Марина Тарасенко. Учиться у природы

Живописец Марина Владимировна Тарасенко родилась в 1981 году в поселке Ванино Хабаровского края. В 1998 году поступила на художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического университета, а после его окончания в 2003 году вернулась в родные места, занималась творчеством. С 2011 года художница выбрала постоянным местом жительства Хабаровск, где активно занимается творчеством, что подтверждают награды: благодарственное письмо от Хабаровского филиала Российского фонда культуры (2016), диплом и благодарность ВТОО «Союз художников России» за активную творческую деятельность, вклад в развитие и популяризацию изобразительного искусства (2019, 2021). Марина Тарасенко проводит персональные выставки, участвует в городских, региональных и всероссийских выставках, в составе жюри работает на краевых и межрегиональных конкурсах, участвует в организации и проведении крупных творческих форумов, среди которых, например, «Ночь искусств», X Межрегиональный фестиваль национальных культур Дальнего Востока «Лики наследия», выставка живописи «Осенний фокстрот» в Военно-историческом музее ВВО.

Лилии. Холст, масло. 50 х 70. 2016Дорогу на хабаровский худграф из поселка Ванино для Марины проторила ее мама Инна Георгиевна. В молодости, планируя стать учителем математики, она неожиданно передумала и выбрала творческий факультет. Сама атмосфера худграфа, его педагоги, жаркие летние пленэры и просто учебные будни, проведенные в мастерских, настолько полюбились и закрепились в памяти, что были темой частых вечерних рассказов в семье. Такая эффективная семейная профориентация и привела Марину после школы на художественно-графический факультет.

Вечерний Хабаровск. Холст, масло. 40 х 50. 2021Обучение по специальным дисциплинам заладилось не сразу. Техника акварели, которую студенты осваивают на первом курсе, давалась ей с большим трудом. Хотя преподаватель И. Б. Ветрова не раз показывала приемы письма, уверенно работая кистью, научиться брать цвет и ловко подхватывать постоянно убегающую и затекающую в непредсказуемых виражах краску было непросто. Порой за задание на измученной кистью бумаге с изображением натюрморта, покрытое мутными затеками пигмента, ставилась неудовлетворительная оценка. С благодарностью Марина вспоминает советы и подсказки по последовательности ведения рисунка и требовательность педагога С. А. Минаева. С каждым семестром учебные задания усложнялись и переход к рисунку головы человека начинался с умения изображать череп. Марине и ее однокурсникам повезло: С. Г. Шаронов с присущей ему основательностью и академической школой методично помогал каждому осваивать эту необходимую основу рисунка портрета.

У парка. Холст, масло. 40 х 50. 2020Однажды на выставке изобразительного искусства Марина увидела картины, написанные необычайно свежо, на одном дыхании, излучавшие праздничное настроение. Художник настолько точно сразу брал цвет, что краски буквально искрились на его холстах. Ей сразу захотелось попробовать писать так же. Не откладывая желание в долгий ящик, вернувшись в общежитие, Марина начала натягивать на подрамник новый холст. Автором живописных композиций был художник, а в то время еще педагог худграфа В. П. Хрустов. Их недолгая совместная работа состоялась лишь при выполнении Мариной курсовой работы.

Гармония. Холст, масло. 50 х 100. 2022Глядя на произведения Марины в выставочном зале, невольно чувствуешь, что человек она романтичный и музыкальный, склонный к созерцательности. Мир природы, бесконечно изменчивый и непостоянный, располагает живописца к чуткому видению, даже если художник пишет в мастерской цветочный натюрморт. Марина любит подолгу смотреть на натуру, словно впитывая ее. Порой опирается на зрительную память, если создает композицию, которую не может запечатлеть в моменте. Так были написаны фигуры скульптурных львов, увиденные при ночном освещении («У парка», 2020).

Ирина. Холст, масло. 70 х 50. 2018В 2015 году Марина Тарасенко стала членом Союза художников России, но путь в эту профессиональную творческую организацию складывался постепенно. В 2014 году ее живописное произведение «Субботнее утро» (2014) отметили дипломом II степени, автора же удостоили премии А. М. Федотова, которая присуждается молодым художникам и искусствоведам. Пластичный рисунок женской фигуры в этой работе, где моделью выступила ювелир и мастер декоративно-прикладного искусства Анастасия Номар, поддерживается мягкой лепкой объемов и пастельными переходами цвета холодного спектра. Равновесие форм и цветовая гамма позволили достичь в этой композиции гармонии тишины и покоя.

Субботнее утро. Холст, масло. 90 х 60. 2014Моделями для портретов Марины Тарасенко обычно становятся друзья и хорошие знакомые, характер которых она уже знает. Тем не менее в ее композициях гораздо больше внимания уделяется решению именно живописных задач, нежели психологическому раскрытию внутреннего мира человека («Ирина», 2018). Женские образы на картинах художницы всегда предстают прекрасными и цветущими, созвучными по настроению редким экзотическим цветам.

Действительно ведущая тема в ее натюрмортах — цветы. Казалось бы, что нового можно сказать об этом мотиве? За многие столетия развития изобразительного искусства цветочные натюрморты нарисованы и написаны художниками несметное количество раз. В средневековом Китае некоторые особенно почитаемые дары Флоры обрели в культуре философское наполнение и благородную символику. Ученые мужи посвящали им пространные трактаты, стихи и свитки. В XVII веке европейские мастера живописи наделяли цветы символическими смыслами, превращая для зрителей цветочные натюрморты в занимательные кроссворды, повествующие о важности благочестия и намекающие на быстротечность жизни.

Чайки. Холст, масло. 54 х 94. 2023

Недолговечную красоту и поэзию цветов легко фиксирует даже мимолетный взгляд. Они вызывают восхищение и оказываются послушными, но, к сожалению, недолговечными моделями. Совсем непросто раскрыть образы цветов на холсте. Ведь у них, как и у всего живого, есть душа и настроение. Натурщиками Марины Тарасенко часто становятся обычные комнатные растения. Иногда они, сплетаясь побегами и листьями, напоминают залитый солнцем луг («Гармония», 2022). Царственные лилии своими драгоценными лепестками ассоциативны свечению пламени разгорающегося костра («Лилии», 2016) или сумеречному, наполненному прохладой саду («Белые лилии», 2023). Художница часто включает в цветочные композиции прозрачные стеклянные чаши и вазы. Их рукотворные симметричные формы своими бликующими поверхностями обогащают картины цветными рефлексами, порой причудливо отражая стебли и листья. Прозрачное тонкое стекло в сочетании с цветами, ассоциативно наводит на мысль о естественной хрупкости красоты.

Река в сопках. Холст, масло. 56 х 80. 2011

Тема дальневосточного пейзажа также близка Марине Владимировне. Уединенные места написаны ею в состоянии мягкого, рассеянного освещения. Пологие каменистые сопки стараются обжить неприхотливые сосны, а шумливая горная вода играет камешками на перекатах на картине «Река в сопках» (2011). Холст передает созидательную силу природы, незатейливый мотив полон свежести восприятия художника, и это вызывает эмоциональный отклик у зрителя. На картинах Марины Тарасенко можно видеть море. Убедительно передать состояние постоянно волнующейся, бурливой среды, насыщенной брызгами волн прибоя и шумящими крыльями чаек, ослепляющей солнечным светом, ей удалось в композиции «Чайки» (2023). Птицы словно взбивают крыльями соленую, пахнущую водорослями стихию, смешивая ее с солнечным светом. Способствуют этому впечатлению наложение вибрирующих, дробных мазков и размытые очертания летящих птиц. Чтобы добиться убедительности в передаче на холсте влажности ветра и тяжести набегающих волн, художнице пришлось самой долго учиться писать воду и прибрежные камни. Главным действующим героем являются тугие струи и потоки воды в заходящих лучах солнца в композиции «Вечерний Хабаровск» (2020). Изменчивые и стремительные, они рассыпают в калейдоскоп пятен и линий узнаваемый мотив нашего города. Взгляд на воду невольно пробуждает стихию чувств и может на время завораживать.

Казалось бы, утомительное это дело — бесконечно учиться и учиться у непостоянной, меняющей свои краски и настроение природы. Но для художника, по мнению Марины Тарасенко, только это и есть единственный путь погружения в мир цвета. Картины она обычно ведет неспешно, внимательно вглядываясь в привычный мотив, стараясь отметить что-то особенное. Ее холсты полны естественности и эмоциональной непосредственности передачи многоцветья окружающего нас мира.

Виктория ШИШКИНА