Тату айнских женщин от богини солнца

Девушка с тату на лице. Фото из книги «Ainu History And Culture», the Ainu Museum, с. 25Первые путешественники, первооткрыватели острова Сахалин, начиная со всем известных Ж. Ф. Лаперуза и И. Ф. Крузенштерна, стремились, прежде всего, познакомиться с жителями, его населявшими. И мнение как русских морских офицеров И. Ф. Крузенштерна и Г. И. Невельского, так и моряков-французов о внешнем облике айнов — аборигенов острова, полностью совпадало. Что касается внешности мужчин, то здесь в описании преобладали эпитеты «красивый», «мужественный», иная картина открывается читателям, когда речь заходила о женщинах. Они были и «дурны» собой, и «безобразны», и «хуже мужчин наружностью», несмотря на то, что «имели прекрасные черные глаза». Причиной всему татуировка на лице и руках женщин, непривычная глазу европейца.

Но совсем иное отношение к татуировке было у айнов. Тату была важной составляющей красоты айнки. Еще и сегодня ученые спорят об истоках ее происхождения и том смысле, который она несла. Одни из них связывали ее с возрастно-половыми инициациями, которые указывали на совершеннолетие девушки и готовность к браку. Другие рассматривали ее как своеобразное украшение, третьи настаивали на том, что татуировка являлась знаком принад-лежности айнок к своему роду. Л. И. Шренк, российский этнограф-исследователь Дальнего Востока, высказал предположение, что человек начал украшать свое тело из потребности смягчить впечатление наготы. Японский исследователь Мари Кодама, специалист по декоративному искусству айнов, считает, что криволинейный узор в уникальных тату на руках служил защитой женщине от злых духов.

Традиционно татуировка наносилась на губы, кисти рук и руки, иногда на брови и лоб женщины. Исследователи Сахалина в XIX веке видели татуировку в основном на губах и руках айнок. Обычая татуировать брови и лоб у сахалинских айнок замечено не было. Не существовало и определенных правил относительно возраста девочки, когда можно было начинать наносить тату, все зависело от региона проживания. У М. М. Добротворского, который в течение долгого времени работал врачом на острове, мы находим, что «...начиная с 10 лет» на лицо девочки наносят тату, причем операцию повторяли от одного до четырех раз в год, и чем моложе была девочка, тем это проделывали чаще.

Операция была очень болезненной. Обычно ее проводили женщины по материнской линии, бабушки или тети, или сама мать девушки. Эмико Онуки-Тирни вспоминала, что нанесение тату было очень важным и ответственным делом и женщины северо-западного побережья Сахалина, у которых практика тату не была достаточно развита, часто прибегали к помощи опытной женщины с восточного побережья.

Татуировка — синуе накладывалась над верхней губой по центру, под нижней губой, затем на кожу верхней и нижней губы. Она наносилась следующим образом: на кожу, где предполагался узор, наносились маленькие разрезы ножом с обсидиановым лезвием, затем в кожу втиралась масляная сажа со дна котлов для выпаривания жира сельди. Он полировался, и под ним зажигалась свежая кора березы, которая давала черный густой дым. Считалось, что в угле коры березы содержатся вещества, способствующие прекращению кровотечения. Айнки втирали образующуюся сажу в надрезы на коже. Для обеззараживания ран готовился специальный антисептический состав из сока полыни. Губы после этой операции сильно распухали, и айнка не могла принимать твердую пищу в течение нескольких дней. Операция проводилась обязательно возле костра, но не возле домашнего очага. Э. Онуки-Тирни высказала предположение, что сажа ассоциировалась с женственностью, так как она являлась результатом деятельности самого важного женского божества огня — старухи Фучи.

Айнские женщины за сбором съедобных растений (клубней лилии).  Фото из книги «Айну-но рекиси-то бунка», изд-во «Содошя», 2004 г., т. 2, с.144Узоры тату были разные, их точное значение до сих пор неизвестно. Татуировка вокруг рта часто напоминала мужские усы, на руках же наносился геометрический узор. Существует несколько айнских преданий, объясняющих значение тату, так, например, согласно одной легенде узор тату подарила айнским женщинам рыба мальма, которая имеет на своей коже голубоватые пятна, напоминающие знаки татуировки. По другой версии наносить на кожу узоры айнов научили женщины-коропокгуру, населявшие Сахалин в древности. В третьей рассказывается о том, что богиня солнца посоветовала больной айнке спустить немного дурной крови, в результате такой операции больная выздоровела.

Помимо того, что татуировка была символом женской красоты и социального статуса, она была наполнена и религиозным смыслом. Если девушка умирала в раннем возрасте, не имея татуировки, то считалось, что после смерти она будет брошена в подземное царство, и демоны будут делать ей надрезы по всему телу. Чтобы умершая могла избежать подобной участи, женщины селения рисовали сажей на ее теле узоры, которые должны были отпугнуть злых духов. Кроме того, как икуниси1 у мужчин, татуировка женщин также была призвана защищать рот женщины от вредоносных сил. Кроме этого женщинам без татуировки запрещалось принимать участие в медвежьем празднике — главном у айнов. Но не только айнки наносили на кожу лица и рук тату, этот обычай существовал и у других народов Тихоокеанского побережья — эскимосов, алеутов, чукчей и др.

Японские власти, начиная с эпохи Эдо, пытались запретить тату, распоряжение сёгуната гласило, что можно оставить татуировку тем, у кого она уже сделана, но было строго воспрещено наносить тату новорожденным. Следующий запрет последовал за первым в 1871 году, "those born after this day are strictly prohibited from being tatooed«2. Эти запреты имели своей целью ассимилировать айнов, изжить их исконные культурные традиции. В результате этих действий обычай наносить тату полностью исчез уже к середине прошлого столетия, навсегда закрыв одну из страниц древнейшей культуры.

Но совсем иное отношение к татуировке было у айнов. Тату была важной составляющей красоты айнки. Еще и сегодня ученые спорят об истоках ее происхождения и том смысле, который она несла. Одни из них связывали ее с возрастно-половыми инициациями, которые указывали на совершеннолетие девушки и готовность к браку. Другие рассматривали ее как своеобразное украшение, третьи настаивали на том, что татуировка являлась знаком принад-лежности айнок к своему роду. Л. И. Шренк, российский этнограф-исследователь Дальнего Востока, высказал предположение, что человек начал украшать свое тело из потребности смягчить впечатление наготы. Японский исследователь Мари Кодама, специалист по декоративному искусству айнов, считает, что криволинейный узор в уникальных тату на руках служил защитой женщине от злых духов.

Традиционно татуировка наносилась на губы, кисти рук и руки, иногда на брови и лоб женщины. Исследователи Сахалина в XIX веке видели татуировку в основном на губах и руках айнок. Обычая татуировать брови и лоб у сахалинских айнок замечено не было. Не существовало и определенных правил относительно возраста девочки, когда можно было начинать наносить тату, все зависело от региона проживания. У М. М. Добротворского, который в течение долгого времени работал врачом на острове, мы находим, что «...начиная с 10 лет» на лицо девочки наносят тату, причем операцию повторяли от одного до четырех раз в год, и чем моложе была девочка, тем это проделывали чаще.

Операция была очень болезненной. Обычно ее проводили женщины по материнской линии, бабушки или тети, или сама мать девушки. Эмико Онуки-Тирни вспоминала, что нанесение тату было очень важным и ответственным делом и женщины северо-западного побережья Сахалина, у которых практика тату не была достаточно развита, часто прибегали к помощи опытной женщины с восточного побережья.

Татуировка, наносимая на кисти рук и предплечья. Фото из книги «Айну-но рекиси-то бунка», изд-во «Содошя», 2004 г., т.2, с.96Татуировка — синуе накладывалась над верхней губой по центру, под нижней губой, затем на кожу верхней и нижней губы. Она наносилась следующим образом: на кожу, где предполагался узор, наносились маленькие разрезы ножом с обсидиановым лезвием, затем в кожу втиралась масляная сажа со дна котлов для выпаривания жира сельди. Он полировался, и под ним зажигалась свежая кора березы, которая давала черный густой дым. Считалось, что в угле коры березы содержатся вещества, способствующие прекращению кровотечения. Айнки втирали образующуюся сажу в надрезы на коже. Для обеззараживания ран готовился специальный антисептический состав из сока полыни. Губы после этой операции сильно распухали, и айнка не могла принимать твердую пищу в течение нескольких дней. Операция проводилась обязательно возле костра, но не возле домашнего очага. Э. Онуки-Тирни высказала предположение, что сажа ассоциировалась с женственностью, так как она являлась результатом деятельности самого важного женского божества огня — старухи Фучи.

Узоры тату были разные, их точное значение до сих пор неизвестно. Татуировка вокруг рта часто напоминала мужские усы, на руках же наносился геометрический узор. Существует несколько айнских преданий, объясняющих значение тату, так, например, согласно одной легенде узор тату подарила айнским женщинам рыба мальма, которая имеет на своей коже голубоватые пятна, напоминающие знаки татуировки. По другой версии наносить на кожу узоры айнов научили женщины-коропокгуру, населявшие Сахалин в древности. В третьей рассказывается о том, что богиня солнца посоветовала больной айнке спустить немного дурной крови, в результате такой операции больная выздоровела.

Помимо того, что татуировка была символом женской красоты и социального статуса, она была наполнена и религиозным смыслом. Если девушка умирала в раннем возрасте, не имея татуировки, то считалось, что после смерти она будет брошена в подземное царство, и демоны будут делать ей надрезы по всему телу. Чтобы умершая могла избежать подобной участи, женщины селения рисовали сажей на ее теле узоры, которые должны были отпугнуть злых духов. Кроме того, как икуниси1 у мужчин, татуировка женщин также была призвана защищать рот женщины от вредоносных сил. Кроме этого женщинам без татуировки запрещалось принимать участие в медвежьем празднике — главном у айнов. Но не только айнки наносили на кожу лица и рук тату, этот обычай существовал и у других народов Тихоокеанского побережья — эскимосов, алеутов, чукчей и др.

Японские власти, начиная с эпохи Эдо, пытались запретить тату, распоряжение сёгуната гласило, что можно оставить татуировку тем, у кого она уже сделана, но было строго воспрещено наносить тату новорожденным. Следующий запрет последовал за первым в 1871 году, «those born after this day are strictly prohibited from being tatooed»2. Эти запреты имели своей целью ассимилировать айнов, изжить их исконные культурные традиции. В результате этих действий обычай наносить тату полностью исчез уже к середине прошлого столетия, навсегда закрыв одну из страниц древнейшей культуры.

Но совсем иное отношение к татуировке было у айнов. Тату была важной составляющей красоты айнки. Еще и сегодня ученые спорят об истоках ее происхождения и том смысле, который она несла. Одни из них связывали ее с возрастно-половыми инициациями, которые указывали на совершеннолетие девушки и готовность к браку. Другие рассматривали ее как своеобразное украшение, третьи настаивали на том, что татуировка являлась знаком принад-лежности айнок к своему роду. Л. И. Шренк, российский этнограф-исследователь Дальнего Востока, высказал предположение, что человек начал украшать свое тело из потребности смягчить впечатление наготы. Японский исследователь Мари Кодама, специалист по декоративному искусству айнов, считает, что криволинейный узор в уникальных тату на руках служил защитой женщине от злых духов.

Традиционно татуировка наносилась на губы, кисти рук и руки, иногда на брови и лоб женщины. Исследователи Сахалина в XIX веке видели татуировку в основном на губах и руках айнок. Обычая татуировать брови и лоб у сахалинских айнок замечено не было. Не существовало и определенных правил относительно возраста девочки, когда можно было начинать наносить тату, все зависело от региона проживания. У М. М. Добротворского, который в течение долгого времени работал врачом на острове, мы находим, что «...начиная с 10 лет» на лицо девочки наносят тату, причем операцию повторяли от одного до четырех раз в год, и чем моложе была девочка, тем это проделывали чаще.

Операция была очень болезненной. Обычно ее проводили женщины по материнской линии, бабушки или тети, или сама мать девушки. Эмико Онуки-Тирни вспоминала, что нанесение тату было очень важным и ответственным делом и женщины северо-западного побережья Сахалина, у которых практика тату не была достаточно развита, часто прибегали к помощи опытной женщины с восточного побережья.

Татуировка — синуе накладывалась над верхней губой по центру, под нижней губой, затем на кожу верхней и нижней губы. Она наносилась следующим образом: на кожу, где предполагался узор, наносились маленькие разрезы ножом с обсидиановым лезвием, затем в кожу втиралась масляная сажа со дна котлов для выпаривания жира сельди. Он полировался, и под ним зажигалась свежая кора березы, которая давала черный густой дым. Считалось, что в угле коры березы содержатся вещества, способствующие прекращению кровотечения. Айнки втирали образующуюся сажу в надрезы на коже. Для обеззараживания ран готовился специальный антисептический состав из сока полыни. Губы после этой операции сильно распухали, и айнка не могла принимать твердую пищу в течение нескольких дней. Операция проводилась обязательно возле костра, но не возле домашнего очага. Э. Онуки-Тирни высказала предположение, что сажа ассоциировалась с женственностью, так как она являлась результатом деятельности самого важного женского божества огня — старухи Фучи.

Узоры тату были разные, их точное значение до сих пор неизвестно. Татуировка вокруг рта часто напоминала мужские усы, на руках же наносился геометрический узор. Существует несколько айнских преданий, объясняющих значение тату, так, например, согласно одной легенде узор тату подарила айнским женщинам рыба мальма, которая имеет на своей коже голубоватые пятна, напоминающие знаки татуировки. По другой версии наносить на кожу узоры айнов научили женщины-коропокгуру, населявшие Сахалин в древности. В третьей рассказывается о том, что богиня солнца посоветовала больной айнке спустить немного дурной крови, в результате такой операции больная выздоровела.

Помимо того, что татуировка была символом женской красоты и социального статуса, она была наполнена и религиозным смыслом. Если девушка умирала в раннем возрасте, не имея татуировки, то считалось, что после смерти она будет брошена в подземное царство, и демоны будут делать ей надрезы по всему телу. Чтобы умершая могла избежать подобной участи, женщины селения рисовали сажей на ее теле узоры, которые должны были отпугнуть злых духов. Кроме того, как икуниси1 у мужчин, татуировка женщин также была призвана защищать рот женщины от вредоносных сил. Кроме этого женщинам без татуировки запрещалось принимать участие в медвежьем празднике — главном у айнов. Но не только айнки наносили на кожу лица и рук тату, этот обычай существовал и у других народов Тихоокеанского побережья — эскимосов, алеутов, чукчей и др.

Японские власти, начиная с эпохи Эдо, пытались запретить тату, распоряжение сёгуната гласило, что можно оставить татуировку тем, у кого она уже сделана, но было строго воспрещено наносить тату новорожденным. Следующий запрет последовал за первым в 1871 году, "those born after this day are strictly prohibited from being tatooed«2. Эти запреты имели своей целью ассимилировать айнов, изжить их исконные культурные традиции. В результате этих действий обычай наносить тату полностью исчез уже к середине прошлого столетия, навсегда закрыв одну из страниц древнейшей культуры.


ОСИПОВА Марина Викторовна,
старший преподаватель факультета восточных языков Дальневосточного государственного гуманитарного университета

Родилась в г. Комсомольске-на-Амуре, после окончания факультета иностранных языков Хабаровского государственного педагогического института работала в школе учителем иностранных языков
в п. Солнечном. Защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Этнография, этнология и антропология». Сфера интересов — материальная и духовная культура коренных народов Дальнего Востока, в частности айнов острова Сахалин.


Литература:

  1. Буссе, Н. В. Остров Сахалин и экспедиция 1853–54 гг. Дневник 25 августа 1853 г. — 19 мая 1854 г. Ответ Ф. Буссе, Невельскому и Рудановскому / Н. В. Буссе. — СПб., 1872. — С. 70; Крузенштерн, И. Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева» / И. Ф. Крузенштерн. — Владивосток, 1976. — С. 203; Лаперуз, Ж. Ф. Путешествие Лаперуза в Южном и Северном Тихом океане / Ж. Ф. Лаперуз // Краеведческий бюллетень СОКМ. — 1995. — № 1. — С. 26; Рудановский, Н. В. «Поездки мои по острову Сахалину я делал осенью и зимою ...» : отчеты лейтенанта Н. В. Рудановского, 1853–1854 гг. / Н. В. Рудановский // Вестник Сахалинского музея. — 2003. — № 10. — С. 163.
  2. Шренк, Л. И. Об инородцах Амурского края. В 3 т. Т. 2: Этнографическая часть. Первая половина: главные условия и явления внешнего быта / Л. Шренк. — СПб., 1899. — С.112.; Kodama, M. Garment and Ornament / М. Kodama // Ainu: Spirit of a Northern People / Arctic Studies Center, National Museum of Natural History, Smithonian Instition, University of Washington Press. — New York, 1999. — P. 325.
  3. Добротворский, М. М. Айнско-русский словарь / М. М. Добротворский. — Казань, 1875. — С. 34.
  4. Арутюнов, С. А. Древнейший народ Японии: судьбы племени айнов / С. А. Арутюнов, В. Г. Щебеньков. — М., 1992. — С. 196.
  5. Онуки-Тирни, Э. Айны Северо-западного побережья Сахалина / Э. Онуки-Тирни // Краеведческий бюллетень СОКМ. — 1996. — № 2. — С. 96.
  6. Леви-Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. — М., 1994. — С. 76. — (Мыслители ХХ века).
  7. Арутюнов, С. А. Картины давно минувшего / С. А. Арутюнов // Восточная коллекция. — 2004. — Весна, № 1 (16). — С. 15.
  8. Smith, George S. Tattooing Found оn а 1600 Year Old Frozen, Mummified Body From St. Lawrence Island, Alaska / George S Smith, Michael R. Zimmerman // Соотношение древних культур Сибири с культурами сопредельных территорий. — Новосибирск, 1975. — С. 192–193.

1 Особая ритуальная палочка — икуниси, при помощи которой во время молитвы мужчина разбрызгивал саке в направлении четырех сторон света, делясь напитком с богами.

2 «Тем, кто родился после этого дня, строго запрещается наносить татуировку» (пер. с англ. М. В. Осиповой)