Маленькая домра в руках большого артиста

В Хабаровске состоялся Третий Дальневосточный фестиваль народной музыки «На амурских просторах». В рамках этого события в краевой столице побывал выдающийся музыкант, домрист-виртуоз Александр Цыганков. Несмотря на загруженность, Александр Андреевич нашел время для творческой встречи со студентами и преподавателями Хабаровского колледжа искусств.

Александр Андреевич Цыганков, народный артист России, лауреат международных конкурсов, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, родился в 1948 году в Омске. Обучался в музыкальной школе, затем поступил в Омское музыкальное училище, которое закончил за три года. В 1967-м Александр едет в Москву и поступает в институт имени Гнесиных в класс известного педагога, домриста Рудольфа Васильевича Белова. После окончания института, в 1972 году, становится лауреатом I Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах в Москве, разделив первую премию с Т. И. Вольской. С тех пор Александр Цыганков много концертирует в нашей стране и за рубежом, являясь активным пропагандистом русской народной музыки.

Как композитор Цыганков создал фундаментальный репертуар для домры, обогатив исполнительскую технику новыми виртуозными приемами, которые до него не применял никто. Произведения Цыганкова входят в репертуар любого домриста, начиная с учеников младших классов музыкальной школы и заканчивая концертирующими музыкантами. Осваивая виртуозный, но удобный репертуар, домристы повышают свой технический и творческий потенциал.

Первые произведения Александр Цыганков написал еще во время учебы в Омском училище. Как вспоминает Александр Андреевич, он очень увлекался инструментовкой, а это уже какие-то навыки сочинения.

— Кроме того, — делится Цыганков, — вокруг меня постоянно звучали прекрасные обработки народных мелодий для баяна — Паницкого, Шалаева. А для домры подобного репертуара не было. Обидно. У балалаечников — Трояновский, у скрипачей — Сарасате, а у нас буквально несколько пьес, и все. Хотелось самому играть народную музыку, я был влюблен в яркий виртуозный стиль с уже отработанными интересными приемами скрипичной музыки. И я задумался: а нельзя ли использовать эти виртуозные приемы в обработках для домры?

Осуществив свою мечту, Александр Цыганков стал таким же кумиром для домристов, как «Трояновский — у балалаечников, Сарасате — у скрипачей».

Музыкальная миниатюра «Травушка-муравушка» стала одним из первых произведений Цыганкова, написанных им в годы учебы. Позже, в институте, он пишет ставшую не менее популярной у домристов пьесу «Плясовые наигрыши».

Не прекращая концертной деятельности, Александр много и упорно работает над созданием репертуара для домры. Использует в своем творчестве самые различные формы и жанры: обработки русских народных песен, фантазии, парафразы, вариации на темы самых разных мелодий, не только русских, но и других народов. Как, например, «Интродукция и чардаш» на тему венгерского танца, кубинская «Голубка», экспромт в стиле кантри, цыганская «Мар дяндя».

В своих композиторских опытах Цыганков также обращается к танцевальным мелодиям, он создает сюиту «Старогородские мотивы», состоящую из четырех пьес, которые являются блестящими обработками популярных городских танцев. Пишет Александр и оригинальные произведения для домры, яркие самобытные пьесы, в которых часто применяет современные приемы композиторской техники. К числу таких можно отнести «Скерцо-тарантеллу», «Каприччио», «Поэму», «Элегию». Цыганков не боится экспериментировать, вводя в обработки народных песен элементы эстрады и джаза, которые оживляют знакомые мелодии и преподносят их в новом, современном звучании. Это особенно ощутимо в «Частушках» или пьесе-шутке на тему русской песни «Перевоз Дуня держала».

Продолжая традиции Паганини, создавшего «24 каприса для скрипки соло», Цыганков пишет каприсы для домры соло, используя в них технические приемы домровой игры высшей сложности.

И в каком бы жанре ни работал виртуоз, его музыка неизменно полна оптимизма, юмора, интересных и оригинальных находок.

Проработав более тридцати лет концертмейстером в классах домры и балалайки, я обрадовалась, узнав что в Хабаровск приезжает Александр Цыганков. Хотелось еще раз услышать любимую музыку в исполнении автора. Но когда старейший педагог колледжа искусств В. А. Никиточкин предложил мне выступить в дуэте с самим Цыганковым, это было равносильно подарку судьбы. Однако, работая с разными учениками, я знала, что аккомпанемент струнным щипковым инструментам — дело непростое, потому что характер звукоизвлечения на этих инструментах отличается особой четкостью, подчеркнутой артикуляционностью, даже суховатостью. Попадать в отдельные звуки и аккорды чрезвычайно сложно, для этого надо много репетировать, работать над каждым эпизодом, отшлифовывая его месяцы, а то и годы. А тут сразу, без репетиций, выходить на сцену, да не с кем-нибудь, а с Александром Цыганковым! Безумие и только. Согласилась сразу. Во-первых, положилась на опыт и интуицию блестящего педагога В. А. Никиточкина, а во-вторых, решила, что общение с таким интересным музыкантом, как Александр Цыганков, способно дать очень многое в профессиональном плане.

Когда Александр Андреевич появился в колледже, наше сумрачное помещение словно озарилось светом, настолько притягательны были улыбка и облик музыканта. Меня представили, и, так как до начала концерта оставалось минут пятнадцать, мы сели репетировать. В процессе репетиции Александр Андреевич советовал обратить внимание на то, что является основой хорошего ансамбля: согласованность в темпах, баланс звучания, единый характер звукоизвлечения, логику развития музыкального материала.

И вот мы на сцене. Легкий кивок головы, или, как говорят музыканты, ауфакт, и меня закружил водоворот музыки. Куда делось волнение? Я находилась в состоянии опьянения рядом с таким мастером. Он не просто вел, он меня держал, не давая рассыпаться, упасть, провалиться. Я все время чувствовала рядом его надежное плечо, его руку.

Если по ходу действия что-то забывала, он моментально реагировал и старался сгладить невольную шероховатость. Порой я не узнавала своего звука, таким он становился мягким, теплым, задушевным. А все потому, что рядом был мастер, который заражал своей игрой, от этого рождалась новая интерпретация, когда даже ошибки превращались в находку, а ансамблевая игра приобретала черты импровизации. Я еще раз убедилась в том, как важны во время коллективной импровизации взаимопонимание и любовь друг к другу: «Любите, и вас полюбят, как скажешь, так тебе и ответят».

В перерывах между игрой Александр Андреевич рассказывал о том, как появилось на свет то или иное произведение, что создавало атмосферу непринужденности, непосредственности, устраняло тот ненужный «академизм», который, подобно оркестровой яме, отделяет исполнителя от слушателей, находящихся по другую сторону рампы. Цыганков открыто шел на контакт с аудиторией в зале, и ему отвечали тем же.

Концертируя по всему миру, Александр Цыганков любит играть с рядовыми музыкантами, что говорит о педагогической направленности его таланта. Ведь педагогика — это не только умение произносить расхожие истины или читать нравоучения. Это способность вести за собой, раскрыть ученику глаза на мир, направить его в нужное русло.

В концерте также принял участие заслуженный артист России Геннадий Калмыков, известный музыкант, который вынес на академическую сцену колледжа истинно русские инструменты — гармони. Явление нечастое в концертной практике. А выступление директора колледжа искусств Сергея Назарова в дуэте с Калмыковым, без сомнения, явилось украшением концерта. После исполнения программ мастера долго беседовали с преподавателями и студентами о состоянии и путях развития отечественной культуры.

Вечером в зале краевой филармонии состоялся большой концерт, в котором в сопровождении Магаданского оркестра народных инструментов пели и играли солисты и участники фестиваля народной музыки, в том числе Александр Цыганков, исполнивший несколько произведений для домры высочайшей сложности. В его исполнении было все: фантастическая виртуозность, мягкая певучая кантилена, глубокий смысл, легкость исполнения, артистизм.

Именно так может звучать маленький хрупкий инструмент домра в руках большого музыканта!

Марина ДУБИНИНА,
преподаватель Хабаровского колледжа искусств