Из царских времен

Я.И. Суходольский. Битва амазонок с греками. 1845. Холст, маслоПервая коллекция Дальневосточного художественного музея

В Дальневосточном художественном музее всегда жила устная легенда о том, что он возник еще «в царские времена». И действительно, дореволюционный период истории ДВХМ берет начало в апреле 1901 года, когда приамурский генерал-губернатор Н. И. Гродеков, узнав, что Императорская Академия художеств передает из своего фонда произведения изобразительного искусства в провинциальные художественные музеи и помогает организовывать новые, отправил секретаря своей канцелярии М. П. Щербину в Санкт-Петербург для предварительной договоренности и выяснения всех тонкостей организации художественного музея в Хабаровске.

Летом того же года специальная комиссия, в которую вошли профессора и академики Императорской Академии художеств И. Е. Репин, М. П. Боткин, В. Е. Маковский, А. П. Соколов и П. П. Чистяков, подобрали для создающегося в далеком крае культурного центра первоклассную коллекцию живописи, графики и скульптуры — в общей сложности 45 произведений русского изобразительного искусства, в том числе 12 картин, 27 гравюр и 6 гипсовых слепков.1

В.В. Шереметев. Царский выход через Красное крыльцо в ХVII веке. («Посольское подворье в Москве»). 1869. Холст, маслоХудожественный музей заметно оживил творческую жизнь Хабаровска. Местные художники все чаще организовывали здесь выставки, в городе начала задерживаться интеллигенция, интересующаяся искусством, появились и первые пожертвования в музейное собрание. Так, переехавший сюда из Благовещенска ученик Репина живописец Николай Васильевич Розанов подарил три своих работы. В 1907 и 1909 годах Императорская Академия художеств передала в хабаровскую коллекцию еще 16 картин русских художников.

И.С. Галкин. В старом парке. 1905.  Холст, масло

Постановлением Дальневосточного краевого исполнительного комитета № 55 от 28 апреля 1930 года было принято решение об организации в Хабаровске сразу двух крупных учреждений культуры — краевой научной библиотеки и художественного музея2, первым директором которого в 1931 году назначили П. М. Покровского. Основой музейного собрания стала его первая дореволюционная коллекция, состоявшая из 46 предметов — 24 произведений живописи и 22 графических листов. С этого момента и начался «дальневосточный» музей.

И.С. Куликов. Крестьянки. Этюд.  До 1907 г. Холст, масло

Обладая богатым собранием русского, западноевропейского, советского искусства и искусства народов российского Дальнего Востока, Дальневосточный художественный музей не только осуществлял обширную просветительскую деятельность, но и заметно влиял на развитие культуры в регионе, играл важную роль в становлении дальневосточного изобразительного искусства, объединял художественные силы. На советский период в нашей стране пришлись трагические события — сталинские репрессии, Великая Отечественная война, а затем последовали распад СССР, сложные 1990-е годы, мировой кризис 2008–2010 годов. К чести сказать, все это время сотрудники музея не только сохраняли его собрание, но и во многом приумножили.

Неизвестный русский гравер XVIII в. Портрет Петра Великого. Бумага, гравюра резцом

В 1992 году ДВХМ, почти 90 лет ютившийся в бывшей синагоге, наконец обрел свой дом, переехав в великолепное здание бывшего Военного собрания. В его коллекции есть предметы с особым отличительным знаком — черным штампом «Музей ИАХ» (Музей Императорской Академии художеств) на обороте холстов и подрамниках. Это те самые картины «царских времен», поступившие в Хабаровск из Санкт-Петербурга в 1901–1909 годах. О некоторых из них стоит рассказать подробней.

П.С. Ксидиас. Александр Филиппович Кокорин.  (с оригинала Д.Г. Левицкого). 1893 (?).  Бумага, гравюра, 800 х 507; 378 х 288

Первая коллекция ДВХМ — это первоклассные академические работы русского изобразительного искусства второй половины XIX — начала ХХ века. Среди живописных картин можно выделить произведения наиболее известных русских живописцев-академиков, принимавших участие в отборе экспонатов для молодого хабаровского музея, а также их учеников. Например, большое полотно художника-баталиста Януария Суходольского «Битва амазонок с греками» (1845). Живописец великолепно изображал лошадей, что говорит о его высоком мастерстве. В 1869 году на академической выставке экспонировалась работа Суходольского «Амазонка». Масштабная картина «Царский выход через Красное крыльцо в XVII в. («Посольское подворье в Москве» (1869) создана художником-любителем В. В. Шереметевым, который брал уроки у прославленных профессоров Академии художеств. Его картины выставлялись на выставках в Париже и Берлине и всегда пользовались большим успехом у публики. Ландшафтный пейзаж Василия Васильевича Верещагина «На Кавказе» (1880-е). Пейзажной живописи он учился у профессора С. М. Воробьева, а в своих работах наряду с живописными приемами использовал цветовые и световые эффекты.

К.И. Шишкина. «Цветы на балконе». 1905. Холст, масло

«Опальный боярин» (1886) Николая Павловича Шаховского — портрет седовласого старца, читающего старинную книгу. В 1890 году за полотна «Семейство Годунова» и «Утро великой субботы» этот живописец был удостоен звания академика исторической живописи Петербургской Академии художеств. Кроме того, Шаховской выполнил эскизы 24 мозаик для храма Спаса на Крови. Картина «Высокая нота» написана выпускником Императорской Академии художеств Аполлоном Васильевичем Троицким, получившим в 1899 году за свое произведение звание художника. В 1903 году он принимал участие в росписи Вознесенского собора в Новочеркасске. Этюд «Крестьянки» принадлежит кисти еще одного ученика Репина — Ивана Семеновича Куликова, живописца, мастера портретов. В 1902 году за конкурсную работу «Чаепитие в крестьянской избе» он был награжден Большой золотой медалью и получил права пенсионера для творческой поездки в Италию и Францию.

Н.П. Шаховский. «Опальный боярин». 1886

Пейзаж «В старом парке» живописец Илья Савич Галкин создал в 1905 году, и его закупили с академической выставки специально для Хабаровского художественного музея. С 1894 года художник писал портреты представителей императорской фамилии, а кроме того, был известен и как автор полотен с охотничьими и жанровыми сценами. Автор этюда «Цветы на балконе» (1905) — Ксения Ивановна Шишкина, дочь знаменитого пейзажиста И. И. Шишкина. От природы одаренная, она писала пейзажи, натюрморты, жанровые сцены, ее работы участвовали в «Весенних выставках», проводившихся Императорской Академией художеств. Картина художника-передвижника Ивана Лаврентьевича Горохова «Сражение (в шахматы)» написана в 1908 году и сразу была закуплена Академией художеств с осенней академической выставки для Хабаровского художественного музея. Учителями этого талантливого живописца, родившегося в семье бывшего крепостного крестьянина, были такие известные мастера, как И. М. Прянишников, В. Е. Маковский, К. А. Коровин, В. А. Серов, И. И. Левитан.

Г.Ф. Шмидт. Портрет императрицы Елизаветы. 1761. С оригинала Л.Токе. Бумага, гравюра

Картина «Жертвоприношение Авраама» — это копия с одноименного произведения Рембрандта. Она создана выпускником Академии художеств Сергеем Пантелеймоновичем Краснухой (предположительно до 1909 года). С 1880 по 1887 год он учился в Императорской Академии художеств, где копирование известных полотен считалось одним из способов приобретения мастерства. Во время обучения С. П. Краснуху не раз отмечали серебряными медалями, а по окончании Академии художеств удостоили золотой медали за работу «Св. Ирина исцеляет св. Севастьяна» и присвоили звание «классного художника 2 степени». «Осенняя буря» пейзажистки Марии Алексеевны Федоровой, тоже ученицы И. И. Шишкина, была написана в 1902 году и закуплена Академией художеств с осенней выставки 1902 года по просьбе Приамурского генерал-губернатора Н. И. Гродекова.

Е.Г. Виноградов. Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны. 1761. Бумага, гравюраВ произведениях графики из первой коллекции ДВХМ представлены многие именитые русские мастера, а также иностранные художники-граверы, чья жизнь была связана с Россией. Среди этих работ в основном портреты императорских фамилий, государственных сановников и вельмож. Например, «Портрет императрицы Анны» (1740) Ивана Алексеевича Соколова, «Портрет императрицы Елизаветы» (1761) немецкого гравера Георга Фридриха Шмидта, «Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны» (1761) Егора Григорьевича Виноградова, «Портрет Петра III» баварского гравера и художника-миниатюриста Иоганна Штенглина, «Суворов Александр Васильевич» (1818) мастера русской портретной резцовой гравюры первой половины XIX века Николая Ивановича Уткина. Большой интерес представляет «Портрет Петра Великого» работы неизвестного русского гравера XVIII века, а также «Морской бой под Гангутом в 1714 году», выполненный французским художником М. Бакуа в 1717 году по заказу Петра Первого.

Эти и другие произведения несколько лет назад были представлены на выставке «Истории забытые страницы» из цикла «Открытые фонды», посвященной 85-летию ДВХМ. В прошлом году музей перешагнул 90-летний рубеж, в его собрании сегодня хранится более 15 тысяч произведений, но особую ценность по-прежнему представляет самая первая коллекция, поступившая в далекий дальневосточный город из Императорской Академии художеств в начале прошлого столетия.

Светлана ЖУК


  1. НВ РАХ (Научная библиотека Российской академии художеств). Отчет о деятельности Императорской Академии художеств в 1901 году. Санкт-Петербург: Канцелярия Императорской Академии художеств, 1902 // Журнал собраний и отчеты за 1900–1903 годы. Санкт-Петербург: Канцелярия Императорской Академии художеств, 1903. С. 48.
  2. ГАХК (Государственный архив Хабаровского края). Ф. Р-1629. Оп. 1. Д. 11. Л. 9.