- Дорогие земляки, уважаемые читатели!
- Дорогие друзья, уважаемые жители Хабаровского края!
- Сквозь времена и судьбы
- Культура для России не может быть просто проектом. Она — ее национальная идея
- Непростой вопрос о счастье
- Графский титул «Амурский», или Пять веков русской фамилии Муравьевых
- Несколько штрихов к историческому полотну «Айгунский договор»
- Путь к океану
- Дуновение жизни
- Он посвятил жизнь и все свои труды Дальнему Востоку
- «Квартиру в Хабаровске найти так же трудно, как апельсин в Якутске»
- От военного собрания до храма искусства
- Святые заступники Руси и ее дальневосточных рубежей
- Литература
- Единое пространство культуры
- Валентин СТЕПАНОВ
В поисках самого красивого места Хабаровска вы неизбежно окажетесь на городской набережной, в живописной парковой зоне, архитектурное украшение которой, несомненно, Дальневосточный художественный музей. Здание, построенное ровно 120 лет назад по проекту Владимира Григорьевича Моро, является памятником федерального значения и имеет замечательную историю.
Предназначалось оно для впервые образованного в Хабаровске клуба, объединившего офицеров, обер-офицеров и чиновников военных ведомств местного гарнизона, офицеров артиллерийского склада и горного дивизиона. День его открытия, 14 ноября 1887 года, был ознаменован показом первого любительского спектакля — комедии Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Местное общество очень любило посещать этот уютный особняк. Роскошные гостиные, мягкая мебель, камин и ковры сразу располагали гостей к отдыху и неформальному общению. На первом этаже размещались большая гостиная, зал со сценой, две малые гостиные, столовая с буфетом, передняя, комната для музыкантов и туалетная. На втором этаже в небольшом угловом помещении устроили библиотеку, две комнаты отвели для карточных игр и одну под бильярдную. В полуподвале находились комнаты для прислуги, повара, кладовая и кухня. Окна выходили в городской сад, и от Амура веяло летней прохладой. Из зала можно было выйти на террасу, обращенную в парк. Неподалеку располагался музыкальный павильон, откуда доносилась духовая музыка. Сюда приходили отдохнуть, обменяться новостями, поиграть в карты. Однако вход в офицерское собрание был строго ограничен. Офицеры клуба платили членские взносы, гостей же пропускали только по приглашениям. При этом всегда следили за формой одежды: военные должны быть в сюртуках с эполетами, штатские — во фраках. Все мероприятия проводились собственными силами. Большую роль в их организации играли члены офицерских семей. Часто мероприятия носили благотворительный характер. «19 декабря 1899 года хабаровский кружок любителей драматического искусства в Гарнизонном собрании с разрешения Н. И. Гродекова поставил благотворительный спектакль в пользу прокаженных. Чистый доход получился „не очень“ — 91 рубль 33 копейки, но и такие деньги оказались нелишними», — вспоминают в своих очерках о Хабаровске Л. А. Востриков и З. В. Востоков. Большой восторг у зрителей на таких вечерах вызывала игра на скрипке В. А. Жоравовича и Н. Н. Серебренникова, пение романсов Н. И. Громовой. Долго помнили о концерте Д. М. Леоновой, покорившей своим талантом Сибирь в 1875 году. Певица вспоминала: «Когда меня пригласили обедать, и я пришла к столу, щи уже были налиты, а моя тарелка обложена кругом соболями, для того, сказал мне хозяин (красноярский золотопромышленник П. И. Кузнецов), чтобы щи не простыли». После концерта Дарьи Михайловны в Хабаровске растроганный ее искусством купец А. Ф. Плюснин преподнес обладательнице изумительного голоса 40 шкурок «чудных черных соболей». В 1890 году, во время своего путешествия на остров Сахалин, в Хабаровске останавливался А. П. Чехов. Как пишут историки, он посетил военное собрание и читал там газеты. Об этом напоминает мемориальная доска с бюстом писателя работы известного хабаровского скульптора Юрия Кукуева, прикрепленная к главному фасаду Дальневосточного художественного музея. Долгое время здание военного собрания являлось центром притяжения городской интеллигенции. Однако гостям не хватало художественных впечатлений. Для украшения его стен были приобретены три копии с картин И. К. Айвазовского и В. Д. Поленова и одно оригинальное произведение местного художника С. Г. Ращенко. Часто здесь проходили художественные выставки, в основном с благотворительной целью. С инициативой создания публичного музея искусств в Хабаровске выступил генерал-губернатор Приамурского края Н. И. Гродеков. Однако лишь в 1920—1930-е годы на Дальний Восток из запасников Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изящных искусств, Музея фарфора, Исторического музея поступили обширные коллекции русского и западноевропейского искусства. В дальнейшем они стали основой собрания Дальневосточного художественного музея.
Последующие реконструкции Поражает удивительно гармоничное сочетание красоты окружающей природы, удачный фасад кирпичного здания ассиметричной композиции и великолепие хранящихся в нем художественных произведений. Когда Дальневосточный художественный музей называют «храмом искусства», в этом нет преувеличения.
Наталья СТАРУН, искусствовед Литература:
|
|||
|