- Оберег земли дальневосточной
- Посвящается Арсеньеву
- Хабаровский край
- Вслед за солнцем
- Лицом к своим истокам
- Первый туземный съезд Дальневосточной области
- Сократ из Найхина
- Философия танца
- Не тревожьте мудрых богов
- Три солнца в нанайских легендах — миф или реальность?
- Что за прелесть эти сказки
- Железная рука
- «Костер тревоги» над Амуром
- Ненастоящий дракон Пуймур
- Голос далёких предков сквозь ветер времени
- Потомственная вышивальщица Лариса Бельды
- Даня гуйсэкэни (Бабушкин сундучок)
- Хранитель памяти стойбища Кольчём
- Завещание Зои Пластиной
- Анна Надеина — мастерица и рыбак
- Наследство Любови Самар
- Куклы Светланы Кимонко
- Философия амурского лоскутка
- «Мангбо Найни» — народная передача
- Первая охота и последняя рыбалка
- Волшебная аура Аури
- Фантазии детей Амура в рисунках и узорах
- Приморский край
- Сахалинская область
- Камчатская область
- Чукотский автономный округ
- Республика Саха (Якутия)
- Культурная эволюция
- Рецензии
Название этого ульчского селения так и переводится «устье озера»: хэвэ(н) — большое озеро, соединенное с протокой, дани — основание, основа, корень чего-либо (Суник О. П. Ульчский язык. Исследования и материалы. — Л., 1985. — С.255,189)
За короткое время нашего знакомства — Зоя Александровна умерла в августе 1992 года — мне довелось наблюдать, как она плела традиционный ульчский пояс, обрабатывала кожу рыбы, делала из нее нити, работала с берестой. Одну незаконченную по моей просьбе берестяную тарелку пача я привезла в Хабаровский краевой краеведческий музей, и сегодня она выставлена в нашей экспозиции как отражение процесса создания ульчской тарелки. Два загнутых уголка тарелки уже укреплены полосой бересты и прошиты корнем ивы, два других — сдерживают только деревянные гвозди тукпо. В прошлом кожа рыбы была традиционным материалом для изготовления одежды у народов бассейна Амура. Ульчи шили одежду из кожи кеты, сазанов, щук, сомов, толстолобов, ленков, верхоглядов, тайменей и некоторых других рыб. Праздничные халаты арми они шили из кожи сазанов и щук, рабочие — из кожи кеты и сомов. На пошив одного халата уходило от 25 до 35 рыбьих шкурок, в зависимости от размера одежды и шкурок. В начале 90-х годов З. А. Пластина была единственной ульчской мастерицей, работавшей с кожей рыб. Она поделилась со мной некоторыми своими секретами.
Зоя Александровна удаляла чешую с сухих шкур металлическим ножом с тонким изогнутым лезвием: она подводила лезвие под чешуйку, зажимала ее между лезвием и пальцем и отдирала. Следующий этап обработки был связан со специальным приспособлением — мялкой, состоящей из станка дэли и молотка паты. В последние годы жизни Зоя Александровна в качестве станка использовала деревянный брус с прямоугольной прорезью в центре, а молотком у нее был тупой топор-колун. Перед тем как заложить кожи рыб в прорезь станка, мастерица вымачивала их в бульоне из рыбьих голов, скручивала, расправляла, мяла руками. Только потом тщательно выбивала в мялке. Обработанные таким образом кожи сазанов и щук получались как шелковые. Раскрой халата из кожи рыбы — сложная и ответственная операция. Амурская женщина должна была избежать эффекта беспорядочно нагроможденных, как заплат, кусочков и создать гармоничную мозаичную композицию из несколько десятков рыбьих шкурок.
Спинку праздничных халатов арми украшали розетками из выкрашенной в синий цвет кожи рыбы. В описании журналиста А. Миловского орнаментальные розетки из крашеной кожи рыбы З. А. Пластина приклеивала на основу из кожи рыбы. При этом она использовала клей, полученный путем растапливания над пламенем костра накрученной на палку кожи рыбы. Основу она срезала на расстоянии около 1 см вдоль контура розетки и пришивала на спинку халата нитями из кожи рыбы. (Миловский А. Халат на рыбьем меху. Журнал «Родина». — 1997. — № 7).
Именно плетение поясов стало любимым делом учителя английского языка средней школы села Булава Юлии Ивановны Чижик. Сегодня она передает основы своего мастерства дочерям, правнучкам Зои Александровны Пластиной. Татьяна МЕЛЬНИКОВА, кандидат исторических наук, главный хранитель ХККМ |
|||
|