От военного собрания до храма искусства

В поисках самого красивого места Хабаровска вы неизбежно окажетесь на городской набережной, в живописной парковой зоне, архитектурное украшение которой, несомненно, Дальневосточный художественный музей. Здание, построенное ровно 120 лет назад по проекту Владимира Григорьевича Моро, является памятником федерального значения и имеет замечательную историю.

 

Предназначалось оно для впервые образованного в Хабаровске клуба, объединившего офицеров, обер-офицеров и чиновников военных ведомств местного гарнизона, офицеров артиллерийского склада и горного дивизиона. День его открытия, 14 ноября 1887 года, был ознаменован показом первого любительского спектакля — комедии Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского».

Музыканты. Начало ХХ в.

Местное общество очень любило посещать этот уютный особняк. Роскошные гостиные, мягкая мебель, камин и ковры сразу располагали гостей к отдыху и неформальному общению. На первом этаже размещались большая гостиная, зал со сценой, две малые гостиные, столовая с буфетом, передняя, комната для музыкантов и туалетная. На втором этаже в небольшом угловом помещении устроили библиотеку, две комнаты отвели для карточных игр и одну под бильярдную. В полуподвале находились комнаты для прислуги, повара, кладовая и кухня.

Неизвестный французский скульптор VIII в.  Девочка под вуалью. БисквитСосуд в виде женской головы. VI–V вв. до нашей эры. Глина красная Карл Гюбнер. Письмо. 1851. Германия. Х., м.

Окна выходили в городской сад, и от Амура веяло летней прохладой. Из зала можно было выйти на террасу, обращенную в парк. Неподалеку располагался музыкальный павильон, откуда доносилась духовая музыка.

Сюда приходили отдохнуть, обменяться новостями, поиграть в карты. Однако вход в офицерское собрание был строго ограничен. Офицеры клуба платили членские взносы, гостей же пропускали только по приглашениям. При этом всегда следили за формой одежды: военные должны быть в сюртуках с эполетами, штатские — во фраках.

Тициан.  Ревекка у колодца. Италия. Х., м.Дернер. Орлеанская дева. 1861. Германия. Х., м.

Все мероприятия проводились собственными силами. Большую роль в их организации играли члены офицерских семей. Часто мероприятия носили благотворительный характер. «19 декабря 1899 года хабаровский кружок любителей драматического искусства в Гарнизонном собрании с разрешения Н. И. Гродекова поставил благотворительный спектакль в пользу прокаженных. Чистый доход получился „не очень“ — 91 рубль 33 копейки, но и такие деньги оказались нелишними», — вспоминают в своих очерках о Хабаровске Л. А. Востриков и З. В. Востоков.

Большой восторг у зрителей на таких вечерах вызывала игра на скрипке В. А. Жоравовича и Н. Н. Серебренникова, пение романсов Н. И. Громовой. Долго помнили о концерте Д. М. Леоновой, покорившей своим талантом Сибирь в 1875 году. Певица вспоминала: «Когда меня пригласили обедать, и я пришла к столу, щи уже были налиты, а моя тарелка обложена кругом соболями, для того, сказал мне хозяин (красноярский золотопромышленник П. И. Кузнецов), чтобы щи не простыли». После концерта Дарьи Михайловны в Хабаровске растроганный ее искусством купец А. Ф. Плюснин преподнес обладательнице изумительного голоса 40 шкурок «чудных черных соболей».

Иван Репин. Портрет А.Б. Нентцеля. 1908. Х., м.Ваза кобальтовая, на розовой ножке. Фарфор. Завод ПоповаКузьма Петров-Водкин. Дочь рыбака. 1936. Х., м.

В 1890 году, во время своего путешествия на остров Сахалин, в Хабаровске останавливался А. П. Чехов. Как пишут историки, он посетил военное собрание и читал там газеты. Об этом напоминает мемориальная доска с бюстом писателя работы известного хабаровского скульптора Юрия Кукуева, прикрепленная к главному фасаду Дальневосточного художественного музея.

Долгое время здание военного собрания являлось центром притяжения городской интеллигенции. Однако гостям не хватало художественных впечатлений. Для украшения его стен были приобретены три копии с картин И. К. Айвазовского и В. Д. Поленова и одно оригинальное произведение местного художника С. Г. Ращенко. Часто здесь проходили художественные выставки, в основном с благотворительной целью.

С инициативой создания публичного музея искусств в Хабаровске выступил генерал-губернатор Приамурского края Н. И. Гродеков. Однако лишь в 1920—1930-е годы на Дальний Восток из запасников Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изящных искусств, Музея фарфора, Исторического музея поступили обширные коллекции русского и западноевропейского искусства. В дальнейшем они стали основой собрания Дальневосточного художественного музея.

Михаил Шемякин. Карнавалы Санкт-Петербурга. 1989. ЛитографияВадим Сидур. Формула скорби. 1971. Алюминий, литье

Последующие реконструкции 1980-х и 1990-х годов вернули зданию его исторический облик, сделали более привлекательным. Многие годы в его левой части находился крайсовпроф, но уже в начале 1990-х годов наконец появилась возможность разместить здесь многочисленные произведения старинной европейской и русской живописи, античной керамики, скульптуру, искусство приамурских аборигенов и творчество современных дальневосточных художников.

Поражает удивительно гармоничное сочетание красоты окружающей природы, удачный фасад кирпичного здания ассиметричной композиции и великолепие хранящихся в нем художественных произведений. Когда Дальневосточный художественный музей называют «храмом искусства», в этом нет преувеличения.

Наталья СТАРУН, искусствовед
Фото Григория ТУРИЯНСКОГО

Литература:

  1. Крадин, Н. П. Памятники архитектуры Хабаровска / Н. П. Крадин. — Хабаровск: Этнос-ДВ, 1996. — 252 с. : ил.
  2. Востриков, Л. А. Хабаровск и хабаровчане: очерки о прошлом / Л. А. Востриков, З. В. Востоков. — Хабаровск: Кн. изд-во, 1991. — 256 с. : фот.
  3. Вежновец, А. Ф. Записки краеведов / А. Ф. Вежновец, Н. П. Крадин. — Хабаровск: Магеллан, 2000. — 335 с. : фот.