«...И лучшей награды поэту не надо»

Петр Степанович Комаров всю жизнь прожил на Дальнем Востоке и не мыслил себя где-то в иных пределах, возможно, более благодатных, чем наше Приамурье. Для него работал он без устали, жил, горел... и сердце отдал ему, и песни...

Сторонка дальняя моя,
С перепелами вдоль обочин.
Твоею славой славен я,
Твоей заботой озабочен.
Благословен мой край, и в нем —
Наш труд, наш дом, где все знакомо.
Я — нитка в знамени твоем
Над черепичной крышей дома.
(Надпись на книге)

В этом коротком, звучащем как песня стихотворении, которое можно поставить рядом с лучшими образцами лирической русской поэзии, заложено высокое понимание долга, сыновней любви к Родине, а в итоге — смысл человеческого предназначения на земле.

Юношеский портретДрузьям и товарищам его, тем, кто видел, как упорно он боролся с тяжелым недугом, как, преодолевая нужду, работал, искал свою тропу в сложном мире литературных авторитетов, споров, имен, особенно радостно сознавать, что стихи Комарова приобрели широкую известность и стали достоянием русской поэзии.

Рано ушел он от нас, побежденный болезнью. Медицина в то время еще не имела таких мощных средств против туберкулеза, какими она располагает сейчас. Об этом думаешь с болью и сожалением. Как часто нам не хватало его негромкого, но ясного слова, когда неожиданно для всех на различных высотах государственной лестницы стали перемещаться различные величины и на литературном небосклоне тоже меркли одни звезды, восходили другие...

О гражданственности иногда говорят, как о чем-то сверхданном. Критики нередко спорят между собой, определяя меру ее в стихах того или иного поэта. Но ведь она не может быть довеском к таланту! Гражданственность выявляется как отражение души; это — образ мышления, и это — позиция художника, литератора. У Петра Комарова она органична. Его творчество освещено горячим светом Времени, в котором он жил и работал, постоянно осознавая себя сыном своей великой Родины, а если нужно, и — солдатом.

Сугробкин, Тельканов, КомаровНе скажешь, что при жизни Комаров был мало известен и не признан. Его стихи печатались в центральных журналах и газетах, звучали по Всесоюзному радио. Имя Петра Степановича, особенно в годы войны и послевоенные, стало появляться в печатных изданиях на Урале и в Сибири, его знали многие читатели Москвы и Ленинграда. Сам он не впадал в восторг от читательских похвал, получая письма из разных городов России.

И все-таки настоящая, широкая известность пришла позднее. Мы это теперь знаем. А тогда просто было естественным предвидеть, что стихи его останутся жить долго. Среди поэтов, своим творчеством связанных с Дальним Востоком, первое место, бесспорно, принадлежит ему.

Комаров, Ермаков, Драчинский – сотрудники КрайТАССПетр Комаров родился 12 июля 1911 года в деревне Боево Крестецкого уезда Новгородской губернии. Отец — рабочий Кулотинской брезентной фабрики, много лет отдавший на предприятии частного владельца вредному цеху, решил переселиться на Дальний Восток. Ранней весной 1918 года он со всем семейством прибыл сначала в город Свободный, затем с Суражевской пристани подался в зазейские места. Добрые люди посоветовали определиться в Поповке — небольшой деревеньке, из тех, что в одну улицу выстраивались на возвышенном берегу реки. Новоселам-безлошадникам нелегко было обживать таежные земли. Пришлось самим вручную выкорчевывать пни, подкатывать бревна для сруба. К осени кое-как управились, поставили избу, сложили печь. Только бы жить... А тут вскоре началась Гражданская война.

Как похоже складывалось детство у нашего поколения дальневосточников! Ведь многие из нас сели за парты в грозовое время. Амурская земля еще не остыла от пожаров. Еще Красная армия освобождала ее от японских интервентов и белогвардейских карателей, гнала их все дальше, на восток, к Тихому океану. Горящие избы, кровавые расправы с мирным населением, бездомные сироты, беженцы... На всю жизнь это останется в памяти.

Жизнь шла своим чередом. В девять лет Петя был незаменимым помощником матери, а когда здоровье отца пошатнулось и он слег по весне, мальчик стал исполнять поручения старшего брата Василия.

Кажется, все книги, какие были в его распоряжении, Петр перечитал. В те годы у него была уже заветная тетрадь со стихами. Он писал обо всем, что происходило вокруг и казалось значительным: в деревню пригнали трактор на диво крестьянам, открылась изба-читальня... Впечатления детства и отрочества потом отзовутся в стихах Петра Комарова, когда он повзрослеет и начнет основательно пробовать свои силы в творчестве. Но для того чтобы стать поэтом, ему пришлось многое преодолеть в своей судьбе. Самый первый шаг, который Комаров отважился сделать, был связан с отъездом из Поповки. Комсомольская организация направляла его в школу крестьянской молодежи.

Мать, Татьяна Семеновна, сшила ему рубашку из кумача; Петя обулся в ичиги, взял с собой кое-какие вещички, тужурку, шапку на всякий случай и побежал с котомкой за плечами к пароходу. В то время, да и позднее, по реке Зее ходил старенький колесный пароходик «Брянта». Вот на нем он и отправился в город Свободный.

Много будет у него потом дорог, но эта, как исток в горах, дающий начало большому течению, впервые обозначила его характер.

С 1926 года Петр Комаров стал печататься в газете «Молодая гвардия», затем — в «Набате молодежи». После окончания ШКМ Свободненский райком комсомола направил его в Благовещенский сельскохозяйственный техникум. Он и там учился хорошо, но агрономом не стал. Другая страсть влекла к себе Петра Комарова — журналистика, литература, поэзия. И вот словно кто-то подслушал его тайные думы. Из техникума, который он так и не закончил, Далькрайком комсомола отозвал Петра для работы в редакции молодежной газеты. Это был 1929 год, памятный во многих отношениях. Уже расходился по земле гул потревоженных деревень, стали известны первые опыты организации колхозов, и противоречивое отношение к ним вызывало разные толки. И без того трудная обстановка осложнялась конфликтом на Китайско-Восточной железной дороге, который, к счастью, был довольно скоро урегулирован, хотя жизнь дальневосточной границы оставалась неспокойной.

Слева направо: В. Ажаев, П. Комаров, Г. Марков.  Вверху —  С. СмоляковНо именно в такое время Петр Комаров и появился на Комсомольской улице Хабаровска в редакции газеты «Набат молодежи». Впервые он увидел двухэтажный дом, с которым будет связано так много в его литературной биографии.

Было бы преувеличением говорить, что Петр Комаров сразу же завоевал читательское признание. Да он и не торопился в начале 30-х годов печататься. Стихи давались ему не так-то просто. Возвращаясь из командировок, надо было выполнить задание, сдать очерк или статью на машинку: работа в редакции требует оперативности. Для стихов оставалось мало времени.

Исследователи творчества Петра Комарова в силу каких-то причин опускали тот период его жизни, когда он работал в молодежной газете. А между тем это были годы взросления, творческого роста Комарова в окружении целой плеяды дальневосточных поэтов. Во Владивостоке: Вячеслав Афанасьев, Георгий Корешов, Александр Артемов, Анатолий Гай, впоследствии переселившийся в Хабаровск. Здесь определилась довольно сильная группа поэтов и прозаиков. Редакция краевой комсомольской газеты, куда поступил на работу Комаров, располагала завидными кадрами литераторов. В разных ее отделах сотрудничали одновременно Григорий Кравченко и Семен Бытовой, Михаил Лесневский и Иннокентий Луговской.

Не имея высшего образования, Комаров должен был сам многое постигнуть в пределах возможного, как считал и как мог. Позднее он пробовал учиться в Московском институте журналистики, однако работа, связанная с командировками, отрывала его от учебных заданий, и с институтом пришлось расстаться.

Портрет Петра Комарова работы В. Г. ЗуенкоОсень 1933 года была памятной. В сентябре из Москвы приехал Александр Фадеев. Вместе с кинорежиссером А. Довженко они решили создать художественный фильм о Дальнем Востоке на современном материале. Но не менее важным было и другое: по поручению А. М. Горького Фадеев должен был познакомиться с литераторами Хабаровска и Владивостока, помочь оформиться дальневосточной писательской организации. Его приезд оказался весьма кстати и завершился тем, что с помощью краевого комитета партии утвердили решение — издавать в Хабаровске журнал «На рубеже» (позднее «Дальний Восток»). Фадеев дал согласие быть редактором. А для Петра Комарова эта осень оказалась памятной еще и тем, что в октябре он получил от горвоенкомата повестку и через несколько дней был призван в армию. Служить ему пришлось в Приморье, однако не стрельбища, не учебные занятия на полигоне его ожидали, а привычный труд газетчика.

В Хабаровск Петр Комаров вернулся зимой, накануне нового, 1936 года. Знакомые двери редакции «Тихоокеанского комсомольца» (так стала называться молодежная газета) были для него открыты. Ему предложили должность заместителя редактора.

В эти годы Комаров стал выступать со своими стихами по просьбе читателей. Ездил к морякам Краснознаменной Амурской флотилии, был на погранзаставах. Поездки вдохновляли. В доме на Комсомольской улице писатели проходили своеобразную школу литературного опыта, учились мастерству. На литературных «четвергах» выступали поэты и прозаики. Василий Ажаев вынес на обсуждение свои рассказы, а затем повесть «Далеко от Москвы», ставшую впоследствии романом. Интересно было слушать Е. И. Титова — яркого публициста и литературоведа. В соавторстве с В. К. Арсеньевым он написал серьезное научное исследование об истории тунгусского (эвенкийского) народа. Затем вместе с П. Г. Кулыгиным работал над пьесой «Сергей Лазо» для театра Красной армии. Но постановка не состоялась. Шел 1937 год, по всей стране разворачивалось страшное действие, ставшее реальной жизненной трагедией нашего народа.

Иллюстрация к книге «Золотая удочка»  В. ДобровольскогоОдин за другим исчезали в мрачных застенках НКВД талантливые литераторы. У нас на виду был взят, уведен из редакции и отправлен в неведомые круги ада Е. И. Титов. Затем в радиокомитете арестовали П. Г. Кулыгина. Репрессирован был И. И. Шабанов. Все трое — члены Союза советских писателей. Все погибли. Несколько раз Петра Комарова вызывали на допрос. Потом он был уволен из редакции газеты «...за утрату бдительности и связь с врагами народа...». Когда друзья и знакомые при встрече с ним спрашивали, чем он занят сейчас, что пишет, Комаров отвечал не без иронии: «Отдыхаю...» В то время ему было двадцать шесть лет... К счастью, его оставили в покое, не к чему было придраться.

Поездка в деревню Чембары летом тридцать восьмого года была для Петра Комарова добрым жестом судьбы. Он как бы получил увольнительную от городской сутолоки и прибыл на свидание с природой. Впечатления от этой встречи неназойливо войдут в его творчество как обобщенные образы родного края.

Давно уже было замечено, что стихи Петра Комарова музыкальны. В них каждая строфа выверена на звук. Стихи настолько напевны, что многие из них положены на музыку. Но вот что удивительно: никто из нас не слышал, чтобы Комаров пел. Чувство ритма, звуковые образы таились в нем самом и только для стихов, так же, как чувство природы, которое он обычно не высказывал вслух, словно боясь, что, высказанное не стихами, оно расплещется зря и потом утратит для него всякий интерес. Позднее, уже во время войны, когда тяготение к пейзажной лирике не поощрялось, Петр Комаров написал стихотворение «Над Шантарскими островами» — двадцать строк всего лишь, которые и есть сама музыка...

Под крылом самолета — тайга и тайга.
Золотая земля в непромытых бутарах.
Голубые песцы. Голубые снега.
Голубая земля на Шантарах...

В сороковые годы, в самом их начале, творческая судьба Комарова складывалась обнадеживающе. Вышел первый сборник его стихотворений «У берегов Амура» (Дальгиз, 1940 г.). Он работал в журнале «На рубеже», который возобновил свой выход, стихи Комарова печатались на Дальнем Востоке и в Сибири. Во время войны он сотрудничал с краевым отделением ТАСС, печатался в «Тихоокеанской звезде», был активным корреспондентом газеты «Тревога», выступал на радио со своими стихами. В те годы периодически обострялась болезнь Петра Степановича. Врачи категорически запрещали ему поездки, командировки. Но несмотря на это в 1942 году, когда в Комсомольске-на-Амуре вводили в строй завод «Амурсталь» и там работала выездная редакция «Тихоокеанской звезды» в составе А. Пришвина, Ан. Гая, Н. Галунина, В. Павчинского, Петр Комаров присоединился к ним и был до конца строительства.

Объективно поездка Комарова на строительство «Амурстали» была необходима. И, наверное, лучше всех понимал это он сам. Понимал и оттого не щадил себя. Мысль о беззаветном служении Родине, когда ты знаешь, что труд твой необходим, а цель, поставленная тобой, благородна, много раз в стихах Комарова находила свое образное воплощение. Но, пожалуй, особенной глубины она достигла в «Золотой просеке», задуманной и начатой перед войной и получившей завершение еще в разгар военных событий. Выходят одна за другой его книги: сборник стихов «Время бесстрашных» (1941 г.), сатирические стихи «Как прусак попал впросак» (1942 г.), сборник стихов «С востока на запад» (1943 г.), рассказы «Загадка Кривой протоки» (1944 г.). А в 1945 году вышли его четыре сборника в разных издательствах, в том числе и в Москве.

С большим трудом, преодолев сопротивление и начальства, и врачей, Петр Комаров добился назначения в действующую армию. Вместе с писателем Николаем Задорновым — корреспондентом ТАСС — они проделали довольно большой путь с войсками 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов. На маньчжурской земле многое им открылось тогда. А итогом стала «Маньчжурская тетрадь» — три цикла Петра Комарова, куда вошли стихи о Китае, Корее и Монголии.

В 1950 году Государственной премии были удостоены циклы стихов Петра Комарова, созданные им в последние годы жизни: «Зеленый пояс», «Маньчжурская тетрадь» и «Новый перегон». К сожалению, Петр Степанович не дожил до этого дня. Он умер 30 сентября 1949 года.

Оглядывая мысленно путь, пройденный Комаровым, думаешь о том, как много он сумел сделать за свою недолгую жизнь — трудную и все-таки прекрасную в служении народу.

Вот его последняя исповедь:

Сторонка родная, где прожиты годы,
И дом, как маяк, у реки.
Войду в поговорку иль выйду из моды,
Припомнят меня земляки:
— Он жил для тебя и работал неплохо,
Бродил по дорогам лесным,
Был сыном твоим до последнего вздоха
И верным солдатом твоим.
Они для меня прозвучат как награда —
Простые слова земляков.
И лучшей награды поэту не надо
Во веки веков...

Юлия ШЕСТАКОВА

P. S. В марте 2002 года не стало Юлии Алексеевны Шестаковой. Это ее последняя статья для журнала
«Словесница искусств»