Когда готовился материал о дирижере Борисе Бабенко («Словесница Искусств» № 16, стр. 116–119), искусствовед Халида Бабенко, много лет проработавшая директором Томского художественного музея, принесла в редакцию каталог работ томского художника Германа Завьялова. На одной из его картин, датированной 1983 годом, изображен Борис Бабенко за несколько минут до начала выступления оркестра — собранный, как пружина, сосредоточенный. Однако и в самой статике ожидания ощущается порыв, сила, погруженность в мир звуков. Кажется, сейчас дирижер взмахнет рукой и унесет слушателей вслед за музыкой на недосягаемую вершину, откуда льется горний свет. Конечно, полиграфическое изображение лишь слабое отражение подлинных работ Германа Завьялова, в профессионализме которого, по словам профессора, доктора философских наук Эдуарда Кульпин-Губайдуллина, «есть нечто от мастерства ремесленника: свидетельство умения, навыка, хорошего образования, несомненно, ума, но редко чувства». Редакция журнала «Словесница Искусств», пользуясь предоставленным каталогом, решила познакомить своих читателей с интересным мастером, который представляет собой тип художника-отшельника, вдали от эпицентров художественной жизни делающего свое дело. «... Дед Завьялова владел узкой и редкой специальностью: он расписывал печи, фирменным стилем которого была морская тематика — подводный мир, водоросли, щуки и окуни. Все это производило на будущего художника фантастическое и сказочное впечатление. Все свое детство Герман Завьялов рисовал, а в 1955 поступил в художественное училище в Пензе, городе с хорошей картинной галереей. Закончив училище, в 1960 году поступил в Суриковский институт в Москве, где учился у Д. М. Мочальского... ... Для того чтобы сохранить столь необходимое художнику одиночество, Герман Завьялов путешествует. Живопись и путешествия для него неотделимы друг от друга. Путешествовать предпочитает по воде: плавает по большим сибирским рекам — Енисею, Лене, был на Карском море и море Лаптевых. Есть что-то эпическое в этом движении по воде навстречу новой картине. Однако путешествие — это возможность уединиться, сосредоточиться, а вовсе не поиски экзотической натуры и не погоня за новыми ощущениями, как можно предположить, обозревая „географию“ поездок художника „от Нарыма до Крыма“. „Я стал капитаном именно для того, чтобы меня не останавливали. Плавание — это возможность войти в отвлеченное рабочее состояние, освободиться внутренне от всего случайного и бытового“. ...В художественной жизни Сибири Герман Завьялов является фигурой более чем заметной. Начиная с 1967 года, он участник всесоюзных, республиканских, зональных, областных выставочных проектов. Его персональные выставки проходили в Москве, Белгороде, Томске, Новокузнецке, Стрежевом. Завьялов награжден дипломом МК РСФСР, СХ РСФСР за участие в республиканской художественной выставке „Советская Россия“, а также медалью „За доблестный труд“. Картины Германа Николаевича находятся в частных коллекциях США, Франции, Германии, Польши, Австралии. Лучшие из работ приобретены музеями Томска, Кемерова, Иркутска, Комсомольска-на-Амуре». По материалам каталога |
|||
|