Портрет в музейном интерьере

Проработать более двадцати лет среди постоянно меняющихся экспозиций, картин и живописных полотен, которые уже «едут» на сотрудников, ежедневных проблем, требующих немедленного разрешения, — это можно объяснить только любовью и бесконечной преданностью своему делу. Впрочем, директор Дальневосточного художественного музея, заслуженный работник культуры РФ Валентина Александровна Запорожская считает, что у каждого на Земле своя миссия. Она нашла свое дело в музее, и вот уже 23 года ощущает себя абсолютно счастливым человеком.

По окончании педагогического института в Комсомольске-на-Амуре Валентина Запорожская работала учителем в средней общеобразовательной школе. Потом ее избрали секретарем горкома ВЛКСМ. Обычно сегодня мало кто любит вспоминать о своей комсомольской деятельности, но для Запорожской это был неоценимый опыт организационной работы, который впоследствии, когда ее перевели в край, пригодился в создании музея «История комсомольского движения на Дальнем Востоке». Музей был признан одним из лучших в стране; при нем работал молодежный клуб, проводились различные творческие акции и мероприятия. Клуб активно посещался студенческой молодежью, был востребован. Так что к моменту назначения Валентины Запорожской в 1985 году директором Дальневосточного художественного музея опыт музейной работы у нее имелся.

— Когда я приняла Дальневосточный художественный, в его фондах было около трех тысяч работ, сегодня насчитывается до двенадцати тысяч, — делится Валентина Александровна. — Не всякий музей может за такой сравнительно небольшой срок собрать столь внушительную коллекцию.

Сегодня ДВХМ — крупный научный и культурный центр, где проводятся не только экспозиции, но и музыкальные вечера, концерты, в которых принимают участие лучшие артисты города. И хотя музей давно вырос из того предназначения, которое диктовалось условиями 1990-х годов, он, как и раньше, продолжает тесно сотрудничать с региональными музеями Камчатки, Сахалина, Биробиджана, Комсомольска-на-Амуре, оказывая им помощь в организации и становлении музейного дела.

— За 23 года у меня было много благодарностей и грамот, — признается Валентина Александровна, — но самая приятная — благодарственная грамота за тесное сотрудничество и оказание помощи музею от главы администрации Комсомольска-на-Амуре Владимира Петровича Михалева. Одну из последних выставок, гравюры петровской эпохи, которую мы организовали у них в городе, посетили около 15 тысяч комсомольчан.

Дальневосточный художественный поддерживает постоянный контакт с Приморской государственной картинной галереей. Несколько лет назад во Владивостоке экспонировалась картина Тициана «Ревекка у колодца» из фондов нашего музея, а в феврале 2008-го хабаровчане получили от приморских коллег ответный визит — «Портрет брата Давида с мандолиной» Марка Шагала.

«Неделя с Марком Шагалом», или выставка одной картины, которая экспонировалась в зале Русского искусства ДВХМ, стала событием в культурной жизни Хабаровска.

Год от года музей набирает силу, расширяет образовательную и просветительскую деятельность, привлекая к сотрудничеству негосударственные организации. Так, благодаря министерству образования, выпустили специальный диск, где представлены уникальные музейные экспозиции, помещены сведения о художниках, различных направлениях в живописи и графике.

Около десяти лет министерство природных ресурсов поддерживает художников из числа коренных народов Приамурья и Дальнего Востока, помогая им в реставрационной, комплектационной и издательской деятельности. Около 90 работ художников, среди которых хорошо знакомые в крае Илья Лиханов, Николай У, были подготовлены к зональной выставке, которая состоялась в галерее имени А. Федотова Хабаровского отделения Союза художников России.

За год в музее проходит около 30 различных выставок, это составляет четыре процента от всего фонда. Чтобы этот процент был большим, необходимо расширять площади.

Верный принципу не только сохранять, но и преумножать художественные ценности, музей, несмотря на нехватку площадей, продолжает приобретать новые картины. Так, лет десять тому назад музей в свое пользование приобрел работы замечательного красноярского художника Андрея Поздеева. Сегодня его имя широко известно в мире, работы хранятся в Третьяковке, Эрмитаже, Русском музее, а также за рубежом.

В течение 20 лет в музейных фондах скопилось более 5 тысяч работ из коллекции современного искусства — картины, скульптура, экспонаты. Это создает предпосылки для создания музея или галереи современного искусства, ведь чтобы воспитывать и формировать вкус молодежи, уверена Валентина Александровна, нужно, чтобы они видели, понимали и учились воспринимать искусство.

Так что среди проблем вопрос площадей стоит на первом месте.

В музее работает единственная на Дальнем Востоке библиотека искусств, имеется небольшой читальный зал.

Особую гордость директора составляет современное освещение музейных залов. Одним из первых наш музей вошел в автоматизированную систему каталогов.

Как подчеркивает Валентина Александровна, Дальневосточный художественный один из немногих региональных музеев, где люди работают по 20–35 лет.

Показателем высокого уровня работы можно считать тот факт, что творческий коллектив сотрудников музея за последние пять лет трижды удостоен премии губернатора края в области изобразительного искусства — за проект «Два мира», альбом, посвященный ДВХМ, а также передвижной проект «Близкое искусство».

Однако, несмотря на ощутимые успехи и достижения, Валентина Александровна мечтает о создании при музее детской студии, где хабаровские художники проводили бы для учащихся мастер-классы, обучали их элементам живописи, об открытии в городе зала современного искусства. Фондохранилище, оснащенное по последнему слову техники, доступное для посетителей, — тоже одно из заветных желаний директора. Ибо Дальневосточный художественный, как визитная карточка краевой столицы, должен и может соответствовать мировым стандартам.

За свой труд Валентина Александровна Запорожская награждена орденом Дружбы народов.

Светлана ФУРСОВА