Как рождается новая реальность

Николай Акишкин. Ковер меховой.  Мех, кожа.  ХККМ им. Н.И. ГродековаНеобычная по своему характеру художественная выставка проходила в первой половине мая в Картинной галерее им. А. С. Федотова в Хабаровске. На ней были представлена печатная графика и живопись Юрия Быкова (Комсомольск-на-Амуре) и произведения декоративно-прикладного искусства — ковры и композиции — Николая Акишкина (Хабаровск). Выставки такого плана организуются крайне редко, так как слишком разнороден экспонируемый материал. Более того, он требует большого такта в оформлении и подаче произведений в залах галереи. Произведения двух профессиональных художников, увиденные на выставке, настроили на размышления и воспоминания. Отчасти это связано с ретроспективным характером ряда показанных работ и высоким уровнем художественного исполнения.

Николай Акишкин и Юрий Быков учились в одной группе хабаровского худграфа и всегда были очень разные по творческим интересам и способам выражения экспериментальных идей в материале. Когда смотришь произведения хороших мастеров, кажется, что их творческий процесс протекает легко и гладко. Качественные технические приемы, за которыми скрыт от зрителя многолетний труд, создают ощущение полной гармонии и безошибочности художественного мышления авторов. За уже завершенными произведениями зрителю незаметна бесконечная череда поисков и мучительных сомнений, которыми так щедро устлан путь тех, кто ступил на тропу творчества.

Юрий Быков. Хокусай. 2015. Холст, акрил, сольвентная печать. 105 х 280У Акишкина путь на факультет оказался более протяженным, чем у Быкова. Год он проучился в Благовещенском педучилище, куда поступил с большим трудом, так как не имел никакой художественной подготовки. С детства рисовал как мог, потому что на прииске Октябрьском, где он жил, художественной школы не был. Зато уже подростком освоил все премудрости охотничьего и рыболовного промысла, а школьный учитель дал ему основы таксидермии. Охотничьи трофеи старшего сына позволяли многодетной семье Акишкиных выживать, а полученные навыки пригодились ему в дальнейшем. Упорство Николая в освоении основ изобразительной грамоты позволило завершить первый курс училища отличными оценками по всем специальным дисциплинам.

Успех породил идею поступать на хабаровский худграф. Первое, что увидел Николай на факультете, была выставка лучших студенческих работ группы СТО (Студенческое творческое общество). И он испытал настоящий культурный шок. Представленные станковые композиции И. Захарова (Игорь Росс), А. Лепетухина, В. Сахатова и других были выполнены на свободном варьировании форм, ритма и цвета. Формальные по своему характеру работы студентов оказались далекими от того, что рисовал тогда Николай Акашкин.

Николай Акишкин. Сэвэны. 2015.  Кость, рыбья кожаЭтим же летом 1967 года Юрий Быков, провалив экзамены на московский физтех, успешно поступил на хабаровский худграф. Его детство прошло в Красной Речке — пригороде Хабаровска, в то время практически деревне, на живописном берегу Уссури, пытавшейся каждое лето подступить к порогу дома. Он много рисовал и занимался музыкой. Аккордеон Юры будет часто звучать и в студенческие годы.

Познакомились Юрий и Николай на худграфе. Многочисленные спецкурсы, практикумы, факультативы в рамках разнообразных программ позволяли тогда студентам нащупать свою творческую нишу, найти «свои» виды и жанры искусства. Даже начинающий художник имеет свои творческие предпочтения. Кто-то, однажды найдя себя, активно работает в одной технике, одном или двух жанрах, или продуктивно разворачивая одну тему. Участники этой выставки совсем другие. Юрий Быков сразу же погрузился в тонкости изучения техник станковой графики. В его творческом становлении большую роль сыграли преподаватели. Интерес к освоению техники офорта привил А. В. Гуриков. Е. В. Бурлов развил интерес к прикладной графике, умение мыслить в композиции лаконично и ассоциативно. Тогда, в 1970-е годы, они были совсем молодыми педагогами. Беседы с Е. М. Фентисовым способствовали развитию творческого мышления и освоению теоретических аспектов композиции.

Юрий Быков. Музыка. 1972. Офорт. 36 х 50Офорт, зародившийся в конце XVI века и переживший расцвет в Европе в XVII веке, имеет много технических разновидностей. От графика он требует уверенной руки и точности в процессе нанесения изображения на металл. Завораживающий эффект появления на металлической пластине изображения в процессе травления кислотой оказался настолько сильным, что сразу сделал офорт самой значимой для Юрия Быкова техникой. Он стремится к освоению тонкостей этого дела, проводя много времени в мастерской, экспериментируя и, порой, получая ожоги. В дальнейшем офорту будут отданы многие годы творческой жизни. Быков как-то сразу определился со своими художественными предпочтениями, хотя не только много рисовал, но и успешно занимался живописью.

Если к пятому курсу Юрий Быков целенаправленно совершенствовался в технике офорта и тема его дипломной работы определилась сама собой, то Николай Акишкин стоял перед выбором. Он мог взять тему по созданию мультипликационного фильма, написать станковую картину или поработать над графической серией. Круг его интересов был связан не только с изобразительным искусством. Николаю казалось интересным многое, и сейчас самому уже трудно вспомнить, почему он все же обратился к декоративно-прикладному искусству. Впрочем, за годы охотничьих сезонов у него скопились фрагменты переливчатых шкурок птиц и животных. Заметим, художественные средства Николая Акишкина не купишь ни в одном магазине или художественном салоне. Его «материалы» всегда живут вольной жизнью. Они летают или проворно бегают по тайге, а то и плавают в протоках и горных реках. Чтобы их добыть, надо походить таежными тропами, сидеть, замерев в укрытии, наблюдая на рассвете, как токуют глухари, или в струях горных рек и тихих заводей ловить рыбу. Охотничьи рассказы Акишкина — бесконечная тема, в которой он раскрывается как понимающий мир живой природы человек.

Николай Акишкин. Панно меховое. Мех, кожа, птичьи шкурки.  ХККМ им. Н.И. ГродековаАкишкин твердо отказался от рекомендации кафедры выполнить серию изделий в традиционной технике коренных народов Амура. Ему хотелось сделать что-то свое, совершенно новое. Наступил долгожданный и полный сомнений период поисков. Он уже понимал, что богатейший по фактуре и цвету природный материал (шкурки животных и птиц), вызывающий соблазн имитировать леса, сопки и озера дальневосточной тайги в «меховой картине», заключенной в раму, — это иллюстративный путь дилетанта. Ему надо искать только свое решение, исходя не из изобразительных идей станкового произведения, а ломать свое мышление, выявляя именно декоративные и художественные возможности синтеза самих природных материалов. Найти то, аналогов чему в художественной практике пока не было.

Поиски композиции — это главное, что обычно заставляет «кипеть» мозг художника. Многочисленные эскизы, в которых он стремился нащупать подходы к стилизации, пробы в материале, сопряженные с бесчисленными микротравмами и порезами распухших пальцев, и в довершение уход научного руководителя, посчитавшего работу своего студента тупиковой. Все это прошел тогда Николай. Но в своем убеждении остался незыблемым и доказал это всем, создав три авторских декоративных композиции, в которых достигнут синтез фактуры, цвета и выявлено ритмическое начало. Созданные им панно рождали у нас, тогда еще студентов, ассоциации с необычайной красотой и богатством дальневосточной природы.

Юрий Быков. Натура. 1985. Мягкий лак, аквантина. 60 х 70С течением времени Николай Сергеевич будет некоторое время экспериментировать со змеиной кожей, а шесть лет назад начнет активно работать с кожей рыб. Органичным дополнением его композиций станут декоративные элементы из рога и кости, покрытые гравировкой, в которых прослеживается ассоциативная связь с искусством коренных народов Амура. Для своих декоративных композиций и ковров Акишкин использует преимущественно фрагменты шкурок, которые не могут быть использованы для изготовления каких-либо утилитарных вещей. В залах галереи можно было видеть, как постепенно развивалась художником идея по введению объема в композицию. В своих последних работах он стал использовать придуманный им новый технический прием. Распиленная кость черепов создает дополнительный объем и рельефные емкости сложной конфигурации, которые автор заполняет небольшими деталями.

Если произведения Акишкина работают на восприятие зрителя живописностью и эффектностью синтезирования природных материалов, то художники-графики оперируют минимумом цвета. Только непросвещенным может показаться, что они видят мир как-то обедненно и воссоздают его черно-белым. Офорты Быкова как раз отчетливо показывают его склонность к живописному видению и отражению мира. Впрочем, на выставке была представлена и его живопись разных лет. Богатство тональных градаций графических листов, свободное владение офортным инструментарием, точность и выразительность штриха свидетельствуют о тонкости его цветовосприятия. Сочетая травленую линию и акватинту, Быков достигает мягкости светотени, а применение сухой иглы сообщает нанесенным штрихам бархатистость. Акватинта и мягкий лак — технико-художественные разновидности офорта, освоенные Быковым. Профессионализм художника проявляется и в ассоциативном строе образов и их музыкальности. За этим и долгие раздумья, годы экспериментов, упорство в достижении поставленных творческих задач.

На выставке работы Ю. Быкова были представлены начиная с 1970-х годов. Они показывают его постепенный рост в технико-художественном плане. Офорты дипломной работы уже говорят о владении техническими приемами и стремлении мыслить нестандартно («Музыка», «Монумент». 1972). Ретроспективность и современность произведений помогают увидеть экспериментальное начало, свободу мышления и широкий творческий диапазон Быкова.

Николай Акишкин. Атрибуты камлания-2. Серия «Камлание». 2013.   Дерево, кость, рыбья кожа ДВХМРитм и дыхание исторической эпохи, в которую живет художник, ощущается даже в произведениях, казалось бы, далеких от прямой общественной и политической тематики. Прошлое — 1980-е, как и настоящее, не было спокойным. Мир всегда наполнен тревогами, бурлит разрушительными локальными войнами. Как предостережение звучит композиция «Бумажный город» (акватинта), в которой грани почти прозрачных стен здания — ассоциация мечты и желаний о будущем, пожираются пламенем. Огонь — воплощение символического образа войны, испепеляет и творение рук человеческих, и его надежды. Лист «Бумажный город» экспонировался на Всесоюзной выставке молодых художников в Ташкенте в 1980 году, и до сих пор он резонирует современности, кипящей разрушительными конфликтами. Все, что происходит в душе, переживающей катаклизмы и потрясения мира, преломляется в творчестве Юрия Быкова. Драматическая историческая ситуация отзывается переживаемой личной болью в живописной композиции «Сестра. Луганск» (2014). Обрамляющие женское лицо плоскости синего и желтого цвета словно замершие на мгновение сдвигающиеся полотнища тяжелого занавеса.

Тема единения человека и природы проходит через все произведения Ю. Быкова независимо от того, создано произведение в классической технике станковой графики или посредством новых технологий. В камерном по звучанию офорте «Натура» (1984, мягкий лак) фрагментируется вечный природный ковер — причудливое переплетение трав, листьев и полевых цветов. Мотив настолько приближен к зрителю и тонально проработан, что создает эффект своеобразной «перспективы детства», когда полевые цветы и травы были выше нас ростом и все то, что было близко, казалось невероятно занимательным. Пауза созерцания помогает нам открыть давно незамечаемое — как прост и прекрасен нерукотворный «мотив травы», мягко ложащийся под наши ноги. В композиции «Макушка лета» (2016), созданной в смешанной технике, горячий вихрь цвета из листьев и бабочек наполнен мелодией лета.

Как бы ни был сложен строй размышлений, отраженных художником в произведении, они вопреки его сомнению все равно находят путь к сердцу другого человека. Конечно, часто интерпретируясь уже по-другому. В произведениях Юрия Ивановича Быкова всегда за видимым постепенно раскрывается сложное культурное содержание. Художник, осознавая себя частью мира и его культурной истории, порой цитирует образы из художественного наследия прошлого. Они помогают развертыванию сюжетных параллелей, развитию представления о тождестве явлений мира культуры и мира внутреннего. В композиции «Хокусай» (2016) Быков цитирует прекрасную, гигантскую волну известного японского графика, в ярости своей способную смести на своем пути все живое, вознести или обрушить в бездну. Под ее гребнем у штурвала почти скрытого в воде судна фигура человека, не убоявшегося могущества стихии, можно сказать, автопортрет Юрия Быкова. Фрагмент из графического листа художника Хокусая не просто эффектный композиционный ход, но и возможность смыслового наполнения композиции. Здесь прочитывается дань уважения великому японскому графику эпохи Эдо, своеобразный поэтический диалог со своим восточным предшественником и понимание творчества, как безбрежной могучей стихии. Содержательная сторона композиции «Хокусай» многомерна, отмечена печатью творческой индивидуальности Быкова и, конечно, не исчерпывается приведенными здесь беглыми соображениями.

Юрий Быков. Сестра. Луганск. 2014.  Холст, смешанная техникаНе был раскрыт на выставке для зрителей подписью «автопортрет», холст названный просто «Пазл», в котором «зашифрован» образ Юрия Быкова, сразу же открывающийся только тем, кто лично знает мастера. В этой ироничной загадке явлено символическое начало. Трудно постигнуть творчество другого человека. Художника надо попытаться для себя открыть, узнать, понять, главное — принять, а для этого совершить усилие над собой и часто даже побороться со своими культурными стереотипами.

Последние годы художник, глубоко овладевший техниками станковой графики, начал экспериментировать с цифровыми технологиями. Предшествовали этому томительные годы сомнений. Но мир движется вперед, новый, уже цифровой инструментарий компьютерной графики также является способом художественного познания, осмысления реальности, развития новой стилистики. И Быков начинает все сначала, с чистого листа, как в далекие 1970-е. Часть экспозиции отражает этот новый поворот в его творчестве, снова сопряженный с поисками, сомнениями и экспериментами. Показать изменчивость физических и временных границ мира через меняющуюся призму личностного, духовного видения — одна из задач мастера.

Николай Акишкин. Панно из птичьих перьев-2. ХККМ им. Н.И. ГродековаВ каждом из нас живет пространство и время минувшего. Наша память может мгновенно «выбросить» картины каких-то событий, цвет, запах и ощущения. Порой мне кажется, что художник обращается к моему сознанию, так как изначально понимает, что хотя каждый из нас присутствует здесь и сейчас, но все равно живет с множеством внутренних миров своей памяти. Произведения Быкова могут погружать нас в разные слои времени и пространства.

Вынашивание идеи художником, озарение в поиске оптимальных средств ее художественного воплощения с помощью цифровых технологий — это нескончаемый творческий поиск. Цветовая гамма последних произведений Быкова, в которых он часто использует комбинаторику фотографического материала и фиксирует внимание на передаче фактуры изображаемого, построена преимущественно на богатстве оттенков перехода от серого к глубокому черному. Это не вызывает ощущения однообразия, так как словно отсылает нас к серебристости классической гравюры и строгости черно-белой фотографии, которая здесь также играет не последнюю роль. Композиции образуют емкие развернутые циклы, содержат сдержанные авторские комментарии очень важные для ввода зрителя в незнакомое для него творческое пространство и замысел мастера.

Полиптих «Созвездие улитки» (2007) создан под впечатлением приезда в Хабаровск родной сестры и совместных воспоминаний о детстве. Он, постепенно разворачиваясь гигантской пространственно-временной спиралью, включает в себя то, что близко и дорого художнику. В одной из композиций цикла — сгоревший и уже полуразрушенный дом детства на Красной Речке, где в траве водят хороводы крохотные фигурки бесплотных детей-теней, словно прерывистые воспоминания. «Поцелуй сфер» (2013) также из этого цикла, включает два совмещенных холста с расходящимися лестничными пролетами и фигурами двух мальчиков. Они свидетели космического спектакля, созданного художником, поцелуя земли и воздуха. Своеобразная точка взросления, когда душе, привыкшей к беззаботному детству, вдруг открываются бескрайние горизонты вселенной. Работа над этим циклом продолжалась не один год.

Юрий Быков.  Люди из камня. 2013. Сольвентная печатьНекоторые из композиций Быкова связаны с воспоминаниями о друзьях-однокурсниках. В «Полет планетоида» (2014) включена фотография студенческих лет (В. Сополев, А. Ходатский, Г. Глазунов, В. Лебедев). Ее дополняют фотографии зафиксированного в разных ракурсах объекта, созданного самим художником из картона и бумаги. Сложной конфигурации конструкция, освещенная по-разному в каждом кадре, создает и эффект парения, дает ощущение траектории полета. Вид из мастерской однокурсника Е. Сашко с панорамой храма организует центр композиции «У Серафима Саровского» (2013). Бескрайнее небо над храмом прочитывается как своеобразный световой туннель — путь гармонии и вечности. Это протяженное светоносное пространство неожиданно окружено таким приземленным, обыденным и в то же время возвышенным творческим беспорядком фотографий интерьеров художественных мастерских. Мастерская — родильный дом творца-художника. Здесь иногда легко, а чаще в муках сомнений рождается новая реальность.

Выставка художников-однокурсников Николая Акишкина и Юрия Быкова показывает, насколько по-разному художники видят и отражают в творчестве окружающий нас мир. Творения Николая Сергеевича органично сочетаются с современным интерьером, будь это жилье или конференц-зал. Они создают мощное поле эстетического воздействия на зрителя в современной урбанистической среде, гармонизируя ее и намечая скрытый диалог между человеком и природой. Время показало, что произведения Акишкина долговечны, некоторые из них, созданные более тридцати лет назад, сохранили свое первоначальное качество.

Произведения Юрия Быкова о многомерности путей отражения мира реального и внутренней свободе творца. Они побуждают работать нашу память и интеллект, позволяя хоть на время отстраниться от обыденности. По большому счету, выставка о красоте и неисчерпаемости реального пространства и творческой фантазии мастеров. Каждый, не повторяясь, говорит об этом авторским языком, используя и развивая возможности своих видов искусства. Объединяет выпускников худграфа постоянное стремление к свободе, поиску и эксперименту, без которых художник состояться не может. Реализованные ими творческие идеи по природе своей не ограничены рамками частного бытия мастеров, так как одухотворяют и преображают мир.

Виктория ШИШКИНА


Николай АкишкинАКИШКИН Николай Сергеевич в 1972 г. окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. В 1980 г. принят в Союз художников СССР, а затем и в Союз дизайнеров. Удостоен почетного звания «Заслуженный художник России», в течение многих лет возглавляет Хабаровскую краевую организацию ВТОО «Союз художников России». Он мастер декоративно-прикладного искусства и участник многих престижных выставок в России и за рубежом. За многолетнюю творческую деятельность Николай Сергеевич удостоен нагрудного знака «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ, диплома «За успехи в творчестве и содействие развитию российского искусства» Союза художников России. Хабаровская городская дума отметила заслуги Н. С. Акишкина нагрудным знаком «Признание и почет», ЦК КПРФ — памятной медалью «70 лет Великой Победы», Академия художеств России (отделение Сибирь и Дальний Восток) дипломом «За успехи в творчестве» (2016).


Юрий БыковБЫКОВ Юрий Иванович в 1972 г. окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института и с этого времени живет и работает в Комсомольске-на-Амуре. Член Союза художников СССР с 1981 г., удостоен почетного звания «Заслуженный художник России». С 1976 по 1982 г. стажировался в Доме творчества Союза художников СССР «Сенеж», а с 1979 по 1981 г. был стипендиатом секретариата СХ СССР. Первая персональная выставка состоялась в 1972 г., а с 1980-го он участник многих зарубежных и международных выставок. Удостоен первой премии в Берлине за графический лист «Двое» (1985), на триеннале печатной графики «Майданек 85» — поощрительной медали, за участие в выставке «Художники против войны» (1985, Польша) награжден медалью и бронзовым призом Берлина. В 1985 г. Ю. И. Быков отмечен первой премией на выставке-конкурсе молодых художников СССР и ГДР (Берлин), а в 1997 г. премии администрации Хабаровского края «Лучшая картина года» за диптих «Икариада». Награжден нагрудным знаком «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ, золотой и серебряной медалью ВТОО СХ РФ, отмечен дипломом Российской академии художеств и дипломом «За успехи в творчестве и содействие развитию российского искусства» Союза художников России.