На скрипке времен

Спектакль краевого музыкального театра «Два бойца», выдвинутый на национальную театральную премию «Золотая Маска» в номинациях «Лучший спектакль», «Лучшая режиссура», «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль», вернулся из Москвы с победой. За роль санинструктора Тони «Золотую Маску» получила народная артистка России Татьяна Маслакова.

Героическую историю о том, как служили два товарища, воевали, дружили, а потом из-за нелепой шутки одного из них рассорились перед решающим боем, музыкальный театр подготовил к 65-летию Великой Победы. Спектакль по мотивам повести Льва Славина и легендарного фильма сороковых поставил заслуженный деятель искусств России и Крыма, лауреат Государственной премии, лауреат национальной премии «Золотая Маска» известный кинорежиссер Леонид Квинихидзе. Либретто и стихи написал Вячеслав Вербин, автор музыки Марк Самойлов.

Сейчас, когда так много написано, поставлено и снято о войне, говорит Леонид Александрович, порой бывает трудно отличить правду от вымысла. Спектакль «Два бойца» на сцене хабаровского театра — это исповедальная история любви к своей родине, а также о нравственных истоках поколения сороковых и о том, что пережили ленинградцы, чтобы отстоять родной город.

Зрительный образ, который предложила художник Наталья Зубович — опрокинутый купол как символ поверженной красоты. А в музыке Марка Самойлова и в хореографии заслуженного деятеля искусств Крыма и лауреата национальной украинской премии «Золотая фортуна» Екатерины Ельфимовой отзвуки недавнего прошлого, проступающие сквозь вой сирены и копоть пожаров, как краски на старой иконе. Как утверждает театр, мир уцелел не только потому, что боролся и ненавидел, сражался и погибал, но и потому что любил, шутил, смеялся.

С первых минут спектакля, несмотря на шутки неугомонного Дзюбина и песни бойцов в короткие минуты отдыха, в зрительный зал передается чувство тревоги. Ибо слишком очевидно, что и песня во славу медсестры Тони, и самокрутка, выкуренная с другом, и спор Дзюбина с сержантом Кречетовым в любую минуту могут стать в жизни последними.

Одессит Аркадий Дзюбин (Владлен Павленко), легкий, остроумный, умеющий одним словом снять пафос любой самой напряженной ситуации в отличие от Саши Свинцова (Денис Желтоухов), добродушного увальня, прямолинейного, в чем-то недалекого и трогательного, на первый взгляд кажется беззаботно порхающим по жизни. Однако, как показывают дальнейшие события, он обладает огромным мужеством и бесстрашием не напоказ, способен на великодушие и верность. Павленко очень тонко работает, в его Дзюбине все время ощущается тот самый второй план, когда недосказанность, недоговоренность способны рассказать о персонаже больше, чем самый пространный монолог.

В спектакле есть сцена, одна из пронзительных, когда друзья, присев у пулемета, негромко поют задушевный дуэт — по-мужски сдержанно и в то же время очень мягко, лирично. Такие тихие минуты дорогого стоят.

Под стать друзьям их боевой товарищ санинструктор Тоня, роль которой исполняет Татьяна Маслакова.

Когда пытаешься анализировать, каким образом из эпизодической роли, почти пунктиром обозначенной в либретто (всего три сцены), актрисе удалось вылепить образ живой и в то же время героически возвышенный, понимаешь, что это одна из тех загадок, которыми так притягателен театр. Члены жюри отмечали «законченность драматургии роли», сыгранной Маслаковой, но что стоит за этими словами?

— Обычная театральная кухня: работа, сомнения, поиски и еще раз сомнения, — уверяет актриса. — Моя роль в отличие от героев небольшая. Конечно, хотелось, чтобы она запомнилась.

Тема подвига на войне — одна из сложнейших. Действительно, как сыграть героизм и самоотверженность русской женщины на краю гибели, ее милосердие, любовь и бесконечное сострадание к простому солдату? Похоже, Татьяне Маслаковой это удалось.

В спектакле отношения Тони с Дзюбиным на первый взгляд кажутся скорее товарищескими, нежели любовными. О чувствах, которые эти двое испытывают друг к другу, можно лишь догадываться, они проявляются в поступках, да еще, быть может, в дуэте, который подарила актерам во втором акте хореограф Екатерина Ельфимова. Лихой, озорной, раскованный танец! Веришь, что именно такими могли быть Тоня и Аркадий, если бы встретились в мирное время. И только в финале спектакля зритель узнает, какой ценой выжил Дзюбин, кто его спас и вытащил на своих плечах из пламени пожара.

Люди гибли, умирали, замерзали... Об этом не понаслышке знает постановщик спектакля Леонид Квинихидзе, который родился в Ленинграде перед войной. Наверное, для того чтобы осознать весь трагизм происходящего в то время, он был слишком мал, но главное впечатление от войны, которое пронес через всю жизнь, — воспоминание о «дороге жизни», по которой его, блокадного ребенка, отправили в эвакуацию в Ташкент.

Что-то из тех детских впечатлений вошло в спектакль, например сцена, когда в честь прорыва блокады в Ленинград привезли мороженое и пустили трамвай. Это был настоящий праздник! Или роль маленького скрипача, которую режиссер придумал, а может, отыскал в глубине своей памяти — образ голодного, до глаз закутанного в какое-то тряпье человека. Не случайно образ музыканта с раскуроченной скрипкой стал финальной точкой в этой истории, словно напоминание о том, что война не закончилась, что это только краткая передышка в истории войн и разрушений...

Может, потому, что в детстве для Леонида Квинихидзе, по его словам, самым большим интересом была музыка (достаточно вспомнить его красивые, пронизанные музыкой ленты «31 июня», «Соломенная шляпка», «Мэри Поппинс, до свидания», «Небесные ласточки», «Артистка из Грибова» и другие), режиссер хорошо чувствует себя в музыкальном жанре, где даже самое трагическое, переданное средствами танца, песни или пластики, приобретает совсем иное звучание.

— Когда ты не можешь высказать свои мысли словами, начинаешь петь. А когда песня не вмещает всех эмоций, начинаешь танцевать, — уверен режиссер.

В спектакле «Два бойца» хореография продолжает то, о чем невозможно рассказать словами. Девушки в военных шинелях, танцующие босиком на снегу — это сама Россия, беззащитная перед смертельной опасностью и в то же время стойкая и несгибаемая. Или «танго смерти» Дзюбина — эти черно-алые зловещие фигуры, стремящиеся уничтожить, стереть с лица земли все живое, и его, на разрыв аорты, танец внутренне непобежденного, хотя и смертельно раненного бойца.

Не забыть романс Сашеньки, который она напевает в выстуженной комнате, касаясь ледяными пальцами ледяных клавиш. Явившиеся ей в мираже полуголодного существования утонченные девушки — как воспоминание о прекрасном городе, отраженном в водной глади каналов, о надеждах и мечтах юности, прерванных войной. Воспоминание, которое дает силы пережить и холод и голод.

Замерзает в чайнике вода...
Холода —
Не беда:
Сердце помнит в леденящей мгле
О тепле
На земле...

Финал этой героической истории окрашен в трагические тона, когда сквозь радость победы пробиваются слезы и печаль о навсегда оставшихся на войне боевых товарищах. Да, в нашей истории герои встретились, но встретились совсем другими людьми, в финале они и внешне почти неузнаваемы. Актерам Татьяне Маслаковой, Владлену Павленко, Денису Желтоухову удалось показать нравственный рост своих персонажей, которым еще не один год предстоит залечивать душевные раны, нанесенные войной.

Звук, свет, оркестр (дирижер — заслуженный деятель искусств республики Удмуртия Сергей Разенков), переходы от картины к картине тоже вплетены в ткань спектакля, они часть зрелища, которое своей полифоничностью напоминает сложный и хрупкий инструмент, на котором Время исполняет героическую мелодию.

Светлана ФУРСОВА
Фото Степана Киянова