Добрые духи эвенков

Первый Дальневосточный межрегиональный фестиваль эвенкийской культуры «Мит эвенкил»

Более 300 эвенков из семи регионов России собрались в начале июля в Хабаровске, чтобы рассказать о своей самобытной культуре, обсудить проблемы сохранения родного языка и традиций. Особыми гостями стали жители орочонского автономного хошуна, представляющие этническую группу эвенков в Китае.

Творческая встреча стала возможной благодаря Первому Дальневосточному межрегиональному фестивалю «Мит эвенкил», представившему многообразный мир этого северного народа. Его организаторами выступили Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края. Фестиваль проходил при поддержке Министерства культуры РФ, Федерального агентства по делам национальностей и правительства Хабаровского края.

Жарко было не только от палящего солнца, но и от потрясающей энергетики участников творческого форума. Одними из первых на концертной площадке появились 92-летняя бабушка с внучкой. Их песня на родном языке прозвучала трогательно и символично. Так от старшего поколения к младшему передаются любовь и уважение к своим истокам. А следом за ними вышли лучники — участники ансамбля «Эннэкэн» («Олененок»), который уже больше 40 лет существует в селе Хатыстыр Алданского района Якутии. В обрядовом танце парни-охотники вышли к стаду оленей-девушек, поймали одного и разделили добычу между всеми сородичами. Так принято с древних времен у эвенков.

Орочоны из Китайской Народной РеспубликиОрочоны из Поднебесной

Президент региональной общественной организации Ассоциации коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае Любовь Одзял рассказала о том, как удалось познакомиться с эвенками, которые живут в Китае.

— У нас, к сожалению, совсем не было контактов с китайскими эвенками, но, как часто это бывает, помог случай. Во время нашего визита на VIII российско-китайское ЭКСПО в Харбине специально для встречи с членами делегации ассоциации приехал представитель орочонов в Китае. Его русское имя Володя. Он оказался очень ярким, харизматичным и деятельным. Володе удалось познакомить своих эвенков с эвенками, проживающими в Амурской области. Тогда мы и пригласили его на фестиваль в Хабаровск. И он приехал. Да не один — привез с собой сорок орочонов!

Орочоны (так себя называет народ в Китае, близкий к эвенкам) и эвенки российские этнически связаны. Правда, издревле этот народ был конным. Об этом писал еще Р. К. Маак, когда путешествовал по Амуру. Когда же произошло деление территорий с Маньчжурской империей (историческая область на северо-востоке современного Китая — Внутренняя Монголия), земли остались русским, а конных людей маньчжуры забрали к себе.

Орочоны из Китайской Народной Республики— Легенды говорят, что некоторым орочонам все же удалось спрятаться у оленных эвенков, которые живут глубоко в тайге, занимаясь оленеводством, и постепенно они смешались с ними, — поясняет Любовь Одзял. — Поэтому связь с сородичами у них прервалась на очень долгое время. Но, несмотря на это, у китайских орочонов осталась внутренняя тяга к оставшимся в России собратьям. Правда, за длительное время у них сформировалась своя особая культура. Она не совсем похожа на эвенкийскую и не такая, как у хэчжэ — нанайцев, живущих в Китае. Однако у них сохранилось много общих слов с нашими эвенками и такой же, как у нас, счет. Вероятно, если китайские орочоны поговорят с нашими родителями, они друг друга поймут. Ведь этот народ близок и к нанайцам, и к эвенкам. Все мы внешне разные, но все же имеем общую тунгусо-маньчжурскую основу.

Побывавшие на фестивале в Хабаровске китайские орочоны обещали вернуться. Они очень хотят познакомиться с жизнью сородичей в России в следующий приезд.

Следуя канонам

Неповторимость традиционного декоративно-прикладного творчества эвенков острова Сахалин с особой отчетливостью отражается в коврах из шкур морских котиков. Их и привезли они в Хабаровск на выставку изделий мастеров. Ковры оказались очень мягкими и приятными на ощупь, что совсем неожиданно. Ведь на первый взгляд может показаться, что у котиков очень грубый мех.

И Хабаровскому краю есть чем гордиться. Эвенки, живущие в районах имени Полины Осипенко, Тугуро-Чумиканском, Аяно-Майском, Верхнебуреинском, стараются соблюдать свои традиции и негативно относятся ко всякого рода стилизации в народном искусстве. Они уверены, что нельзя признать работу истинно культурной ценностью, если мастер в своем произведении отходит от важных канонов.

— У нас качество работ мастеров на высоте, и это заметно в сравнении с китайским творчеством, — размышляет Любовь Одзял. — Если потерять основы народного искусства и перейти на стилизацию, наши коренные народы потеряют самобытность. Поэтому культуру нужно поддерживать, чтобы у мастеров было желание ее сохранять и развивать. А какие потрясающие эвенки в Забайкальском крае, в республиках Бурятии, Саха (Якутия), в Амурской, Иркутской и Сахалинской областях!

Эвенки живут в девяти регионах России. На Сахалине их осталось всего 304 человека, и все разбросаны по разным волостям. По словам приехавших на фестиваль сахалинских эвенков, если промысел и прикладное искусство им все же удается сохранять, то с родным языком дела обстоят неважно. Современные представители этого этноса владеют им в основном только со словарем.

— Сейчас в России идет десятилетие родных языков, и необходимо, чтобы в каждом регионе был утвержден свой план по сохранению культуры и речи и непременно при взаимодействии с коренными народами, — считает председатель регионального общественного движения «Союз коренных народов Сахалина» Светлана Санги. — Важно, чтобы чиновники из управлений культуры, образования обсуждали и принимали решения совместно с нами. Так будет эффект. Ведь, к примеру, во всей Сахалинской области носителей эвенкийского языка осталось максимум два человека.

Директор центра «Арун», глава Ассоциации КМНС Республики Бурятии Надежда ШеметоваЦентр эвенкийского мира

— А мы много чего придумываем. Вот наша выставка, чум — это представил Государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун», он находится в Улан-Удэ, — подключились к разговору эвенки из Бурятии. — Вообще Бурятия является неким географическим центром эвенкийского мира в России. К западу от нас традиционно селятся эвенки — это Иркутская, Томская области, весь Красноярский край, а с востока — Забайкалье, Хабаровский край, Сахалин. Всего эвенков около 40 тысяч, и, представляете, на каких огромных пространствах они живут. Ведь эвенки — кочевой народ. Исторически так сложилось, что мы разделены большими расстояниями, но стараемся сохранять свою идентичность.

А ведь и правда. Где бы ни жили эвенки, у них сохраняется единый стиль в костюме, один язык, схожие обряды, одни и те же способы приготовления национальных блюд. Как это удалось? Ведь китайские сородичи, к сожалению, этого не сумели.

— Сейчас транслировать свои традиции стало очень просто. Есть телефонная связь, интернет. А раньше это происходило во время встреч кочевников. Ведь для них расстояний не существует. И семьи нельзя было создавать внутри своего рода. Поэтому межродовые отношения были очень развиты, активны, — объяснила директор центра «Арун», глава Ассоциации коренных малочисленных народов Севера в Республике Бурятии Надежда Шеметова. — А еще Бурятия уникальна в том, что здесь живут эвенки-оленеводы и эвенки, которые выбрали скотоводство и разводят лошадей. Тем не менее язык у них единый, и носители его сохранились.

Юный эвенк хочет быть похожим на деда – опытного охотника

Передавать детям любовь к родному языку можно по-разному. Самый увлекательный и эффективный способ, считает Надежда Шеметова, — с помощью песенного и танцевального искусства.

— Есть у нас фестиваль эвенкийской культуры имени Гончикова. Это композитор, который оставил нам очень большое наследие — национальные эвенкийские песни. Участвуют в нем обычно коллективы из разных регионов. Мы не только оцениваем мастерство выступающих, но и собираемся за круглым столом, где обсуждаем, правильно ли поем, танцуем, простраиваем сценические образы при создании национальных костюмов, проводим обрядовые действия, которые лежат в основе танцев. Ведь очень важно, чтобы это воспринималось зрителем, было понятно. Сохраняя культуру, мы ее должны развивать...

Любое поколение обязано вносить вклад в развитие культурного наследия своего народа, уверены эвенки. Они создают новые песни, танцы, используют в своем творчестве смешанные формы, к примеру эвенкийский музыкально-пластический спектакль. Но как передать языком современной пластики национальный колорит?

— Конечно, существуют свои каноны, — отвечает Надежда Шеметова. — Но не всегда режиссеры, задумывая, скажем, спектакль, изучают глубоко культуру народа. К примеру, берут сцену охоты на медведя, и что получается? Мы видим агрессию, резкие движения, видим, как люди радуются тому, что победили медведя — устраивают пляски вокруг жертвы. Но это в корне неверно. Ведь медведь всегда считался прародителем эвенков. Его до сих пор называют дедушкой и никогда специально не охотятся на этого зверя. Охотник лишь иносказательно сообщает родственникам, что встретил хозяина тайги и ликвидировал его. Причем убить можно было только чужака, случайно забредшего на их территорию и представлявшего угрозу для людей. Затем охотник вместе с сородичами отправляется за тушей. В это время не принято спешить, громко кричать, проявлять радость. Вокруг шкуры не прыгали и не ликовали, а наоборот, приговаривали: «Это не мы, это муравьи тебя щекочут», чтобы отвести злость, обиду духа медведя от себя.

Танец «Встреча солнца» в исполнении народного эвенкийского молодежного ансамбля «Гулувун». Государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун». Улан-Удэ (Бурятия)А чтобы сохранять и передавать молодому поколению навыки родного языка, я придумала другой проект — «Эвенкийский нимнгакан». Переводится как «Эвенкийская сказка». Я предложила делать театральные постановки на эвенкийском языке по мотивам древних сказаний и мифов. Причем в положении прописала, что в коллективе должны присутствовать актеры разных возрастов. То есть, разучивая материал в течение нескольких месяцев, молодежь общается со старшими, с носителями языка, которые правильно интонируют слова, знают забытые фразеологические обороты. Это очень сложно, ведь дети сейчас не слышат родную речь ни в семье, ни в обществе. Но во время работы над постановкой они вместе со старшими проживают сюжет и учатся понимать друг друга на родном языке.

Знаки культуры

Традиционный орнамент любого народа позволяет понять особенности его культуры и мировоззрения. В беседе с Надеждой Шеметовой мы тоже коснулись этого вопроса.

Елизавета Будаева. Кумалан «Делог иен» («Рог горного барана»). Мех северного оленя, конский мех, мех нерпы, барсучий мех,  рыбья кожа, бисер, кожзам— Орнамент — тема очень сложная. Эвенки не имели своей письменности и языком орнамента зашифровывали информацию. По орнаменту узнавали, к какому роду принадлежит человек, женат он или нет. К сожалению, многие значения утрачены, но некоторые расшифровки сохранились. Эвенкийский орнамент мелкий — это отличает его от других народов. Лапка гагары, к примеру, обычно размещается на груди. Эта птица для нас священна. По преданию, гагара, нырнув, достала из-под воды и отдала доброму духу эвенков первый комок грунта, из которого тот и создал эвенкийскую землю. Круги на одежде или на кумаланах означают солнце, а узор с завитками — рога горного барана. Сохранился еще один орнаментальный мотив, когда чередуются белый и черный цвета — это означает смену дня и ночи. Так обычно обшивали края одежды и стыки, желая человеку долголетия, защищая от злых духов.

— У каждого народа есть свои культурные знаки. Как раз таким культурным знаком, после языка, является орнамент, и каждый мотив несет не только декоративную функцию, но и сакральную, религиозную, различительную, — подключилась к разговору кандидат филологических наук, бывший преподаватель гуманитарного университета Хабаровска Дарья Берелтуева. — Орнамент достаточно древний, имеет тысячелетнюю историю, которую, бывает, очень трудно распознать. К примеру, эвенкийские ковры-кумаланы. Раньше они несли практическую функцию — покрывали пол в жилище, теперь чисто декоративную, как украшение на стенах. Но в то же время, ковры украшены орнаментом, поэтому превращаются в оберег для дома. Древний геометрический, полосовой орнамент олицетворяет радугу, солнце и рождение луны. Ведь только при рождающейся луне проходили все обряды эвенков.

Ольга АПОЛЛОНОВА
Фото Ольги Аполлоновой и Сергея Макагонова