Тексты амурского орнамента

Орнамент  из рыбьей кожи, окрашенный природным красителем. Мотивы «Драконы» и «Трилистник» Рыбья кожа — один из древнейших материалов, который человек освоил, научился в совершенстве обрабатывать и которому нашел самое широкое применение — от одежды до парусов. Такая особенность присуща всем народам, в чьей жизни рыболовный промысел был основой основ, но только мастерицы Нижнего Амура помимо сугубо утилитарных предметов создавали из рыбьей кожи удивительные по красоте вещи. Главная роль отводилась орнаменту.

«Весь гольдский костюм во всех своих частях украшается так изобильно и с таким старанием и художественным вкусом, что невольно поражает всякого, даже человека совершенно равнодушного к украшениям и художественному вкусу вообще. На всем костюме буквально не остается места, не покрытого каким-нибудь замысловатым узором... Узоры раскрашены во много красок. Краски же подбираются с таким вкусом, что все исследователи, бывшие у гольдов, в один голос выражают свое восхищение».

Орнамент из рыбьей кожи, наклеенный и нашитый на ткань цветными нитками. Мотив «Сова». Мог использоваться для орнаментирования бортов и низа халатов

Превосходная картинка из прошлого, оставленная дальневосточным этнографом И. А. Лопатиным, который в начале XX века собрал подробные сведения о коренных жителях Амура — нанайцах — и обобщил в своем фундаментальном труде «Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские». Или еще одно наблюдение. Русский натуралист Р. К. Маак, путешествуя по Амуру в 1855 году, встретил в селении Сильбо нанайских детей. Их халаты «... были испещрены, особенно на спине, очень красивыми узорами, вырезанными из рыбьей кожи, и обшиты по подолу китайскими монетами». Пройдя немало верст по Приамурью и посетив многие нанайские селения, Маак удивлялся: амурские мастерицы за небольшой кусок ситца «охотно отдавали свои одежды, тщательно и искусно вышитые выкрашенной рыбьей кожей...».

Действительно, авторы не считали творения своих рук произведениями искусства, да и ткань два столетия назад была роскошью. Но в отличие от европейцев ценностная шкала орнаментированных халатов, особенно свадебных, у амурских этносов была совсем иной. В орнаментах заключался глубокий сакральный смысл, зашифрованная информация о Вселенной и мироздании. Спинка халата как тайная книга, где информация о мирах — верхнем, среднем и нижнем, о сотворении земли и всего живого, о конкретном роде. Сложнейшие спирали соединяются в образы мирового древа, драконов, птиц, рыб, змей, создавая мощное защитное поле для поколений.

Орнамент из рыбьей кожи, окрашенный природным красителем. Элемент украшения спинки халата амири

К сожалению, сегодня сохранились лишь немногие страницы этой книги, да и прочесть подлинный смысл орнаментальных текстов уже невозможно — они стерты в памяти народа. До нас дошли образцы XIX — начала XX века, причем так вышло, что лучшие из них собраны в европейских этнологических музеях. Но даже отдельные строки, пусть и с утраченными смыслами, позволяют прикоснуться к древней истории коренных жителей Амура. Крупные ученые, среди которых С. В. Иванов, А. П. Окладников, считают, что орнамент коренных народов Дальнего Востока восходит к неолиту, а это значит, что в лабиринтах спиралей закручена память об изначальной культуре предков амурских этносов.

Орнамент из рыбьей кожи, окрашенный природным красителем. Элемент украшения спинки свадебного халата сикэ

В этнографической коллекции городского краеведческого музея Комсомольска-на-Амуре представлена духовная и материальная культура нанайцев. Приблизительно в 1950-е годы она пополнилась образцами выделанной кожи основных пород рыб, которые использовались нанайцами, и образцами орнаментов, вырезанных из рыбьей кожи. К сожалению, неизвестно, в каком нанайском селении они были приобретены, не сохранилось имя владелицы. Но, судя по сложнейшим образцам, эта женщина была талантливой мастерицей. Коллекция находится в запасниках музея и не включена в основную экспозицию. Здесь вырезные орнаменты из окрашенной и неокрашенной рыбьей кожи, трафареты, заготовки для украшения планок и рукавов традиционных нанайских халатов, рукавиц. Мотивы орнаментов отражают основные символы, которые использовали амурские мастерицы для украшения праздничной и повседневной одежды, ковров и т. д. Часть орнаментов окрашена природными красителями. Цветовая гамма амурского халата включала три основных цвета — синий, красный и черный. Для получения черной краски использовали сажу с днищ котлов, которую смешивали с разжеванной сушеной кетовой икрой и водой, насыщенный синий давали лепестки цветка чачака (лазорника), красный — из порошка особой породы камней, которые встречались по берегам рек.

Орнамент из окрашенной рыбьей кожи, наклеенный на ткань и пришитый швом «прикреп».  Заготовка для украшения рукавов халата. Мотив «Драконы»

Что касается самой технологии изготовления орнаментов из рыбьей кожи, то лучше опять обратиться к И. А. Лопатину: «Начинается с того, что гольдячка на мягкой и тонкой бересте рисует обухом ножа узор, сложив предварительно лист бересты в несколько раз, сколько ей нужно повторить один и тот же рисунок. Когда рисунок закончен и поправлен в неудачных местах, гольдячка вырезает его при помощи особого короткого и заостренного к носку ножа, надавливая на его рукоятку своим подбородком. Таким образом получается трафарет. По этому трафарету гольдячка чертит обухом ножа узор уже на лоскутке рыбьей кожи, а затем вырезает. Когда все узоры будут вырезаны, мастерица приступает к окрашиванию...» Из этого описания становится ясно, что нанайская женщина не делала никаких предварительных набросков, создавая мотив по памяти. А точнее, отчетливо представляя его в уме. И эта уникальная черта присуща всем северным народам.

Орнамент из рыбьей кожи, наклеенный на ткань. Сложная зооморфная символика. Предназначался для орнаментирования рукавиц или боковой части традиционного нанайского халата – саркалВырезной орнамент, наклеенный на ткань. Сложная зооморфная символика. Возможно, предназначался для украшения спинки женского праздничного халата амири

Орнаменты из коллекции Комсомольского-на-Амуре музея старинные и очень сложные. Комментируя их, Юлия Дмитриевна Самар, член Союза художников России, известная нанайская мастерица заметила, что на изготовление отдельных крупных мотивов, а затем и прикрепление их к халату с помощью тончайшего ручного шва, мог потребоваться не один год. Так жизнь амурской женщины вплеталась в текст древнего орнамента.

Елена ГЛЕБОВА
Фото Алексея МАРТЫНЦА


Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Древнее ремесло обработки рыбьей кожи как ресурс инновационного развития коренных народов Нижнего Амура». Проект № 11-11-27003а/Т


Городской краеведческий музей Комсомольска-на-Амуре

Городской краеведческий музей Комсомольска-на-Амуре

В 1932 году началось строительство Комсомольска-на-Амуре, а в 1935-м по инициативе его первостроителей возник городской музей. На его создание потребовалось еще три года, и в 1938-м он стал доступен посетителям. Еще через год музей получил статус государственного учреждения культуры. В годы Великой Отечественной войны музей не работал, и многие экспонаты оказались утраченными. В 1947-м отмечалось 15-летие Комсомольска-на-Амуре, была подготовлена юбилейная выставка, материалы которой в итоге стали основой экспозиции городского краеведческого музея.

В настоящее время в фондах музея хранятся более 65 тысяч предметов, представляющих археологическую, этнографическую, естественнонаучную, историко-бытовую, фотодокументальную коллекции, которые раскрывают историю развития Приамурья от эпохи неолита до сегодняшних дней.