В фондах Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова хранится небольшая, но очень интересная коллекция предметов, характеризующих традиционную культуру якутов конца XIX века. Она была собрана и привезена в музей чиновником особых поручений при Приамурском генерал-губернаторе Петром Поликарповичем Шимкевичем. В 1894 году он получил именно такое особое задание: изучить условия жизни аборигенов Амурской и Приморской областей генерал-губернаторства для последующей разработки административных мер, направленных на улучшение их положения и сохранение от вымирания. С этой целью он посетил бассейн реки Буреи, где в конце XIX — начале ХХ веков проживала большая якутская диаспора. У буреинских якутов П. П. Шимкевич собрал коллекцию предметов быта и одежды из 68 единиц, подаренную естественно-историческому музею Приамурского отделения Императорского русского географического общества, в будущем ХККМ им. Н. И. Гродекова. Ядром этой коллекции по праву считаются прекрасные якутские женские и мужские украшения. Украшения были неотъемлемой частью якутского костюма, особенно женского праздничного (свадебного). Женщины носили кольца, серьги, браслеты бёгок, кресты сюрах, массивные шейно-нагрудные украшения, наборные пояса, мужчины — наборные пояса. Последние имели кожаную основу шириною в два пальца и были выложены серебряными и медными пластинами с гравированными орнаментами. На поясе нередко слева висел нож в чехле кынах бысах, справа — огниво хатат. В качестве основного материала для украшений использовалось серебро, реже медь, очень редко золото («золото они не любят»). Якутское серебро содержало 34,26 % серебра, 50,78% меди, 15,05% цинка. Лишь в лучшем «старинном» якутском серебре 50% изделия приходилось на благородный металл (Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. — М., 1997). Большинство якутских кузнецов были прекрасными серебряных и медных дел мастерами. Свои изделия они покрывали растительным орнаментом с рогообразными, лировидными, сердцевидными элементами, выполненными в технике гравировки и чеканки. Кузнечное, а также плавильное дело было единственным из якутских ремесел, которое во 2-й половине XIX века выделилось в самостоятельное, хотя и без образования специализированных артелей. По свидетельству этнографа-политкаторжанина В. Л. Серошевского, в конце XIX века якутская кузница, как и в прежние времена, оставалась «передвижной кузницей кочевника», а якутский кузнец — бродячим мастером, охотно перебирающимся из одной местности в другую, из юрты в юрту — то по вызову богатых работодателей, то по личному усмотрению. Главные его инструменты: меха кёрт, наковальня кыстык, клещи кытыгас, молот отюои, напилок иги" (Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. — М., 1997). В работе якутскому кузнецу, раздувая мехи, помогали не только его помощник, но и жена, сын и даже сам заказчик. Они ковали, сидя на маленьком стульчике или на корточках перед низенькой небольшой наковальней, работали обыкновенно в один молот. Примитивными инструментами в походных условиях изготовлены эти прекрасные украшения из фондов ХККМ, которые представлены на фотографиях. В среде коренных народов Приамурья имелся постоянный спрос на традиционные якутские украшения. В Хабаровском краевом краеведческом музее хранится якутский наборный пояс, который бытовал в ульчском роду Дечули. По свидетельству крупного российского этнографа А. В. Смоляка, якутские кожаные пояса, шитые крупным бисером, украшенные металлическими накладками, охотно носили молодые нанайские женщины и девушки. Традиционная якутская женская ушная серьга из фондов ХККМ была вымыта из нанайской могилы в начале ХХ века. Серьги такого типа пользуются популярностью среди коренного населения Хабаровского края до настоящего времени. В нанайском языке они имели даже особое название «лэргиукэ», что означает — звенящие. По воспоминаниям члена Союза художников России Татьяна МЕЛЬНИКОВА |
|||
|