Сказочные истории Приамурья

Легенды и?сказки коренных дальневосточных этносов, несмотря на?почтенный возраст и?всевозможные исторические перемены, необычайно живой срез их?культуры. Там обитают сильные и?мудрые шаманы (правда, иногда встречаются злые и?беспощадные), храбрые охотники и?дамы их?сердца?— северные красавицы, тоже, к?слову, находчивые и?смелые. В?сказочном мире все наделено душой и?существует в?гармонии?— животные, птицы, реки, скалы, деревья. Легенды и?сказки своего рода «кодекс чести» для?людей этой земли или, как?сейчас?бы сказали, пособие по?экопсихологии. Они словно?бы примиряли человека и?природу, объясняли многие явления, учили мудрому подходу к?жизни.

Это уже потом пытливые исследователи стали записывать и?оставлять на?бумажных носителях мифы, легенды, сказки, издавать книги, но?прежде они существовали только в?форме живого слова. И?рассказывали их?лишь те, кого природа наделила особым даром фантазировать, придумывать замысловатые сюжеты, прослеживать линии судьбы многочисленных персонажей. В?приамурских стойбищах существовала традиция приглашать в?дом такого сказочника, и?это становилось настоящим событием. Собиралась вся семья, от?мала до?велика, приходили сородичи, чтобы послушать удивительные истории, которые могли происходить или?действительно происходили когда-то в?здешних местах, а?может, в?каких-то далеких и?неведомых странах. Сказки чаще всего рассказывали по?ночам, и?это понятно. Вечер и?ночь были единственным временем отдыха для?взрослых, чьи дни наполнялись множеством важных дел?— охотой, рыбалкой, ведением хозяйства, выделкой шкур зверей и?кожи рыб, приготовлением пищи, воспитанием детей.

Древние мифы, легенды, сказки наполняли повседневную жизнь аборигенов до?краев и?всегда были рядом. Среди охотников и?рыбаков, которые надолго покидали свои семьи и?отправлялись на?промысел, тоже всегда находился сказочник. В?полутемных зимовьях, а?летом?— у?костра, он неторопливо вел соплеменников по?чудесным тропам. И?казалось, что?сказки слушали все: люди, деревья, лесные обитатели, река, ночное небо. Одна история могла длиться несколько ночей подряд, сюжет закручивался в?немыслимую спираль приключений, и?на?каждом витке появлялись все новые и?новые действующие лица. Заканчивалась одна сказка и?рождалась следующая.

В?легендах и?сказочных историях приамурских этносов встречаются герои и?образы, которые можно отыскать в?культуре других народов мира. В?этом уникальность жанра: он роднит людей самых разных национальностей. Но?все?же пространство легенд и?сказок Приамурья обладает особыми чертами. Одна эпоха сменяет другую, все более уверенным становится шаг двадцать первого века, но?это никак не?отражается на?сказочном сюжете здешних мест. Камни и?скалы, озера и?реки живут по?своим законам, и?даже иногда тайные знаки подают, которые указывают на?незримое присутствие мифологических существ. Почти в?каждой истории?— недосказанность, и?это позволяет ставить многоточие, чтобы вернуться к?ней и?попытаться разгадать еще раз...

Пожалуй, стоит начать со?знаменитой легенды о?трех солнцах, которую в?Приамурье знают практически все. Этот сюжет любят местные мастера и?художники, он нередко встречается в?декоративных панно, в?орнаментах на?бересте, графических листах. Легенда действительно интересная.

...Много столетий назад на?этой земле все по-другому было устроено. В?тайге зверя всякого водилось видимо-невидимо, в?реках плескалась рыба, леса не?скупились на?ягоды, орехи, целебные травы. Люди уважительно относились к?природе, и?она не?гневалась на?них. Но?однажды все изменилось. На?небе, кроме обычного светила, появились еще два солнца и?стали беспощадно жечь землю своими раскаленными лучами. Почернела земля и?потрескалась, деревья и?травы погибли, вода в?реке кипела, словно это был котел, который поставили на?огонь. Жар был таким сильным, что?даже крылья у?птиц обуглились. Говорят, что?именно тогда появились в?птичьем роду вороны.

Люди, спасаясь от?трех солнц, рыли глубокие землянки и?не?покидали их?до?самой ночи. Только вечером они осмеливались выйти наружу и?видели страшную картину: сожженная земля, мертвая рыба в?реке. Стали тогда люди молиться богу земли?— дракону Кайласу, просили заступиться за?род человеческий. Сжалился могущественный Кайласу и?послал на?помощь своих сыновей-близнецов Адо. Эти красивые и?сильные юноши ничего на?свете не?боялись. Сначала они решили спасти рыбу, ту, что?еще осталась в?реке. Потому что?всем известно, что?это главная пища северных народов. Насобирали братья Адо множество плоских камней, привязали к?голове каждой рыбины, и?под?этой тяжестью речные обитатели опустились глубоко на?дно. А?впереди было самое важное: сыновьям дракона предстояло убить два солнца, чтобы спасти землю от?вымирания. Взяли братья-близнецы острые стрелы, натянули тугие луки и?поразили первое солнце. Побежденное, оно укатилось в?подземный мир. Со?вторым пришлось повозиться. Солнце ловко уворачивалось от?стрел, пряталось за?высокими горами. Несколько дней отважные братья сражались с?ним, из?сил выбились, но?— победили! Пронзенное меткой стрелой, оно тоже упало в?темные глубины подземного мира, а?на?землю сразу?же опустилась долгожданная прохлада. Люди выходили из?своих землянок, воспевали отважных сыновей дракона Кайласу, били поклоны. С?той поры братья-близнецы тоже стали богами, и?называли их?не?иначе как?Адо-сэвэни...

Много тайн у?Приамурья. Взять хотя?бы «картинную галерею» неподалеку от?нанайского села Сикачи-Алян. Близкое соседство с?древними петроглифами наполняет его жизнь каким-то особым смыслом и?полностью стирает грань между реальностью и?сказкой. Сикачи-Алян, или, как?говорят местные, Алян, деревушка маленькая, неказистая. Несколько домов взобрались на?высокий холм над?Амуром, остальные примостились в?низинке. Но?природа, обрамляющая эту деревню, подобна драгоценной раме. Весной на?Сикачи-Алян опускаются черемуховые облака и?смешиваются с?розовой дымкой цветущих яблонь, лето буйствует зеленью, осенью все вокруг утопает в?красках золота и?огня, а?зимой?— река, сопки, лесные просторы, ветхие домишки уютно дремлют под?серебряными снегами. Но?главное сокровище нанайского селения?— камни на?берегу Амура. Кажется, что?какой-то богатырь шутки ради рассыпал их, словно горошины, и?забыл подобрать. На?камнях?— причудливые рисунки, сделанные рукой древнего и?очень даже талантливого художника. В?каждом рисунке?— своя история, свой сюжет. Вот, к?примеру, маска шамана. Брал он когда-то в?руки свой бубен, ударял по?нему колотушкой, и?летела над?рекой Черного Дракона (так в?давние времена называли Амур китайцы, а нанайцы и ульчи — Большой рекой) таинственная песня. Она предназначалась богам, в?ней шаман просил удачи для?своего народа. А?на?этом валуне?— лик северной девушки. Сразу видно, что?была она красавицей. Многие храбрые юноши сватались к?ней, да?только строгий отец выбирал самого богатого. Он ведь как?рассуждал: будет его дочь жить в?достатке?— станет счастливой.

Вот еще интересные камни. На?одном из?них можно «прочитать» уже известную легенду о?трех солнцах. В?центре «картинной галереи» старый знакомый?— «Космический лось», главный хранитель этого мира. Он-то уж точно знает все легенды и?сказки Приамурья. К?примеру, о?том, как?появились сюжеты на?базальтовых валунах.

...На?месте нынешнего Сикачи-Аляна располагалось в?древние времена небольшое стойбище. Мирно протекала жизнь его обитателей, но?в?один из?дней пришло несчастье. Проснулся вулкан, разгорячился не?на?шутку, выплеснул огненную лаву, и?она мгновенно погубила маленькое стойбище и?все живое вокруг. Спаслись только двое?— муж и?жена, которые еще раньше ушли на?охоту за?дальние перевалы. Вернувшись, они не?поверили своим глазам: земля была покрыта пеплом, толстым слоем остывающей лавы, и?ни?единой живой души вокруг. Поняли мужчина и?женщина, какая беда приключилась с?их?сородичами, два дня кричали, плакали от?горя, пока не?потеряли голоса. За?это время земля практически остыла, почернела и?стала похожа на?черемуховую лепешку. А?вот камни на?амурском берегу все еще были мягкими. Пошли тогда муж с?женой вдоль реки и?стали пальцами рисовать на?валунах. Они хотели оставить память о?погибших, о?родном стойбище. Жители здешних мест верят, что?именно от?этих чудом спасшихся людей, пошел нанайский род...

Гостила я?как-то в?Сикачи-Аляне и?зашла в?дом к?Екатерине Дмитриевне Мурзиной. Она хорошо знает обряды, поверья нанайцев, прекрасно помнит сказочные истории, которые слышала еще в?детстве. Словом, баба Катя необычайно интересный собеседник. Мы?говорили о?многом, диктофон без?устали отматывал пленку в?кассете, и?я?радовалась новой и?интересной «фактуре». В?какой-то момент баба Ката наклонилась ко?мне доверительно: «А эту историю я?впервые рассказываю. Мне об?этом еще дядя Леонтий говорил, когда ему было сто с?лишним лет. Он сказал, что?там, на?камнях?— рисунки. Их?еще моя?прапрапрапрабабушка рисовала...»

Герои легенды о?каменной старухе и?семи ее?дочерях тоже обитали недалеко от?Сикачи-Аляна, а?их?каменные изваяния, застывшие на?берегу реки Черного Дракона, — наглядная иллюстрация к?древнему сюжету.

...Жила-была старуха с?семью дочерями и?младшим сыном. Время шло, состарилась мать, повзрослели девушки, но?так?и?оставались незамужними. Вернее, женихи сватались к?ним, но?привередливые красавицы отправляли их?восвояси. Старуха ворчала: «Кто охотиться будет, рыбу ловить?» Не?выдержали дочери обидных упреков и?ушли из?дома. Осталась старуха с?младшим сыном, истосковалась, еще больше состарилась. Однажды приснился ей сон. Встречает она своих дочерей и?обращается к?ним со?слезами: «Ну что?же вы?меня покинули! Больная я?совсем, силы в?руках нет, глаза ничего не?видят. Хоть?бы словом с?вами перекинуться перед смертью». Дочери?же в?том сне только кивают головами и?молчат. Одна лишь заговорила и?поведала о?том, что?попали они в?царство мертвых и?никак им не?выбраться оттуда. Злой дух заточил их?навечно и?никогда уже не?отпустит. Заплакали девушки от?горя. «Тогда я?к?вам приду,?— решила старуха.?— Только дорогу мне укажите». Дочери рассказали, что?неподалеку от?их?стойбища находится пещера?— это и?есть вход в?царство мертвых. Стоит лишь прикоснуться к?ее стене, и?сразу окажешься в?"буни«.

Проснулась старая женщина, удивляется, какой чудной сон ей привиделся. Решила проверить, правда?ли это, и?отправилась на?поиски пещеры. Сын ее?отговаривал, но?старуха была непреклонна. Пошла берегом Амура и?увидела расщелину в?скале. Заглянула вовнутрь, прикоснулась к?холодной стене и... вмиг оказалась по?ту сторону мира живых.

Прошло время, и?юноша, оставив сомнения, пошел к?страшному месту, чтобы сразиться со?злым духом и?освободить мать и?сестер. Легенда говорит, что?он храбро сражался, и?в?какой-то момент ворота в?царство мертвых открылись. Старуха и?ее?дочери выбрались из?пещеры и?решили бежать в?родное стойбище. Казалось, что?спасение пришло, но?злой дух, собрав все силы, поразил юношу. И?в?тот?же миг мать и?семеро ее?дочерей попали под?злые чары и?окаменели, превратившись в?большие статуи. Так?и?стоят они на?берегу Амура, величественные и?строгие. Впереди старуха, за?ее?спиной каменный идол, а?еще дальше?— семеро девушек. Со?временем магическая пещера и?каменный ансамбль стали святилищем для?северных этносов.

Вообще в?Приамурье немало странных мест. Например, есть озера, где в?древности обитали водяные драконы, не?слишком дружелюбные по?отношению к?человеку. И?легенда на?этот счет имеется?— о?коварном чудище из?озера Дабанда. Старики называли его Симуром и?говорили, что?был он огромным и?прожорливым. Встреча с?ним могла закончиться для?охотника трагедией, потому что?хитрый дракон ловко заманивал несчастного в?свои сети и?мгновенно проглатывал.

...Как-то летом отправились отец с?сыном на?охоту. Самое время было панты добывать, пушнину заготавливать. Путь их?лежал в?сторону озера Дабанда, куда звери обычно приходили на?водопой. Расположились охотники поодаль, шалаш соорудили, огонь развели. Старший отправился в?тайгу, младший остался присматривать за?костром. Уходя, отец строго-настрого приказал сыну не?подходить близко к?озеру, а?когда вернулся, обнаружил, что?мальчика нигде нет, костер угас. Догадался охотник, что?погубил его Симур, заплакал. Но?слезами разве горю поможешь? Начал он березовую кору срезать и?в?большие охапки складывать. Притащил бересту к?озеру: поджигает и?бросает в?воду. Смотрит, а?из?глубины словно кто-то ее?глотает. Целый день и?всю ночь «кормил» охотник дракона, пока тот не?всплыл кверху брюхом?— объелся горящей бересты и?погиб. Распорол отец Симуру брюхо в?надежде, что?еще сумеет спасти сына, но?поздно: нашел он только мизинец...

А?еще нанайцы рассказывают, что?где-то между Петропавловкой и?Сикачи-Аляном, в?районе залива, есть небольшое озерцо с?бархатистыми берегами, словно?бы подвернутыми вовнутрь. В?нем тоже обитает водяной дракон. Старики уверяли, что?однажды он выскочил из?укрытия и?погнался за?человеком. К?счастью, тот успел запрыгнуть в?свою оморочку и?уплыть.

Легенды и?сказки всегда предостерегали от?неверных поступков, учили не?нарушать табу. Люди и?сегодня опасаются подходить слишком близко к?запретным территориям, о?которых идет речь в?легенде или?предании. Здравомыслящий рыбак не?станет ночевать у?того?же озера Кади. Говорят, нехорошее это место. Охотник никогда не?воспользуется заброшенным зимовьем, и?если встретит его в?тайге, ускорит шаг, опасливо обойдет стороной. Потому что?кто его знает?— какие духи, из?каких легенд обитают там?