- Дорогие земляки, уважаемые читатели!
- Дорогие друзья, уважаемые жители Хабаровского края!
- Сквозь времена и судьбы
- Литература
- Единое пространство культуры
- Наша «Золотая Маска», или Материал для посвященных
- Город на театральной карте
- «Новые грани» в театральном пространстве Хабаровска
- Александр Пышнёв
- Опровержение Соломона
- Шалом! Здравствуйте!
- Стать самим собой
- Тина Штольт. Игра света и тени
- Портрет в музейном интерьере
- «Фигуры» из Санкт-Петербурга
- Мироощущение двух художников
- Солнечный художник с детскими глазами
- Она говорила на языке цветов
- Светлая пристань Валерия Шаврина
- Встреча с Кимой Дрерман
- Жил-был Маэстро…
- Маленькая домра в руках большого артиста
- Простая шкатулка из узорчатой меди
- Хранитель истории
- С миру по нитке
- Театральные традиции Нижнего Амура
- Листая прошлого страницы
- Острова в акварельных красках
- Хроника событий-2008
- Валентин СТЕПАНОВ
Почти год назад, в сентябре, хабаровские художники провожали в последний путь Сергея Петухова. И вроде бы время должно лечить, но ощущение от этой потери становится только острей. Уже весна отправила восвояси надоедливую зиму, уже Амур унес на своих волнах сверкающие шепчущиеся льдины, а холсты так и остались нетронутыми. Незадолго до своего ухода Сергей заготовил их великое множество, чтобы работать, работать, работать. Потому что впереди очередная зональная выставка — для художников событие значимое, этапное. Но человек может лишь предполагать. Не получилось начать с чистого листа, с чистого холста... В семьдесят первом году теперь уже прошлого века первокурсники худграфа отправились на свой первый пленэр в живописное село Вятское. Тогда многие увидели, насколько одержим Сергей Петухов в работе. Он делал огромное количество акварелей, и, как вспоминает его однокурсник Александр Рябчук, этюды эти были почти готовыми картинами. В пространстве приамурских пейзажей обитали звери и птицы, рыбаки уходили на своих лодках в сторону заката, закручивались простые и сложные сюжеты. Накануне диплома весь курс махнул на Сахалин писать красоты острова, а Сергей вместе с Анатолием Дашкеевым поехал на БАМ. Работы, которые он оттуда привез, не отличались чем-то особенным, но соответствовали духу времени и сразу попали на краевую молодежную выставку «БАМ-75». Свой диплом Петухов тоже посвятил строителям легендарной магистрали, и, видимо, поэтому многие видели его будущее вполне традиционным, без особых взлетов и падений. Все оказалось с точностью до наоборот. Александр Михалевич жил в ту пору на Севере и ненадолго приехал в Хабаровск. Лет пять не был в городе, ходил по мастерским, общался с друзьями. Случайно встретил Сергея, и тот зазвал его к себе. «Я зашел к нему в мастерскую и испытал настоящее потрясение, — рассказывает Александр Михалевич. — Передо мной стояла картина, в которой я сам себе ничего не мог объяснить. Она называлась „Август“ и вся была пронизана тайной: плотные, насыщенные августовские краски, ночь, две неясные фигуры. Я понял, что это совсем не тот Серега, которого, как мне казалось, я знал раньше, что это художник — настоящий, сформировавшийся. И что мне за ним тянуться и тянуться, как ученику за мастером. Своей картиной Сергей сделал настоящий подарок, и даже спустя годы я помню те ощущения». Примерно те же чувства испытал и Александр Рябчук, когда после длительного отсутствия вернулся в Хабаровск и попал на молодежную выставку. Холсты Сергея Петухова — сверкающие, фантастические по цвету, абсолютно новые по форме — ошеломили. Такой уж человек Сергей: всегда изумлял, потрясал. Восторженное отношение к жизни — качество, свойственное в основном детям. В Петухове жил ребенок, искренний и открытый. Вдохновенно читал стихи французских поэтов, отчаянно дискутировал с собратьями по творческому цеху, петушился, вполне оправдывая свою фамилию, доказывая свою правоту. И воспринимал мир в чистых и ярких красках, выплескивая этот восторг на холсты. Очень точно подметил Александр Лепетухин: несмотря на все «выкрутасы» Сергея, к нему очень хорошо относились, потому что понимали, какой он на самом деле — добрый, порядочный, надежный. «Петухов скрывал это за внешней бесшабашностью, но случись, не дай Бог, война, он стал бы героем...» Как и многие художники, Сергей не любил, когда его видели за работой. Закрывался в мастерской, отгораживался от житейской суеты, погружаясь в тишину и сосредоточенность. В настоящем творчестве очень много от священнодействия. Однажды, абсолютно случайно, Александр Рябчук застал Петухова в этом процессе и был потрясен. Сергей холст не писал, а словно бы месил тесто — пальцами, локтями, всем своим существом. Наверное, именно так и Творец создавал наш мир. Звенящие, сияющие картины Петухова рождались в муках. В поисках нужного цвета он мог их переписывать десятки раз, сдирая мастихином краску до основания, ломая кисти. Александр Рябчук называет это служением искусству. Александр Лепетухин, которому тоже довелось наблюдать за работой Петухова, говорит, что у этого художника был истинный талант делать настоящую живопись. Для Виктории Романовой Сергей Петухов один из тех, кто олицетворял город и край, в котором жил, потому что его работы несли свежесть, духовную чистоту и необыкновенную энергетику, присущую именно этой земле. Многие художники подтверждают: Петухов один из лучших. Никому еще не удалось написать ледоход на Амуре так, как это делал Сергей. Весна, очищающая, дающая новые жизненные силы, начиналась для него с этюдов на амурском берегу. Позднее они превращались в удивительные по красоте картины. Но в этот раз не произошло встречи восторженного художника с рекой. Холст остался нетронутым. В Приамурье есть самое дорогое для Сергея Петухова — нанайская деревня Сикачи-Алян. Почти вся жизнь связана с ним. В детстве отец брал его на творческую дачу, а когда уже сам стал профессиональным художником, приезжал сюда на этюды. Он всех знал в Сикачи-Аляне, и его все знали. Живописные работы Петухова в рамках, сколоченных из веточек деревьев, и сейчас можно встретить в домах местных жителей. Старшее и среднее поколение хорошо помнят этого художника. Неподалеку от деревушки, на верхних камнях, Сергей любил рыбачить и, надо сказать, отлично знал в этом деле толк. А еще он был заядлым собирателем археологических древностей. По утрам или после дождя отправлялся на поиски и всегда находил что-то интересное, необычное. Песчаные берега Амура открывались для него подобно тайным ларцам. За долгие годы у Петухова образовалась великолепная коллекция древней керамики, каменных орудий труда, наконечников стрел, ритуальной скульптуры северных народов. Он даже оформил специальные стенды для своих находок, отчего его мастерская напоминала небольшой этнографический музей. Сергей был знаком с духовными традициями аборигенов, понимал их душу, уважал мир, в котором они жили. А иначе не появились бы светлые и радостные полотна с нанайскими ребятишками на качелях среди золотой листвы, не родились бы окутанные нежностью женские образы в окружении сикачи-алянских пейзажей. Магический Сикачи-Алян с его легендами и уникальной «каменной галереей» дарил тайные знаки и символы. В мастерской Сергея Петухова меня поразила небольшая работа, в которой он зашифровал ночной обряд камлания. Объемные мазки краски, напоминающие серебро волн, камешки, приклеенные на поверхность холста и изображающие людей и богов, — от всего этого исходил какой-то неземной свет. Так бывает, когда всматриваешься в старинные шаманские зеркала. Дух перехватило, а Сергей объяснял сюжет, рассказывал о действующих лицах этого сакрального обряда. И смотрел удивленными детскими глазами, словно бы заново постигая эту тайну. Таким и запомнился. В тот день, когда его провожали в последний путь, произошла странная вещь. Во время прощания в выставочном зале Союза художников кто-то из друзей принес и поставил возле портрета большой красивый подсолнух. Первая мысль: откуда он мог взяться в середине сентября, да еще после засушливого лета? Но вдруг все стало понятно. Это ведь Сергей! Почему-то он ассоциировался именно с подсолнухом — такой же открытый, солнечный. И всегда удивляющий. Елена ГЛЕБОВА
ПЕТУХОВ Сергей Иванович Родился в Хабаровске в семье известного художника Ивана Сергеевича Петухова. В 1976 году окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института и сразу же стал здесь преподавать. Творческая деятельность берет начало в 1975 году: три работы С. И. Петухова, тогда еще студента, участвовали в краевой молодежной выставке «БАМ-75». В дальнейшем были всесоюзные, региональные, краевые, городские выставки. В 1981 году впервые побывал на Академической творческой даче им. Репина, где написал одну из своих лучших работ «Черемуха». В 1985 году принят в Союз художников России. Работы художника находятся в собраниях Дальневосточного художественного музея, галереи им. А. М. Федотова Хабаровского отделения Союза художников России, Комсомольского-на-Амуре музея изобразительных искусств, Сахалинского областного художественного музея, в частных коллекциях. Любимые жанры С. И. Петухова — тематическая картина, пейзаж, портрет. Любимая тема творчества — национальное село Сикачи-Алян Хабаровского края. Среди наиболее известных работ «Весна», «Салют Победы в Хабаровске», «Вечер в Ургале», «Осенний Амур», «Вечер на Нижнем Амуре», «Камни Сикачи-Аляна», «Утро», «Ледоход на Амуре» и др. |
|||
|