Якутское серебро

Женские ручные браслеты бёгок. 2-я половина XIX века. Подарок Ниманской золотопромышленной компании. 1900В фондах Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова хранится небольшая, но очень интересная коллекция предметов, характеризующих традиционную культуру якутов конца XIX века. Она была собрана и привезена в музей чиновником особых поручений при Приамурском генерал-губернаторе Петром Поликарповичем Шимкевичем. В 1894 году он получил именно такое особое задание: изучить условия жизни аборигенов Амурской и Приморской областей генерал-губернаторства для последующей разработки административных мер, направленных на улучшение их положения и сохранение от вымирания.

С этой целью он посетил бассейн реки Буреи, где в конце XIX — начале ХХ веков проживала большая якутская диаспора. У буреинских якутов П. П. Шимкевич собрал коллекцию предметов быта и одежды из 68 единиц, подаренную естественно-историческому музею Приамурского отделения Императорского русского географического общества, в будущем ХККМ им. Н. И. Гродекова. Ядром этой коллекции по праву считаются прекрасные якутские женские и мужские украшения.

Женское шейное кольцо. 2-я половина XIX века. Подарок Ниманской золотопромышленной компании. 1900Украшения были неотъемлемой частью якутского костюма, особенно женского праздничного (свадебного). Женщины носили кольца, серьги, браслеты бёгок, кресты сюрах, массивные шейно-нагрудные украшения, наборные пояса, мужчины — наборные пояса. Последние имели кожаную основу шириною в два пальца и были выложены серебряными и медными пластинами с гравированными орнаментами. На поясе нередко слева висел нож в чехле кынах бысах, справа — огниво хатат.

В качестве основного материала для украшений использовалось серебро, реже медь, очень редко золото («золото они не любят»). Якутское серебро содержало 34,26 % серебра, 50,78% меди, 15,05% цинка. Лишь в лучшем «старинном» якутском серебре 50% изделия приходилось на благородный металл (Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. — М., 1997). Большинство якутских кузнецов были прекрасными серебряных и медных дел мастерами. Свои изделия они покрывали растительным орнаментом с рогообразными, лировидными, сердцевидными элементами, выполненными в технике гравировки и чеканки.

Украшения женские шейно-нагрудные иленгабирель. 2-я половина XIX века. Подарок Ниманской золотопромышленной компании. 1900Кузнечное, а также плавильное дело было единственным из якутских ремесел, которое во 2-й половине XIX века выделилось в самостоятельное, хотя и без образования специализированных артелей. По свидетельству этнографа-политкаторжанина В. Л. Серошевского, в конце XIX века якутская кузница, как и в прежние времена, оставалась «передвижной кузницей кочевника», а якутский кузнец — бродячим мастером, охотно перебирающимся из одной местности в другую, из юрты в юрту — то по вызову богатых работодателей, то по личному усмотрению. Главные его инструменты: меха кёрт, наковальня кыстык, клещи кытыгас, молот отюои, напилок иги" (Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. — М., 1997). В работе якутскому кузнецу, раздувая мехи, помогали не только его помощник, но и жена, сын и даже сам заказчик. Они ковали, сидя на маленьком стульчике или на корточках перед низенькой небольшой наковальней, работали обыкновенно в один молот. Примитивными инструментами в походных условиях изготовлены эти прекрасные украшения из фондов ХККМ, которые представлены на фотографиях.

В среде коренных народов Приамурья имелся постоянный спрос на традиционные якутские украшения. В Хабаровском краевом краеведческом музее хранится якутский наборный пояс, который бытовал в ульчском роду Дечули. По свидетельству крупного российского этнографа А. В. Смоляка, якутские кожаные пояса, шитые крупным бисером, украшенные металлическими накладками, охотно носили молодые нанайские женщины и девушки. Традиционная якутская женская ушная серьга из фондов ХККМ была вымыта из нанайской могилы в начале ХХ века. Серьги такого типа пользуются популярностью среди коренного населения Хабаровского края до настоящего времени. В нанайском языке они имели даже особое название «лэргиукэ», что означает — звенящие.

Богатые якутки в зимней одежде Девушка-невеста (Амгинско-Ленское плоскогорье)

По воспоминаниям члена Союза художников России
А. А. Самар (1918 г. р.), такие серьги были повседневными. Их покупали у якутов во время пушной охоты. Если было серебро, то нанайские кузнецы делали серьги лэргиукэ по якутскому образцу. На одной из фотографий XIX века нанайская невеста украшена не только широко известным лунообразным нагрудным украшением сэлкэ маньчжурского производства, но и традиционным якутским христианским крестом сюрах.

Татьяна МЕЛЬНИКОВА
Фото Александра Храмцова