О наивном

Призыв исследовать феномен наивного художественного опыта человечества, не разрушать, а сохранять, изучать и использовать, отчетливо прозвучал в начале XX века в России. «Ход истории заставил понять, что высокий статус творца присущ каждому. А основы этого понимания, сам того не ведая, заложил авангард». (Рылёва А. О наивном. М., 2005 г.).

Вальдемар Матвейс (Марков) (1877–1914) — литовский график и теоретик русского авангарда. Ввел в художественный контекст новые художественные ценности: каменные изваяния острова Пасхи, искусство эвенков, чукчей, экскимосов и других народов Северной Азии и Дальнего Востока, впервые затронул такие сферы народного творчества, на которые никто не смотрел как на искусство.

«Все европейские академии художеств, включая и петербургскую, строили свой учебный процесс на ценностях, завещанных греко-римским миром и эпохой Возрождения. Все остальное — Азия, Африка, Америка, Океания, создавшие самобытные культуры, оставались вне поля зрения художников». Главная заслуга Маркова заключалась в том, что он первый в России выступил против узости европоцентристской концепции искусства, считавшей образцом, на который нужно равняться, античный канон. Современная Европа, достигшая столь многого в науке, отмечал он, «очень бедна в отношении развития классических принципов, завещанных нам стариной». Отвергая точку зрения европоцентризма, Марков писал: «Древние народы и Восток не знали нашей научной рассудочности. Это были дети, у которых чувство и воображение доминировало над логикой. Это были неумные, неиспорченные дети, которые интуитивно проникали в мир красоты, которых нельзя было подкупить ни реализмом, ни научным исследованием природы». (Ковтун Е. Ф. Русская футуристическая книга. М., 1989г.).

Пунин Н. Н. (1888–1953) — художественный критик, исследователь, педагог, музейный работник, администратор. Анализируя работы студентов-северян в статье «Искусство примитива и современный рисунок», он пишет: «Это „песнь хвалы“ неприютным лесам, скудным кустарникам, друзьям — оленям, страшному своей силой медведю, рекам, серому небу и в нем летящим птицам, и делает искусство народностей Сибири таким убедительным и глубоко человечным». В книге Н. Пунина «Мир светел любовью». Дневники. Письма. (М., 2000 г.) читаем дневниковую запись от 2 августа 1925 г.: «Сегодня были в Этнографическом (Русском) музее. Анечке [Ахматовой] очень понравились шаманы (тунгусские), говорила об их одежде, что это такой изумительный, выверенный вкус. Они действительно производят огромное впечатление органической цельностью своего вида. Эти сумасшедшие нищие старики обладают неслыханным высококультурным чутьем — вкусом к железу и коже. Мне интересно, чтобы Татлин посмотрел этих шаманов. Кожа на них выглядит, как язык огня, а железо какое-то особенно железное».

Шнейдер Е. Р. (1897–1937) — ученый-северовед, основоположник научного удэгееведения, преподаватель в Институте народов Севера, научный сотрудник Этнографического отдела Русского музея (Ленинград). В статье «Искусство народностей Сибири» он отмечает: «В долгие зимние вечера при свете костра, жирника, лучины или топящегося камина, в канонических и двускатных шалашах, палатках, землянках, войлочных кибитках и избушках безымянный художник — народ облекал свои чувства, мысли и идеалы в формы поэм, песен, сказок, скульптуры, рисунка и орнамента. Он бережно сквозь века нес свои достижения, передавая их из поколения в поколение.

Вот почему одни его произведения так волнующе просты, лаконичны и вместе с тем предельно выразительны, другие поражают своей выработанностью и сложностью, подобно хрупкому механизму.

В этих, чисто объективных, особенностях и таится очарование туземного творчества — свежего и сильного, как первозданный мир. Вот почему, глядя на произведения туземного искусства, начинаешь чувствовать, что и там, в далеких бескрайних степях, лесах и тундрах бьется творческая мысль, бьется сердце первобытного художника, переживающего радости и муки творчества». Выдержки приведены из сборника научных трудов Гос. Русского музея «Искусство народностей Сибири» (СПб., 1930 г.).

В сборнике статей и материалов научной конференции «Фольклор и художественная культура» (вып. 13, 2004) сделан вывод, что «наша эпоха — эпоха реабилитации традиций и традиционной культуры как таковой». Традиционные культуры «способствуют выживанию людей, государств, народов и цивилизаций». Следовательно, фольклор малых народов Дальнего Востока нуждается в бережном сохранении, дальнейшем развитии и исследовании.