Граффити: рецепт позитива

Александр Петраш и Михаил КоролевВпервые в музее изобразительных искусств на выставке «Будь на позитиве!» представлены работы молодых художников граффити, живущих в Комсомольске-на-Амуре.

Из истории вопроса. Граффити происходит и от греческого слова «graphein», означающего «писать», и от итальянского слова «graffito». Первый райтер (художник граффити) — доисторический человек, рисующий на стене пещеры, современный — молодой человек из неформальной среды, украдкой рисующий в подземках Манхэттена 1960-х, на парижских улицах 1970-х и в российских подворотнях 1980-х. Уличное хулиганство постепенно превратилось в легальный вид современного искусства. Работы подростков причудливым узором вылились на серые улицы городов.

Ингредиенты граффитиNoise — ник Александра Петраша, студента 5-го курса факультета кадастра и строительства КнАГТУ. С его работами зрители могли познакомиться в музее на выставке «Осенний вернисаж» (2007). Он лидер арт-студии «Свой стиль», основанной в 2002 году. Мозговой центр команды составляют Александр Белошниченко (Krack), Артем Артюков (Dash). Они пробовали себя в различных направлениях — аэрографии и татуировке, тюнинге автомобилей, граффити.

Граффити — это своя культура, свой сленг, мода, музыка и манера поведения. Арт-студия «Свой стиль» имеет авторский флаг и кодекс поведения. Следуя культу поведения в рамках хип-хоп-традиций, ребята выражают себя в основных его направлениях: изобразительном, музыкальном и танцевальном.

С каждым годом деятельность студийцев становилась разнообразней: они участвовали в граффити-фестивалях в разных городах Дальнего Востока, приобрели опыт преподавания в детско-юношеском лагере «Юность» (Хабаровск), в краевом детском центре «Созвездие» (Хабаровск, профильная смена хип-хопа). Со временем ребята переросли свое хобби. Молодежный стиль получил легализацию в нашем городе: ими были оформлены ночные клубы «Жара», «Машина», детские площадки города, офис «Дальсвязи» и многие компьютерные клубы.

«Свой стиль» — это содружество взрослых (не всегда!), серьезных (не всегда!) людей со своей уже сложившейся жизненной позицией. Их узнают на улице, с их мнением считаются — экспозиция в музее была полностью выстроена ими!

Александр ПетрашАртем Артюков

Выставка «Будь на позитиве!» впервые прошла на факультете технологии Амурского государственного педагогического университета в мае 2010 года. Инсталляции, продемонстрированные райтерами, показали и другую грань творчества ребят. В этом они являются последователями преподавателя университета члена Союза художников России С. Н. Машкова, который для них непревзойденный авторитет. А в музее экспозиция открылась в рамках международной акции «Ночь в музее», которая проходила в Комсомольске-на-Амуре во второй раз. Содружество музея и команды райтеров стало постоянным, что позволяет сказать, что музей открыт и интересен для молодежи. Совместная деятельность — это творческие встречи, мастер-классы, участие в музейных проектах «Ночь в музее», арт-площадь в день рождения города.

Итак, рецепт «Позитива» от райтера (художника) Нойса и его соратников. Ингредиенты: как и в кулинарном рецепте, качественные продукты, лежащие в основе блюда (это необходимое, но недостаточное условие успеха). Одежда поудобнее и рюкзак побольше! В нем цветные баллончики и маска-респиратор. Обязательно возьмите с собой хорошее настроение, ведь без позитива у вас может ничего не получиться!

Александр ПлеменюкАлександр Петраш

Способ приготовления. В граффити существует несколько форм и направлений, хотя считается, что «настоящий райтер должен быть оллсити», т. е. уметь рисовать все. Но даже в простейшей форме граффити — теги — райтер стремится выразить себя в своей неповторимой подписи. Мастерство оттачивается годами. В витиеватом узоре-автографе все они хороши! Выдающейся формой в данном направлении является писес (кусок, картина). Он выполняется наиболее тщательно. Самой сложной формой является концепт-рисунок, он приближен к традиционной концептуальной картине. На выставке такие работы выполнены А. Петрашом. В экспозицию вошли работы галерейного плана, выполненные на оргалите и коже. Авторы показывают разные стили и формы. Привлекают внимание несущие вселенский смысл композиции Михаила Королева, дизайнерские разработки Александра Племенюка, сюжеты Александра Белошниченко, загадочный герой (керок) Дмитрия Комолова, графические листы Артема Артюкова. Яркие, позитивные, они несут в себе огромный положительный заряд! Все это делает направление граффити понятным для большего числа молодежи. Интересно, что граффити подчиняется общим законам искусства, основываясь на главных принципах графики, колористики, композиции и дизайна.

Дмитрий КомоловАлександр Белошниченко

Время приготовления: пока не поймали (шутка!). Ведь было время, когда райтеры «бомбили» стены нашего города! Как показала жизнь, существует граффити легальное и не очень. Легальное — это оформление ночных и компьютерных клубов, участие в конкурсах и покраска личного имущества, например, гаража или мотоцикла. Сегодня «уличное» искусство пришло в музей, что говорит о легализации этой молодежной субкультуры.

Готовое «блюдо»: его готовит профессиональный «повар», и потому это произведение кулинарного искусства. Объединив два, казалось бы, столь противоположных слова — музей и граффити — вы почувствуете особый, пикантный вкус! Позитивный!

Послевкусие: как куратор выставки, я уверена, что, отведав сей гурманский продукт, нам еще предстоит оценить по достоинству его вкусовые качества. Не зря в настоящее время музеи Европы пополняют свои коллекции работами художников граффити. Ребята из студии «Свой стиль» уже дали согласие часть своих работ передать в фонд нашего музея.

Новое: это то, другое, что следующее поколение привносит в изобразительное искусство. Это новые точки зрения, с которых авторы взирают на окружающий мир, который, надо сказать, стремительно меняется, и нынешнее поколение формируется уже в иной среде и атмосфере нежели предыдущее.

Алла ЛОМЫКО

Михаил КоролевАлександр Белошниченко


Алла ЛомыкоЛОМЫКО Алла Вячеславовна, сотрудник отдела современного искусства, куратор выставок, работает в Музее изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре с 2003 года. Составитель каталогов: «Книжная иллюстрация в собрании МИИ», «Иллюстрации Е. К. Эвенбах и Э. М. Кондиайн к букварям народов Севера и Дальнего Востока», «Экслибрис в собрании МИИ». Автор методических разработок инновационных экскурсий для воспитанников детских садов и младших школьников.