Перечитывая Комарова. К 100-летию со дня рождения поэта

Перечитывая Петра Степановича Комарова (1911–1949), и в начале XXI века понимаешь, что именно ему принадлежит высокая удача — создание художественного образа дальневосточной России. Его творчество — это лирическое постижение природного и исторического пространства нашего края, и оно необходимо сегодня. Нас радуют и тревожат стихи Комарова. Радуют, потому что в них безупречная красота поэтического слова. Тревожат, потому что сквозь призму светлых и гармоничных стихов Комарова для нас наглядно и актуально обозначаются проблемы сегодняшнего дня — экологические, геополитические, социальные, даже сейсмические.

...Вспоминаю, как в конце 40-х прошлого века каждая школьная олимпиада (так назывались смотры художественной самодеятельности) открывалась стихотворением «Приамурье» и как вдохновенно его читала ученица 35-й хабаровской школы Лилия Агишева.

Край далекий — с лесами да сопками,
С поздней жалобой птиц, — это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты.

Кстати, сейчас есть великолепный фотоальбом со стихами Комарова «Только в сердце да в песне» (художник и фотограф Юрий Дунский), выпущенный Хабаровским книжным издательством в 1987 году. А в 1992 году то же издательство выпустило «Избранное» Петра Комарова, иллюстрированное Геннадием Павлишиным, с очерком-предисловием Юлии Шестаковой «Родник его поэзии». Стихи Комарова нисколько не померкли в обрамлении полиграфических шедевров, напротив, они звучат так же ярко, как и в аскетичных по оформлению прижизненных книжках Комарова.

Как бы подводя итог творческого наследия Петра Комарова в канун XXI века, Юлия Алексеевна Шестакова, знавшая его лично, трудившаяся с ним рядом на литературно-газетной ниве, написала: «Среди поэтов, своим творчеством связанных с Дальним Востоком, первое место, бесспорно, принадлежит ему. Петр Комаров счастливо соединил в себе революционную страстность и оригинальное поэтическое восприятие мира. Его стихи отличаются яркой образностью, глубинным проникновением в суть предмета, будь то поэма или миниатюра в четыре строчки, язык их точен и доведен до родниковой прозрачности».

Уже при жизни Комарова его печатали в Сибири и на Урале, его знали в Москве, в Ленинграде, в Киеве, он звучал по Всесоюзному радио. Но себя, человека и художника, он не мыслил вне Дальнего Востока.

В самом деле, какой регион, какой край может предъявить всероссийскому читателю (кроме столиц, разумеется) такой пейзажный гимн, как «Приамурье», да и весь корпус стихов Комарова? А стихотворение высшей хрестоматийной пробы «Мой город», написанное в 1944–1945, впечатано золотыми буквами в сознание хабаровчан:

Весна победы — наяву,
Встречай ее, смеясь и плача!
Хабар — по-старому удача,
А я в Хабаровске живу.

Уместная деталь: сборник 150 песен и стихов к 150-летию Хабаровска носит название «Город удачи» (издательство «Букер», 2008).

Что с того, что прижизненные сборники Комарова открываются стихотворением «Ленинское знамя»:

Мы строили — кирпич по кирпичу —
Свободную республику Советов
И шли к победе, веря Ильичу,
Святому слову ленинских заветов
                                                   1949

Такие признания не дань официозу, но свидетельство искренней веры (коммунизм как новая религия) и благородного патриотизма, то есть опять же верности большой и малой родине. Из стихотворения «Надпись на книге» (1948):

...Благословен мой край, и в нем —
Наш труд,
Наш дом, где все знакомо,
Я — нитка в знамени твоем
Над черепичной крышей дома
.

Да, официально Комаров был признан тоже. Он и Василий Ажаев стали лауреатами Государственной (тогда Сталинской) премии. Циклы стихов, созданные Комаровым в последние годы жизни — «Зеленый пояс», «Маньчжурская тетрадь» и «Новый перегон», были отмечены в марте 1950—го Сталинской премией 3-й степени.

К несчастью, Петр Степанович до этого дня не дожил, он умер 30 сентября 1949 года. Он был побежден болезнью, едва перешагнув рубеж 38-летия и тем самым пополнив печальный ряд русских гениев, проживших так мало, свершивших так много для нашей культуры. Остается с горечью вздохнуть: ведь на подходе были такие лекарства от туберкулеза, как стрептомицин; но не успели спасти, не успели.

Петр Комаров с сотрудниками КрайТАСС (крайний слева в верхнем ряду)Перечитывая Комарова, понимаешь, что он поэт не третьей степени (в системе сталинских премий были первая, вторая и третья степени), а первостепенный и первозданный. Как первопроходцы Хабаров, Атласов, как путешественник Арсеньев. Пришло время духовного освоения Дальнего Востока, явился поэт Комаров.

Конечно, Петр Комаров явился не из безвоздушного пространства. На Дальнем Востоке еще в XIX веке служил флотский лекарь Павел Иванович Гомзяков, который в 1885 году напечатал во Владивостоке первую книгу стихов. Начиная с 20-х годов прошлого века Комаров работал бок о бок с такими журналистами и литераторами, как Константин Седых, Вячеслав Афанасьев, Георгий Корешов, Александр Артемов, Анатолий Гай, Григорий Кравченко, Иннокентий Луговской. Общался с Евгением Долматовским, Семеном Бытовым, которые подолгу бывали в Хабаровске. Читал Павла Васильева, которого знали на Дальнем Востоке; возможно, Васильев и повлиял на Комарова в плане обращения к крупным формам.

Увы, многие из вышеперечисленных писателей погибли в застенках НКВД или на войне, некоторые испытали то и другое. В очерке Юлии Шестаковой 1992 года написана правда о репрессиях 1937 года. Она коснулась и Петра Комарова. Был арестован его друг Григорий Кравченко, что было большим ударом для Комарова. Его несколько раз вызывали на допрос. Придраться было не к чему, но Комаров все-таки был уволен из редакции молодежной газеты «за утрату бдительности и связь с врагами народа»...

А газет в его жизни было немало: сначала стенгазета в сельской школе (за нее мальчишки его избили), потом благовещенская «Молодая гвардия» (1924), хабаровская «Набат молодежи» (впоследствии — «Тихоокеанский комсомолец» и, наконец, «Молодой дальневосточник» с 1926 года). Во время службы в Приморье Комаров был военкором, даже создал при армейской газете литературное объединение. Во время войны сотрудничал с краевым отделением ТАСС, был корреспондентом газеты «Тревога», участвовал в Окнах плаката и сатиры «Удар по врагу». Трудно досконально перечислить, сколько им сделано как журналистом. А газетная работа, по словам Комарова, не давала возможности сосредоточиться на литературной работе.

Из этого обстоятельства следуют два вывода. Надо, во-первых, системно изучить журналистские публикации Комарова: наверное, в них отыщутся исторически значимые фрагменты. И во-вторых, надо изумиться тому, что именно на сороковые-роковые пришелся расцвет поэтического творчества Петра Комарова. И «Приамурье», и «Мой город» — это середина сороковых.

Но вспомним опущенные вехи биографии Петра Степановича Комарова. Он родился 12 июля 1911 года в европейской России (село Боево бывшей Новгородской губернии). После переселения семьи в Приамурье Комаров стал навечно дальневосточником. Это произошло в 1918 году. Прибыли сначала в город Свободный, потом обосновались на берегу Зеи, ближе к лесу и к реке — в деревне Поповка. Поставили избу. Нелегко было обживать таежные земли новоселам-безлошадникам, а тут грянула Гражданская война. В десять лет, хоть и самый младший в семье, Петр был помощником во всех крестьянских делах. Отец научил его рыбачить и на пашню брал с собой. Сельскую школу Петр закончил, прочитал все книги, что были доступны. У него уже была тетрадка со стихами, с 1926 года начал печататься.

Вслед за старшим братом Василием, секретарем Свободненского укома комсомола, Петр становится комсомольцем. Его направили в школу крестьянской молодежи (ШКМ). Юноша увлеченно изучает физику, полеводство, ботанику. Невольно вспоминается стихотворение Комарова «Ботаник» (только забудем о современном жаргоне школьников), в котором прочитываются настроения тех лет и просматривается вектор поэтического развития Комарова. С одной стороны, энтузиазм покорителей природы утопического толка (ботаник с озабоченным видом склонился над новым гибридом:

Он будет диковиной века —
Пшеницею в рост человека...

С другой стороны, настоящее вырастает из прошлого. Ботаник видит побеги на старом тополе:

И дуб вековечные силы
Находит у чьей-то могилы
                                     1938

Это предвестник будущих исторических поэм Петра Комарова.

Ботанические метафоры Комарова поражают точностью и мастерством. Растения в его стихах не просто растут сами по себе, но взаимодействуют с душою человека. Вернее человек существует с ними на равных внутри единой природы. «Деревья пересказывают мне забытые лесные небылицы», «Мне и сейчас протягивает плети амурский переспелый виноград», «И шепчет трава: «Сохрани ты их золотое наследство» (речь о прадедах, что пробивали тропу к Амуру), «Березки, что стоят в озерах по колено, словно вброд хотят их перейти». Цитировать можно бесконечно. На этих страницах не только строки, но целые стихотворения посвящены растениям: июльский мак, поле с васильками, колючий репей, китайская сарпинка, сурепка, молочай, ромашка, дикая аралия, женьшень. Тальник, береза, клен, кедр. Образ растения у Комарова иногда вырастает до символа. Так, в стихотворении «Сибирская легенда» (1943) как жаркая вспышка огня расцветает сарана. А растет она из казацкого сердца:

С Ерофеем Хабаровым здесь
Проносил он, царям вопреки,
Нашу русскую славу и честь
К дальним плесам великой реки.

Стихотворение «Кедр» (1941–1942) занимает особое место в образной системе Петра Комарова. В нем есть сюжет: дикая аралия сгибается перед каждой новою бедой, кедр погибает, сраженный молнией.

...Если мне придется умереть —
Кедром упаду я поутру.
Лучше сразу факелом сгореть,
Чем всю жизнь сгибаться на ветру!

Таков нравственный императив поэта, и он ему был верен.

Интересное наблюдение о поэтике Комарова оставил автор предисловия к книге «Только в сердце да в песне...» В. Ф. Ковтун: «Даже сугубо абстрактные понятия он может уподобить вполне конкретному живому существу, например растению, подчеркнув у последнего какое-то особенное, почти неосязаемое свойство. Вот, пожалуйста: „И пошлость осторожными хвощами / Немых намеков, чьих-то мелких слов / В тот час и над людьми и над вещами / Незримо прорастет из-за углов“. Можно подивиться неожиданности такого сравнения (осторожный хвощ! хвощ пошлости! хвощ намеков!), но в его правомерности мы не усомнимся нисколько».

Очевидная истина: совокупность всего написанного Комаровым — это поэтическая энциклопедия флоры и фауны Дальнего Востока, да и России. Но прежде чем увидеть глазами поэта животных, продолжим биографическую канву.

Итак, юноша Комаров сделал выбор — учиться. После ШКМ в Свободном, сельскохозяйственный техникум в Благовещенске. Но практическим агрономом не стал, его уже увлекло писательство, журналистика.

Редакция газеты «Набат молодежи». Хабаровск, начало 1930-х. Петр Комаров крайний справаВ 1929 году Далькрайком комсомола отозвал Комарова для работы в редакции молодежной газеты. С вокзала он пешком пришел на Комсомольскую улицу в Хабаровске. Там в двухэтажном доме и находилась редакция «Набата молодежи», а впоследствии разные литературные организации, с которыми связана творческая судьба Комарова. С некоторым смущением он вспоминал потом: «...Я был четвертым по счету выдвиженцем „Набата молодежи“. Пришел в редакцию в старой выцветшей шубе и длинных, с плешинами унтах. Вся моя фигура внушала редакционным работникам явное недоверие ко мне». Однако редактор Александр Черных принял сотрудника из Благовещенска: газете требовались люди с агрономической подготовкой. Время было бурное — раскулачивание, коллективизация. Журналистская эпопея Комарова развернулась с новой силой и на больших пространствах. Ведь Хабаровск как административный центр ДВ объединял в те годы и Амурскую область, и Приморье, а также Камчатку, Чукотку, Сахалин. Все это разнообразие ландшафта и климатических зон Комаров наблюдал и испытывал на себе как журналист и поэт. Все это преобразится в газетные статьи и пленительные поэтические образы.

А Хабаровск отныне станет его городом.

Здесь в Дальгизе вышел первый сборник его стихотворений «У берегов Амура» (1940). Отзывы были благоприятные как в дальневосточной прессе, так и в центральной. В «Правде» появилась статья тогда известного критика Семена Трегуба «Первая книга стихов», обрадовавшая Комарова особенно. Критик одобрительно отозвался о его творчестве и предрекал успех в будущем. Он не ошибся. Комаров к этому времени уже работал и в редакции журнала «На рубеже» (закрытом в 1938 г. и вновь открытом).

Но драматические коллизии из жизни не исчезли. Приверженность Комарова к пейзажной лирике постоянно ставилась ему в укор. Критики-перестраховщики клеими ему ярлык «пассивный созерцатель природы», намекали на его аполитичность. Между тем как он не менее талантливо описывал трудовые будни строителей, рыбаков, лесников, охотников, геологов, военных, пограничников.

Что ж, недруги Пушкина считали его «пейзажным поэтом»...

Критики разругали напечатанное в ТОЗе стихотворение «Снегопад». Словно предчувствуя такую реакцию, Комаров смутился, когда Юлия Шестакова передала ему слава похвалы, услышанные на летучке. Вот что она пишет по этому поводу: «Но о чем «Снегопад»? Стоит прочесть, и станет ясно. Безжалостным выстрелом нарушена гармония в природе. Вот об этом и написано это стихотворение. О трагедии лесных жителей, беззащитных перед натиском неразумной силы. Однако сочувствие им ставилось поэту в упрек. Попробуем мысленно переселиться в те памятные для нас времена, когда разворачивались первые пятилетки и на всю страну гремела слава «покорителей природы»... Это сейчас озабоченные бедственным состоянием лесов и рек, мы бьем во все колокола, чтобы сохранить животный и растительный мир и воздух, которым мы дышим, но тогда об экологических проблемах мало кто думал. Героем произведений поэзии был человек, идущий в лес с пилой и топором, охотник, добытчик пушнины, во много раз перевыполнивший план, строитель, врубающийся в тайгу со своей мощной техникой.

Прочтем еще раз это стихотворение и поймем, что по состраданию к братьям нашим меньшим Петр Комаров — родной брат Сергея Есенина.

...на легких лыжах
Охотник смелый. Влажные следы
Ведут его к сохатому. Все ближе
Упрямый зверь. Предчувствие беды
Его по насту гибельному гонит.
Лежат рога на взмыленной спине
И свищет ветер, и следы погони
Покрыты кровью. Выстрел в тишине
Гремит тайфуном. И опять все тихо.
Давно прошел таежный снегопад
И только лось к испуганной лосихе
Уже не возвращается назад.
                                             1929–1940

Природа у Комарова одушевленная. В его стихах нет просто зверей, рыб, птиц, животных вообще. Все названы по именам, действуют сообразно своему характеру. В пересказе: изюбры бьются, как древние рыцари; медведь — любитель музыки (слушает скрип сосны); лось, как драгоценный дар, уносит ветвистое бремя рогов; лисица пишет смешные каракули пушистым хвостом; рысь — охотница седая; гуляет Олененок — теленочек пятнистый. Ленки, пескари, щуки, таймени, сонная калуга; золотые плывут форели, пошевеливая волну. Тайга, сельхозугодья, все вокруг озвучено: суслик свистит на пашнях, дрозды весело балагурят, козодой — ночной молотобоец, петух — горнист крылатый, жаворонок машет трепетным крылом; а сыч, закатывая бельма, от злой бессонницы кричит. В растительном и животном мире все расцвечено, к примеру разводья утиные — золотым, фиолетовым, синим, голубым и опять золотым.

Каким надо быть благородным человеком, чтобы с таким пониманием и симпатией описать мирную жизнь зверей близ родника. Тут есть забавный рассказ про ту самую рысь, охотницу седую, с янтарными глазами. О том, как она

Идет, на лапах приседая,
Усатой мордой у воды,
В оленьи тычется следы.
Свое увидев отражение
В зеленом зеркале ключа,
Она отпрянет на мгновение,
Поднимет лапу и, урча,
По отраженью лапой бьет,
И, успокоенная, пьет.
         Хинганский родник, 1940

Есть такое понятие биогеоценоз — природные сообщества, куда входят все живые существа вкупе с неживой природой. У Комарова они всегда полнокровны и полновесны. Он не пренебрегает насекомыми, не наделяет негативными эпитетами хищников.

Шмель расправил короткие крылья,
Вьются оводы — зноя гонцы,
И взлетают серебряной пылью
Под косой комары-долгунцы
                                     Сенокос, 1927

Эту полноту и гармонию венчает стихотворение «Олень-цветок». Да, Петр Комаров ищет гармонию в природе и часто ее находит. Но не обходит и трагических моментов в отношениях человек — природа. В 1945 году написано стихотворение «Тигролов» с посвящением дальневосточному тигролову П. П. Богачеву. Понятно, что это в похвалу охотнику написано. Но как уважительно и даже с восхищением сказано о тигрице и о царственном тигрином роде:

...Потом, вспоминая не раз,
Как сыпались желтые искры
У пестрой царицы из глаз,
Он только в больнице узнает,
Как схватка была горяча:
Хирург на столе зашивает
Рубцы от плеча до плеча
.

Вот она, сила искусства. Кажется, безнадежно трагичная ситуация, но поэт находит высшую справедливость: сражались на равных два отважных противника. Вот такая экология.

Почему так притягательна поэзия Петра Комарова, особенно в связи с так называемыми экологическими проблемами? Потому что в его поэзии утраченный рай гармонии (хотя бы относительной) человека и природы предстает в прекрасных и убедительных поэтических образах. Мы обречены к ним обращаться всегда. Они многократно весомее, оттого что первозданны — относительно той природы, что описывает Комаров.

Парадокс еще заключается в том, что в пору 40-х прошлого века шла война, точнее, шли войны — сначала с Германией, потом и с Японией, а в это время Петр Комаров написал свои лучшие стихи о природе Приамурья. У меня есть ответ такого рода: беда для человечества меняет свои обличья. В начале 40-х это была Великая Отечественная война. Петр Комаров участвовал в ней как гражданин, как поэт, как воин. Об этой героической странице его жизни нужно рассказывать подробно, что мы сделаем пунктирно.

После победы 9 мая 1945 года был дан приказ советским войскам перейти границу на востоке. Преодолев немалое сопротивление начальства и врачей, Петр Комаров добился назначения в действующую армию. Вместе с писателем Николаем Задорновым они проделали большой путь с войсками 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов. На основании этих впечатлений написаны три цикла стихов «Маньчжурская тетрадь», «Монгольские стихи», «Корейские мотивы». «Все три цикла Петра Комарова, куда вошли стихи о Китае, Корее и Монголии — явление, уникальное в советской поэзии, — так их оценила Юлия Шестакова и, наверное, все читатели, — Не только в силу единственности такого широкого взгляда, объемлющего многоликие станы Азии, но и по художественной выразительности описаний и силе образов, созданных автором».

Маньчжурия, Маньчжурия —
Китайская страна...
Плыват над нами хмурая
Осенняя луна...
И птицей быстрокрылою
Вдруг улетит мечта
В сторонку нашу милую,
В родимые места,
Где все не так — и узкая
Тропинка над рекой,
И небо наше русское
И ветер не такой...
                                    1945

Стихи Петра Комарова помимо художественных достоинств имеют еще и познавательную ценность. А также, что немаловажно, еще и геополитическую — ибо ему удалось, по словам дальневосточного писателя и критика Николая Рогаля, «показать роль и значение тихоокеанских владений России для будущего нашего народа и для судеб многочисленных народов стран Тихого океана...»

Да, поэзия Петра Комарова и сегодня звучит как русская песня на амурских и тихоокеанских берегах.

Валентина КАТЕРИНИЧ