- Народное творчество. Сюжеты о любви
- Сюжеты о народном творчестве
- Сохранить традиционную культуру народа – значит сохранить себя
- То, что объединяет народное творчество
- «Штрих-код» северной цивилизации
- Живая нить этнического искусства
- Родовая память мастерства
- На перекрестках приамурского орнамента. Памяти Николая У
- Мастера Земли Дерсу
- Гармония целого
- Хранитель удачи
- Солнце над Ачаном
- Тропа исчезающего народа
- Диковинки из бабушкиного сундука
- Золотое яйцо. Формула народного смехового творчества
- Грани духовности
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
- Единое пространство культуры
- Илья Дмитриевич ЛИХАНОВ
В Москве в рамках XVII Международных Рождественских образовательных чтений состоялось награждение премиями и дипломами православных педагогов из различных регионов России, которые приняли участие во всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Награждение проходило в одном из красивейших залов – зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Дипломы и премии победителям вручал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Конкурс «За нравственный подвиг учителя» проводится Русской православной церковью и Министерством образования и науки РФ при поддержке полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в целях стимулирования творчества педагогов и воспитателей образовательных учреждений. Цель его – выявить и распространить лучшие методики воспитания, обучения и внеучебной работы с детьми и молодежью, а также обобщить существующий опыт духовно-нравственного воспитания и обучения. Согласно положению победителями признаются участники, которые представили на конкурс работы, демонстрирующие значительные результаты в области духовно-нравственного воспитания и обучения детей и молодежи и получившие положительную оценку конкурсной комиссии, в состав которой входят ведущие ученые-педагоги, представители епархий, общественные деятели. Приятно, что среди награжденных хабаровчанка Наталья Михеева, директор по научно-методической работе общеобразовательной школы села Бычиха Хабаровского района Хабаровского края. По словам Натальи, ее авторская информационно-просветительская программа «Моя Святая Русь» лишь небольшой компонент общей программы «Российская школа – школа гуманизма, гармонии и красоты». Она включает разработку и внедрение разнообразных культурно-образовательных программ, осуществляемых педагогом в «Русской деревне», а также в школе села Бычиха, детском эколого-эстетическом центре «Хехцирские узоры», детском саду «Солнышко», на факультете изобразительных искусств и дизайна Дальневосточного государственного гуманитарного университета.
Как подчеркнула художница, главный принцип, которым она руководствуется при составлении культурно-образовательных программ, – нравственное воспитание и личность ребенка в контексте требований, предъявляемых сегодняшним днем. А нравственное воспитание, как и творчество, невозможно без изучения, сохранения и развития традиций русского народа, ибо без прошлого нет сегодняшнего. Основой программы обучения для педагога Михеевой являются мастер-классы по самым различным темам: народные праздники и обычаи, одежда, посуда и жилище, изучение русской кухни и русского народного костюма, а также традиционные народные ремесла. Тем более природа села Бычиха у подножия Хехцира, где самый воздух «Русью пахнет», располагает к изучению народных праздников и обрядов. Теме первого рисунка посвящены мастер-классы «Мои первые лучи красоты, любви и радости» и «Русская икона». На них дети постигают азы живописной техники, узнают, какому цвету – золотому, желтому или красному – отдавали предпочтение народные умельцы на Руси. Он может быть совсем неумелым, этот первый рисунок. Главное – радость приобщения к творчеству, фантазия, на крыльях которой дети улетают далеко-далеко. Практические занятия, на которых педагог демонстрирует процесс приготовления красок, унаследованный от древнерусской живописи, дополняется циклом лекций и рассказов о замечательных иконописцах, переносят ребят в мир прекрасных творений Андрея Рублева, фресок Феофана Грека.
Интересный мастер-класс для малышей «Твой ангел-хранитель». На них дети знакомятся с библейскими заповедями, о которых рассказывает Священное Писание, а также с иллюстрациями прекрасных полотен русских живописцев. Это помогает ребенку выбрать наиболее понравившуюся технику для изображения своего ангела-хранителя – такого, каким он представляется в воображении. Мастер-класс, посвященный традиционному жизненному укладу в русской избе, так и называется – «Бабушкин сундучок», он знакомит школьников с различными видами декоративно-прикладного искусства. Вещи, доставаемые из недр сундука, становятся темами обсуждения, изучения, зарисовок. Попутно дети узнают о блюдах традиционной русской кухни, открывают для себя русскую печь, веретено, прялку и т. д. «Школьная трапезная» – это логическое продолжение темы народных традиций в рамках русского хлебосольства и гостеприимства. Можно не только отведать обычный школьный завтрак, но и самим приготовить настоящий обед, достойно встретить и вкусно накормить гостей по обычаю русского гостеприимства.
«Русский народный костюм» на примере тряпичной куклы знакомит с самыми первыми куклами, которые появились на Руси. Оказывается, по одежде можно проследить весь путь развития костюма, от создания до искусства его украшать. А изготовление своими руками куколки-оберега помогает ребенку закрепить полученные знания. Вообще мастер-класс дает возможность на практике проверить то, что педагог наработал в процессе обучения. Наталья Николаевна уверена, что система образования не должна быть догмой, в ней обязательно присутствуют элементы импровизации, творчества, эксперимента. Трудовое обучение способствует также включению в систему образования новых предметов. Так, для учащихся начальной школы появился предмет «Введение в народоведение», а для старшеклассников «Мировая художественная культура» и «Художественная культура России». – Победа в конкурсе помогла понять, что, избрав принцип от теории к практике, я шла правильным путем, – признается Наталья Николаевна Михеева. – Я хочу ввести подобную практику в работу со студентами гуманитарного университета, хочу объединить детскую и молодежную аудитории в единую территорию творчества, где каждый может чувствовать себя комфортно и свободно. Территория эта может стать классом, учебной аудиторией, спортивной площадкой, творческой мастерской или просто местом отдыха, где вас всегда встретят с приветливой улыбкой, постараются понять и принять.
Светлана ФУРСОВА |
|||
|