«Живя на земле, не теряй высоты...»

Александр Солодовников. Сеймчанский след. Издательство «Кордис», Магадан — Санкт-Петербург. 2017

Имя русского духовного поэта XX века Александра Солодовникова (1893–1974) вернулось к нам только в конце 1990-х. В журналах и газетах стали появляться подборки его стихов, к 100-летию со дня рождения Александра Александровича в 1993 году был создан телевизионный документальный фильм «Слава Богу за все» о его жизни и творчестве. Первая книга «Я не устану славить Бога» увидела свет в 2006 году при поддержке Русского общественного фонда Александра Солженицына и протоирея Николая Соколова — настоятеля храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Вскоре издательство «Деоника» выпустило мультимедийную книгу-диск «Я не устану славить Бога» и диск с записью музыкального радиоспектакля по пьесе А. Солодовникова «Джон — веселое сердце», а в 2010 году опубликовали книгу «...В светлом саду христианства» — полное собрание стихотворений поэта, пять его пьес для домашних рождественских спектаклей, рукописный нотный сборник, воспоминания современников.

И вот новое издание, открывающее практически неизвестные страницы жизни Александра Солодовникова — сеймчанский, самый тяжелый период его судьбы. В издательстве «Кордис» (Магадан — Санкт-Петербург) к 125-летию со дня рождения поэта и 80-летию начала массовых политических репрессий вышла книга «Сеймчанский след». «Александр Солодовников возвращается на Колыму — уже не сидельцем ГУЛАГа — нашим духовником в постижении веры, надежды и любви», — написала И. Борщевская в статье «Сеймчанский след выдающегося поэта» («Северная надбавка», 2016). Поэт провел на Колыме шеснадцать лет, шесть из них был в заключении, оставшийся срок жил в Сеймчане и только в 1956 году, получив справку о реабилитации, вернулся в Москву. Он практически никогда не говорил о том мучительном времени. Когда ему предлагали записать свои воспоминания о лагерном прошлом, отказывался. О Колыме говорил: «Я видел там все...»

Александр Солодовников за рабочим столом. Москва, 1960-е.  МОКМ.  КП 35273/31«Сеймчанский след» стал частью большого научно-исследовательского проекта Магаданского областного краеведческого музея по воссозданию колымского периода жизни и творчества Александра Александровича Солодовникова. Юность правнука «кондитерского короля России» Алексея Ивановича Абрикосова, получившего блестящее образование в Императорской Московской практической академии коммерческих наук и на юридическом факультете МГУ, пришлась на тяжелое революционное и послереволюционное время. Таким, как Александр Солодовников, редко удавалось уцелеть в стране красного террора. Трижды его арестовывали по ложным обвинениям, но ему удавалось добиваться освобождения, но в 1939-м все сложилось иначе: его осудили сроком на шесть лет и сослали на Колыму — на молибденовые рудники. Это чудо, что он остался жив, что не сломался, не потерял веру в жизнь. «Здесь одно спасенье — молиться / И о детстве думать ночами».

Александр Солодовников с юности писал стихи. В лагере и позднее, когда жил в Сеймчане, они тоже стали для него утешением. В прошлой жизни, еще в Москве, он был членом Всероссийского Союза поэтов при Наркомпросе. По понятным причинам он не мог публиковать стихи на духовные темы, поэтому писал для детей, печатался в книгоиздательстве Мириманова, в журнале «Искорка». Создавал пьесы, и его «Колька Ступин» шел в Московском детском театре. По мнению С. В. Будниковой, Солодовников вместе с другими писателями и поэтами стоял у истоков советской детской литературы. В условиях несвободы он продолжал писать — в бараке, на поселении. В Сеймчане Александр Александрович играл в спектаклях драматического кружка местного клуба, работал в детском садике музыкальным руководителем, писал стихи и музыку.

Книга «Сеймчанский след» получила свое название от небольшой тетради «Сеймчанские следы» (Сеймчан. 1946–1956). В нее Солодовников вклеивал вырезки из местных газет, статьи, где упоминалось его имя. Тетрадь эту Александр Александрович при жизни никому не показывал, долгое время она хранилась в его личном архиве и только в 2015 году копию этого бесценного документа и еще ряд материалов (фотографии, личные вещи, рукописи) передала Магаданскому областному краеведческому музею троюродная сестра Солодовникова Анна Петровна Шпакова, живущая в Москве.

В новой книге представлено поэтическое наследие Александра Солодовникова, охватывающее все периоды его жизни — от 1914 до 1974 года. Получился объемный и многогранный портрет поэта, который говорил: «Моя автобиография — это мои стихи». По словам протоиерея Николая Соколова, поэзия Солодовникова очень автобиографична: «Это поэтический человеческий документ — стихи чудом выжившего узника сталинской каторги. Если даже не знать судьбу автора, то достоверность боли в его строчках не вызывает сомнения».

Александр Солодовников с воспитанниками детского сада. Сеймчан, начало 1950-х. МОКМ. НВ 15015/57Каждый из восьми разделов предваряется вступительной статьей составителей — заместителем директора Магаданского краеведческого музея С. П. Будниковой и А. П. Шпаковой. Книга содержит богатый иллюстративный материал и обширную библиографию. Кроме того, в приложении впервые публикуются некоторые архивные личные документы А. А. Солодовникова из фондов Государственного архива Магаданской области. Оформление книги сделал магаданский художник Владимир Мягков.

Книга получила высокую оценку. На VI Дальневосточном региональном конкурсе изданий вузов «Университетская книга — 2017» она признана лучшей в номинации «Историко-биографическое, краеведческое издание», на выставке «Печатный двор» во Владивостоке отмечена золотой медалью в номинации «Поэзия», на открытом межрегиональном конкурсе «Книга года: Сибирь — Евразия — 2017» — призовым местом в номинации «Лучшая краеведческая книга». В июне 2017 года издание было представлено на книжном фестивале «Красная площадь» в Москве и еще до начала презентации было включено организаторами в топ десяти самых редких книг.

Елена ГЛЕБОВА
В материале использованы фотографии из фондов
Магаданского областного краеведческого музея