше начинает походить на такую безумную рыбалку».

Быков Ю. И. «Высоцкий». Х.м., Комсомольск-на-АмуреВ вестибюле зрители встречались взглядом с кричащим «Высоцким» Ю. И. Быкова (Комсомольск-на-Амуре). Кричит он так, что начинает трещать и крошиться сама поверхность холста. Иллюзия разрушения изобразительной поверхности сближает эту картину с картиной Н. В. Погребняка. Так художники пытаются передать своё ощущение трагизма бытия.

Литвинов С. А. «Северянин». Х.м., 2001. ВладивостокНо всё-таки большинство представленных на выставке картин стремятся к уравновешенности и гармонии. Примером спокойного созерцания мироздания может стать небольшой натурный этюд В. В. Кандалова (Чита). Осеннее освещение пасмурного дня не может успокоить яркий аккорд жёлтого цвета. Картина выполнена в традициях русской реалистической школы, впитавшей достижения импрессионизма. Работы такого плана всегда вызывают отзвук в душе зрителя. Они результат живого общения с природой.

Правда чувств, невыдуманность — вот что отличает лучшие работы выставки. Именно это останавливает внимание зрителей при взгляде на холсты заслуженного художника России В. Г. Поспелова (Улан-Удэ). «Теплый вечер из детства» — так назвал он один из своих небольших холстов. Художник бережно доносит до нас дорогие свои воспоминания.

Казанцев Н.Н. «Согласие». Х.м., 2003. Уссурийск Не могли оставить зрителей равнодушными картины Г. Ф. Арапова (Хабаровск) «Ирисы», Э. И. Васильева, заслуженного художника России (Якутск), «Портрет Л. И. Винокурова», В. Е. Романова (Хабаровск) «Танец «Охотник» из серии «Молодые таланты Амура», В. Г. Поспелова (Улан-Удэ) «Дворик», А. А. Павленковича (Хабаровск) «За окном», Н. Н. Казанцева (Уссурийск) «Согласие», А. А. Паукаева (Хабаровск) «Каменка», В. В. Романовой (Хабаровск) серия «Прикосновение к Италии», В. П. Хрустова (Хабаровск) два декоративных натюрморта.

Демура Е.Ф. Серия «Открытие Антарктиды». ВладивостокВ разделе «Графика» нельзя не отметить совершенные по исполнению и острые по композиции иллюстрации Д. Бойтунова (Якутск). Редкое сочетание большого такта с кровожадными сюжетами, от которых веет духом седой древности. Графический триптих хабаровчанина А. А. Блажнова «Лики» полон многозначительной недосказанности. Предметы искусства, лишённые своего смыслового содержания, как артефакты нашей уходящей в прошлое культуры. «Рама», лишённая картины. «Икона», развёрнутая спиной к зрителю. «Портрет Сталина», перевязанный шпагатом. Художник как бы отстраняется от культуры, давая почувствовать её условность.

Смоляков В.В. «Морской мотив». Керамика. ХабаровскМожно отметить графические листы художников Е. В. и О. О. Осиповых (Владивосток) «Арка», Б. Т. Тайсаева (Улан-Удэ) «Берег», «Сарма», Е. Ф. Димура (Владивосток) серия «Открытие Антарктиды», Карташова А. А. (Хабаровск) «Восход», «Тишина», Н. И. Холодка (Хабаровск) из серии «Край родной».

Как было отмечено специалистами, скульптура, представленная на выставке, стала более разнообразной, чем в прошлые годы. Здесь кроме привычных портретов есть сложные символические композиции, декоративно интерьерные и экстерьерные вещи.

Плетнева Л. «Лунная дева». Шамот, 2000. Комсомольск-на-АмуреТрадиционное народное искусство Якутии и Бурятии и народов Амура представляют изделия из кости, металла, кожи. Они несут в себе дух народной культуры и говорят о сохранении наследия предков. Интересные произведения декоративно-прикладного искусства, предназначенные жить рядом с человеком и украшать каждый день бытия, представили на выставку художники А. С. Болгарин (Хабаровск) — гобелен «Волшебный лес», И. Ф. Галиуллин (Хабаровск) — гобелен «Осень», Р. С. Дориева (Улан-Удэ) — композиция «Река времени», Л. М. Федоровская (Хабаровск) — гобелены «Она», «Европа», Н. В. Хрустова (Хабаровск) — батик «Анечка и Лиза» и многие другие.

Итак, региональная выставка состоялась, и связь времён не прервалась.


Александр ЛепетухинЛЕПЕТУХИН Александр Петрович

Художник. Родился в 1948 году в Николаевске-на-Амуре. В 1971 году окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. Преподает рисунок, живопись, композицию на том же факультете. Автор многочисленных статей, посвященных культуре Хабаровского края, в рубрике «Душа и творчество» газеты «Тихоокеанская звезда». Постоянный автор журнала «Словесница искусств».