«Роскошный лес родного языка»

Сергеq Васильевич МаксимовИмя писателя и этнографа Сергея Васильевича Максимова (1931–1901) было широко известно читателю-современнику, его высоко ценили А. Н. Островский, А. Ф. Писемский, И. С. Тургенев и другие писатели того времени.

Как писал С. И. Плеханов во вступительной статье к книге С. Максимова «Избранное», в истории русской культуры есть имена, которые принадлежат одновременно литературе и науке: Владимир Даль, Николай Карамзин, Николай Костомаров. В этом ряду стоит и имя Сергея Васильевича Максимова, к творчеству которого сегодня обращаются этнографы, фольклористы, историки, литературоведы. Ссылки на произведения писателя можно встретить и на страницах исследований, посвященных прошлому севера Сибири, Дальнего Востока, культуре, обрядам и верованиям старой деревни.

Сергей Васильевич Максимов родился в семье уездного почтмейстера в Кологривском уезде Костромской губернии, в посаде Парфеньеве, где и получил первоначальное образование в посадском народном училище.

По окончании училища продолжил образование в Костромской гимназии, а в 1850-м приехал в Москву. «Москве я обязан моими первыми литературными связями, моим литературным воспитанием и первыми проблесками моего сознания, что я должен чем-нибудь быть полезен народу», — впоследствии напишет Максимов.

Первые литературные опыты Сергея Васильевича Максимова посвящены очеркам из народного быта.

В 1855 году Максимов предпринимает первую литературно-этнографическую экскурсию — пешеходное странствование по Владимирской губернии, затем посещает Нижний Новгород, Вятскую губернию. Первый опыт прямого изучения народного быта изложен им в очерках «Крестьянские посиделки Костромской губернии», «Извозчики», «Швецы», «Сергач», «Вотяки», «Нижегородская ярмарка», «Соцкой», «Булыня» (скупщик льна), «Маляр», «Кулачок», «Повитуха», «Колдун» и других, впоследствии вошедших в книгу «Лесная глушь».

Когда в 1855 году по инициативе великого князя Константина Николаевича морским ведомством был организован целый ряд этнографических экспедиций в различные края России, Максимову достался Север. Он отправился к Белому морю, добрался до Ледовитого океана и Печоры и напечатал ряд статей в «Морском сборнике», «Библиотеке для чтения» и «Сыне Отечества», которые впоследствии составили книгу «Год на Севере».

Потом в биографии писателя-странника были Амур, Сибирь. Сергей Максимов — один из первых писателей-этнографов, кто по поручению военно-морского ведомства отправился на Дальний Восток для исследования только что присоединенный к Российскому государству Амурской области.

В 1862–1863 годах Максимов посетил юго-восток России, прибрежья Каспийского моря и Урала. А в 1868-м командированный Императорским географическим обществом в Северо-Западный край, объездил Смоленскую, Могилевскую, Витебскую, Виленскую, Гродненскую, Минскую губернии.

Исследуя и описывая народный быт, Максимов представлялся то попутчиком, то семинаристом, ищущим место учителя, а то и господским человеком, получившим «вольную». В изучении жизни родного народа он намного превзошел современников в понимании строя жизни и мировоззрения трудового крестьянства, городской бедноты, ремесленников. Во время таких экспедиций писатель вел и фольклорные записи песен, сказок, легенд, обрядов, пословиц, поговорок, так что все его книги фольклорные в такой же степени, как этнографические.

По свидетельству одного из близких друзей писателя, «Максимов представлял собою сокровищницу наблюдений и знаний в этой области... до тонкостей знал народную жизнь тех многочисленных местностей, которые объездил или обошел» (Сементковский Р. И. Встречи и столкновения — Русская старина, 1912, декабрь, с. 572).

Поначалу может показаться, что язык произведений Максимова непривычен современному читателю, замечает С. И. Плеханов, но вслушавшись, вжившись в него, ты начинаешь постигать во всей полноте красоту этой образной речи, где вместо описательности — всегда точное указание предмета, умение выразить средствами родного слова сложные отвлеченные понятия. Нельзя не обратить внимания на юмор Максимова, пронизывающий все его очерки. Вообще с именем писателя в литературе связано понятие о культуре русского смеха и об исконном юморе вообще.

Современники по праву называли Сергея Максимова патриархом народоведения, развитие которого лучшие люди России воспринимали как гарантию от исторического беспамятства. Изучение самых нелепых, на первый взгляд, бытовых привычек и представлений иной раз могло ответить на такие вопросы, перед которыми в бессилии останавливается историк.

Хотя Максимов не чурался и сочинительства — рассказов, повестей — главным в его наследии все-таки оставалось изучение. «Он не измерял черепа и не определял длину конечностей, — писал о Максимове современник. — То, что он мерил, и то, чего нельзя измерить никаким другим прибором, кроме человеческой чуткости и таланта, была душа народная, народная психология, народное мировоззрение». (Архив Государственного литературного музея, ф. 348, № 2).

Хорошо зная и понимая все оттенки живой народной речи, Максимов во всех своих произведениях стремился понять происхождение того или иного выражения. Не понаслышке знакомый с ремеслами и нравами разных местностей России, этнограф находил в народных занятиях и обычаях истоки всякого рода присловий, бытующих в языке.

Со временем он решил посвятить толкованию так называемых крылатых слов и выражений целую книгу. В 1883 году на страницах крупной ежедневной газеты «Новости» стали появляться заметки Максимова под общим названием «Не спуста слово молвится». Статьи из этого цикла появлялись и в других изданиях — журнале «Осколки», газете «Новое время».

Когда книга Максимова «Крылатые слова» вышла отдельным изданием, она вызвала большой резонанс, в том числе и среди ученых-языковедов. «Углубляясь в дремучий и роскошный лес родного языка, богатого, сильного и свежего, краткого и ясного, на этот раз довелось пробраться лишь по опушке», — писал Максимов в предисловии к книге «Крылатые слова».

Собрание сочинений Сергея Максимова, вышедшее в издательстве «Просвещение», состоит из 20 томов. Оно стало итогом его полувековой литературной деятельности — посмертным. При жизни Максимов вынужден был зарабатывать себе на хлеб насущный журналистикой в петербургских «Полицейских ведомостях». Его современник и биограф П. В. Быков писал о нем за год до смерти: «Этот удивительно скромный человек далеко не оценен на своей родине, где его имя очень популярно, но не гремит, как гремело бы за границей, если бы Сергей Васильевич, только очень недавно избранный в почетные академики Императорской Академии наук, был писателем иностранным... Но такова уж судьба русского писателя за очень немногими исключениями».

Подготовила Светлана ФУРСОВА
по материалам статьи С. И. Плеханова «Странник»
(Максимов С. В. Избранное. Советская Россия. 1981)
и элетронного ресурса: www.hrono.ru