Все грани Амурского театра

Амурский театр драмы — старейший на Дальнем Востоке. Он появился на свет в Благовещенске в 1883 году, а через шесть лет обосновался в собственном помещении, когда в 1889-м было закончено строительство каменного здания Общественного собрания со специальным театральным залом. В нем могли поместиться 668 человек, не считая губернаторской ложи и ложи собрания. Актер и антрепренер В. Тальзатти писал в своих воспоминаниях о Благовещенске того времени: «...город весьма интересный, с оригинальной, так сказать, физиономией. В театральном отношении представляется явлением достаточно неожиданным, уже несколько лет существует в нем каменный трехъярусный театр, хорошая сцена, приличные декорации. Каждый год — театральный сезон, а в истекшем — два театра и две труппы; оперно-опереточная и драматическая. Относительно репертуара Благовещенск впереди других городов».

Остается он в числе лучших дальневосточных театров и в наше время. И не только относительно репертуара. Летние гастроли 2007 года в Хабаровске вновь в этом убедили. И репертуар был весьма серьезным: Шекспир, Кальдерон, Олби, Горин, Голдмен. Спектакли по пьесам этих авторов поставлены разными режиссерами, и это, пожалуй, дает больше возможностей раскрыть потенциал каждого артиста, а труппе в целом с каждой постановкой приобретать опыт и открывать в себе что-то новое. Конечно, наличие главного режиссера могло бы гарантировать творческий поиск и развитие театру и рост каждому актеру, но только при условии бережного отношения к уникальной труппе, воспитанной и лелеемой директором Амурского театра драмы, заслуженным работником культуры России Татьяной Федоровной Бединой. Такого человека найти непросто.

Гастроли открылись шекспировским «Королем Лиром», созданным хабаровчанами: режиссер Вадим Гогольков, художественный руководитель театра «Триада», художник Павел Оглуздин, композитор Дмитрий Голланд. Это не первая постановка Вадима Гоголькова в Амурской драме. Пять лет назад на гастролях в Хабаровске был «Вишневый сад» по пьесе А. П. Чехова. Кстати, за всю историю этого театра она ставилась не раз. Вот что писала литературная и политическая газета «Амурский край»  февраля 190 года: «В театре Общественного собрания впервые поставлена пьеса Чехова „Вишневый сад“, собравшая почти полный театр. Главная женская роль помещицы Раневской сыграна г-жой Аксаковой. Роль Гаева (ее брата) — г. Добровольский, который удовлетворил зрителей более других исполнителей. В роли купца Лопахина — Ратмиров. В третьем акте г. Ратмирова публика наградила дружными аплодисментами. Что касается исполнения остальных ролей (...), то выступившие в них местные любители и любительницы не знакомые до этого с самыми примитивными условиями сцены, портили настолько ансамбль, что о „Вишневом саде“ собравшаяся публика получила весьма смутное представление, ознакомившись только с содержанием пьесы. Впрочем, и за это нельзя быть не признательными г-же Бахтиаровой, поставившей у нас эту безусловно хорошую во всех смыслах пьесу.»

В январе 1920-го о спектакле «Вишневый сад» было написано в связи с бенефисом артиста, антрепренера М. С. Московского. «Если верить обещаниям антрепризы, то по всей вероятности, постановка антрепренером-бенефициантом в свой бенефис „Вишневого сада“ будет в большей степени знаменательным и крупным явлением на фоне благовещенской театральной жизни. Мне уже приходилось отмечать, что при наличии серьезного желания труппа может дать по местным масштабам — очень многое. Поэтому если будет налицо доброе желание и тщательная работа, то можно, пожалуй, надеяться, что желание поставить „Вишневый сад“ — желание не столь уж дерзостное. Правда, надо ждать, что по ролям пьеса свободно не разойдется, и неизбежны будут натяжки, но если даже при этих натяжках будет сохраняться чеховская правдивость и стройный, хотя бы и не сильный ансамбль, то есть, иными словами, если даже только умело прочитать публике „Вишневый сад“, то уже и в этом будет заключаться большая заслуга труппы. Что ж, поживем, увидим. Дай Бог. Я. Суд».

«Вишневый сад» в постановке Вадима Гоголькова запомнился многими творческими находками, но, прежде всего, щемящим до слез и очень красноречивым режиссерским ходом, когда в финале Гаев (одна из лучших ролей в этом спектакле народного артиста России Владимира Матвеева) снимает со стен семейные фотографии. Душа покидает дом окончательно.

А если продолжать эту метафору, то душа театра — его актеры. Без них он пуст. Но это не об Амурском драматическом. Здесь много души, и она многогранна. Заслуженный артист России Роберт Салахов — одна из лучших ее граней. Уникальный актер с мощной энергетикой. Зритель имеет возможность увидеть Салахова в разных ипостасях: он может быть жестоким, страдающим, романтичным, и его палитра неисчерпаема. Во время хабаровских гастролей актер играл и в «Короле Лире», и в «Чуме на оба ваши дома»... Однако самым блестящим исполнением мне кажется его дон Мануэль в спектакле по комедии Кальдерона «Дама-невидимка» (режиссер Андрей Лапиков). Герой Салахова азартный, честный, смелый и увлекающийся. Спектакль, поставленный в игровой манере, так и сверкает иронией, неожиданными смешными находками. За одну только сцену дуэли между главным героем и доном Луисом (актер Константин Таванцев), которая решена как бы в рапиде, можно простить все недочеты этой постановки. Вместе с заслуженным артистом России Игорем Булатовым, который играет роль трусливого, мечтающего разбогатеть слуги Космо, Роберт Салахов, что только ни творит. Да и тот ему не уступает. Отношения между ними добродушно-снисходительные, они больше похожи на друзей, чем на господина и слугу. Среди женских ролей выделяется служанка Исабель Елены Грачевой, исполненная ярко и органично.

В связи с этой комедией хочется сказать о другой. Режиссер Валерий Ивлев как по нотам разыграл пьесу В. Крестовского «Родня». В спектакле заняты народные артисты России Владимир Матвеев и Анна Лаптева, заслуженный артист Бурятии Юрий Роголев, артисты Наталья Петрова, Марина Щекина и Константин Таванцев. Эта обыкновенная деревенская история, скорее анекдот. Спектакль затянут в музыкальный каркас, и потому действие ни на минуту не прерывается. Каждый актер создает свой характер и легко в нем существует, оттого и складывается ансамбль. Кажется, и сами актеры любят «Родню», где можно бесконечно импровизировать и хулиганить. Но в какой-то момент немудреная история о деревенском сватовстве вдруг превращается в настоящую историю любви. Умело перемежаются эпизоды смешные и лирические, и оттого постановка приобретает объем. Премьер этого спектакля, без сомнения, Юрий Роголев, заслуженный артист Бурятии. К его актерским удачам можно отнести и работу в спектакле «Люкс № 13» по пьесе Рэя Куни (режиссер Ринат Фазлеев).

На эти гастроли Амурский театр привез еще одну недавнюю премьеру — спектакль по пьесе Эдварда Олби «Все в саду» (режиссер Андрей Лапиков). К его достоинствам следует отнести работу художника-постановщика Василия Веровчука. Ему удалось конструктивно организовать пространство и метафорически его обыграть. Все, что происходит на сцене, как бы балансирует на грани абсурда. Это происходит благодаря персонажу артиста Олега Бойко. В достаточно сложной роли Джека он естественен и органичен. Его герой и участник событий, и сторонний наблюдатель, и персонифицированная совесть, и, если хотите, душа главных героев Ричарда (Роберт Салахов) и Дженни (Ирина Сысоенко).

Трагикомедию Григория Горина «Чума на оба ваши дома» (режиссер Денис Кожевников) заслуженный артист России Роберт Салахов выбрал для своего бенефиса. Роль Антонио позволила ему раскрыть актерский потенциал и накопленный опыт. Его Антонио по мере развития событий меняется, как и меняет его любовь, которую он испытывает к Розалине (актриса Александра Аверьянова). Каждый жест, интонация выверены, кажется, что они рождаются здесь и сейчас, такова убедительность существования Салахова на сцене. А спектакль Кожевникова о том, что настоящей любви не уцелеть на карнавале человеческой лжи, обмана и амбиций. Вечная история, вневременная. Потому и костюмы не привязаны к эпохе и придуманы соответственно режиссерской задумке, и танцы в постановке балетмейстера Амурского театра драмы Ольги Черевко современны. Режиссер неслучайно с помощью танцевальных номеров выстраивает переход от одной сцены к другой. Непростые отношения между героями народного артиста России Владимира Матвеева (синьор Монтекки) и заслуженной артистки России Татьяной Телегиной (синьора Капулетти) становятся понятными именно в танце и лишь потом — в диалоге.

Свой прошлый сезон театр открывал премьерой по пьесе Григория Горина «Поминальная молитва» в постановке Дениса Кожевникова. Когда есть в театре такой мощный актер, как Владимир Матвеев, просто грех не поставить историю о молочнике Тевье. Актер не уходит в изображение конкретной национальности, вся мудрость и боль избранного народа — в глазах его героя. В этом спектакле немало интересных актерских работ. И Лейзер Юрия Роголева, и урядник Роберта Салахова, и Степан Юрия Егорова, и Менахем в исполнении самого режиссера Дениса Кожевникова. Интересно и сценографическое решение «Поминальной молитвы», сделанное главным художниома театра Василием Веровчуком. Все действо закручено вокруг высокого дуба, и он как метафора главного героя. Вырвут с корнем — погибнет. Столь же органично вплетена в спектакль музыка хабаровского композитора Дмитрия Голланда.

Гастроли в Хабаровске стали завершением 123-го театрального сезона Амурского театра драмы.

Вера СОЛОВЬЕВА


Вера СоловьеваВера СОЛОВЬЕВА, журналист. В разное время работала на радио ДВТРК, затем на телевидении (каналы «Даль-ТВ» и «Губерния»), сейчас — корреспондент газеты «Тихоокеанская звезда».

Театр любила всегда. Была участницей семинара по театральной критике, проводимого Ириной Мягковой (Москва). Автор многих театральных публикаций в различных газетах Хабаровска. Написала ряд пьес, одну из которых поставили в филармоническом театре «Геликон» (Хабаровск), другую приняли к постановке в театре города Тында (Амурская область). Во время работы на радио написала два радиосериала и несколько инсценировок, вела авторскую театральную передачу.