Искусство графики

Открытие фестиваля «Графический перформанс» в студии Сергея Бурлака

Заметки о Втором фестивале графики Дальнего Востока «Серебряная волна»

Я зерно, вбирающее в себя все соки,
а потом дающее свет.
                                               Рембрандт

Художник создает в мастерской эстетический образ идеального, именно то, что имеет высокие смыслы, будоражащие ум и чувства человека. Они принадлежат не сиюминутности, а Времени, уходящему в бесконечность. Уже мастерская художника представляет собой пространство синтеза субъективной рефлексии в содружестве с книгами, историей искусства, с судьбами художников, спонтанными дискуссиями, в окружении творчества, эскизов, этюдов, набросков — художественного многообразия чувственно воспринимаемых реалий.

Это уникальное пространство воплощает представление о необычном и таинственном вакууме, существующем внутри шумов обычной жизни. Но эти «факты» искусства обретают полнокровную жизнь именно при встрече с восприятием разных людей — зрителей. Поэтому художники вольны создавать уже другое идеальное пространство — выставочное поле. Здесь зрители не получают информацию, а постигают поэтический смысл художественных гармоний. Реальное время диктует необходимость сегодняшнего момента, когда картины художников путешествуют по миру, общаясь со зрителем. И неслучайно рождение в мастерской художника идеи о проведении фестиваля графики «Серебряная волна» на территории Дальнего Востока — такое емкое название подсказал хабаровский поэт Александр Врублевский. Волна как мимолетный абрис, отражающий мысль, некий след опыта: именно с линии, с отпечатков рук начиналась древняя культура, впоследствии названная искусством, которое постепенно пришло к живописному многообразию, покорившее мир иллюзорностью реалистичного пространства. А графическое искусство со временем стало элитарным искусством для искушенных ценителей. Но сегодня в общем мировом культурном процессе возрождается неподдельный интерес к графике как к искусству интеллекта, где мысль отражается как процесс становления или, наоборот, запечатлеть ее в емком обобщении как знак времени. Графика как искусство абстрагирования, приведенное к определенной эстетической формуле, является основой и для практического мира дизайна. Графика вообще определяет источник профессионального мастерства художника.

В. Буюн (Хабаровск)Е. Макеев (Владивосток)

Дальневосточное искусство находится в сложной ситуации для анализа и определения своей самобытности, только лишь эпизодические факты участия в общероссийских выставках позволяют художникам понять свое творчество, да и зрителю нелегко найти дорогу к художникам. Поэтому художественные форумы на Дальнем Востоке должны стать естественной и постоянной формой культурной экспансии, что, конечно, в первую очередь, определяется личной инициативой и активностью художников. Второй фестиваль графики Дальнего Востока «Серебряная волна», состоявшийся в декабре 2009 года, ощутимо расширил границы участников. В первом фестивале участвовали 64 художника, в этот раз — 117. Так как основная цель фестиваля — создать представление о дальневосточной графике в целом, то актуальными оказались проекты, подчеркивающие художественную преемственность: графика известных дальневосточных художников 1960-80-х годов и проект Дальневосточного государственного гуманитарного университета, факультета изобразительных искусств и дизайна, представляющий студентов и молодых художников. Художественно-исторический проект графики 1960-80-х годов из личной коллекции художников — это, конечно, и понимание того, что имена мастеров изобразительного искусства должны жить в памяти людей, а их творчество — не уходить из художественной жизни.

В. Афанасьев (Благовещенск)Е. Зверев (Благовещенск)

Людмила Козлова, арт-критик, заместитель директора по научной части Дальневосточного художественного музея, в статье к каталогу фестиваля отмечает значение творчества этих художников: «Экспонируемые на выставке офорты Сергея Золотарева, входившего в группу СТО (Студенческое Творческое Общество), несут в себе импульс альтернативного искусства 1970-х. В 1970-е годы официальная история хабаровского изобразительного искусства обогащается развитием офорта и другими разновидностями техник глубокой печати. В это десятилетие в офорте много и плодотворно работает Евгений Иванович Вольгушев. Его произведениям в большинстве присущи черты классической графики 1950-х годов: какой бы темы мастер ни касался — истории Крайнего Севера, истории освоения космоса или истории одной семьи, его офорты всегда полны лирических интонаций, и этим мироощущением будут окрашены все его работы последующих десятилетий.

В числе имен дальневосточных художников, последовательно и успешно разрабатывающих в последней трети ХХ столетия темы лирического характера, без сомнения, следует назвать Дмитрия Андреевича Романюка, Евгения Михайловича Фентисова, Геннадия Сергеевича Лукьянова. Несмотря на то, что у каждого из них была своя приверженность к любимой технике, своя путеводная „графическая“ звезда и очень индивидуальный творческий путь, каждый из них остался в истории регионального искусства как творец незабываемых художественных образов, поднимающих проблемы философского и этического порядка». Их творчество, характеризуясь поиском индивидуального стиля, отражает особенности графики того периода на территории Советского Союза. Идеология того времени не могла подавить в истинных художниках жажду к выразительности художественного языка, подтекстом которого была мятежность. На фоне иллюзии идеологического благоденствия художники создавали монументальные мужественные образы человека и природы, а также подчеркнуто камерные образы частной жизни. Они заложили основы полифоничности композиционной структуры (Е. Вольгушев, А. Гуриков, С. Н. Золотарев), учили поискам создания сложной неповторимой фактуры (Е. М. Фентисов, Г. С. Лукьянов).

К. Кузьминых (Магадан)

Художественное своеобразие графики тех лет существенно дополнила коллекция гравюры, 50 графических листов из разных городов бывшего Советского Союза, собранных художником из Находки В. П. Быковым и переданная им в дар Музейно-выставочному центру Находки. Эта коллекция представляет разно-образные печатные графические техники: различные виды офорта с его изысканными штрихами и сложной тональной градацией, благодаря чему передаются тонкие движения природы; богатство бархатистой фактуры литографии, символизм цветной линогравюры в традиции фовизма, — расширили представление о своеобразии графического языка гравюры.

Отдельная экспозиция посвящена особому жанру малоформатной графики — экслибрису. Экслибрис занимает почетное место в мировой выставочной деятельности. Его уникальность в том, что внешне малое поле композиции преображается в удивительно громадный мир культуры. Выбор графической техники играет здесь определяющую роль. Юрий Ноздрин (Москва), известный художник, предпочитает офорт, где тонкость линий передает хрупкость мифологическим ассоциациям. Николай Холодок (Хабаровск) остается верен линогравюре, органично и искусно соединяя пятно с динамикой штрихов, создавая персонажей с психологически портретной достоверностью, с тонким юмором. Антон Вольгушев (Хабаровск) в экслибрисах говорит на богатом языке символических сентенций, в которых чувствуется лирическое взаимоотношение художника с культурой в целом. Экслибрис всегда является для зрителя открытием того, что малое пространство не является преградой для выражения мысли, чувств, а требует виртуозного владения композицией.

В. Горячев (Биробиджан)А. Макашин (Хабаровск)

Несомненно, в искусстве графики основополагающим принципом является осмысление категории графического языка, в нем громадные возможности оригинального выражения творческих устремлений художника. Для классической традиции характерен выбор графических средств сообразно реалистическому образу мотива. Здесь важно в изображении оставить эмоциональное видение, найти своеобразную авторскую ноту, позволяющую почувствовать лирическую мелодию. Акварелисты Биробиджана преданы реалистической манере, усиливая декоративный аспект акварели: деревенские пейзажи, храмовые архитектурные композиции характерны пасторальной созерцательностью. Графика, конечно, непосредственный атрибут путешествий художника как своего рода художественный дневник, в котором есть обобщение наблюдения и мимолетность впечатления. Пленэрное ощущение подкупает непосредственностью впечатления и притягивает искренностью любования: Н. Хрустова, Б. Тамулевич, А. Макашин (Хабаровск), М. Фролов, Я. Демина (Владивосток), О. Большакова (Амурск), О. Шапранова (Владивосток). Мастерство художника-офортиста позволяет и в станковых печатных техниках создать впечатление пленэрности: Ю. Галдин (Магадан), Е. Базилевич, М. Гусельников (Хабаровск), А. Турчевский (Комсомольск-на-Амуре), С. Толмачев (Биробиджан).

Б. Косвинцев (Биробиджан)С. Золотарев (Комсомольск-на-Амуре)

Особый интерес вызывает портретный жанр и как мимолетная зарисовка, и как опыт впечатления, размышления над судьбой конкретного человека, над временем. Пятно, штрих, линейный абрис — и перед зрителем характер человека, прочитанный с краткой встречи: В. Афанасьев (Благовещенск), Н. Карпов (Комсомольск-на-Амуре), «Портрет юности» Н. Вагина (Хабаровск). Видимо, неслучайно А. Павленкович, О. Павленкович (Хабаровск) хотя и используют масло, но выбирают основой бумагу — хрупкий материал, подчеркивающий подвижный характер натуры. В автопортретах Е. Макеева (Владивосток), В. Инёшина (Комсомольск-на-Амуре) более всего выражена суть ироничности, увлекающая в пространство юмора. В сложном философском прочтении привлекают портретные офорты молодого художника А. Косицына (Хабаровск).

М. Гусельников (Хабаровск)Г. Кутуров (Хабаровск)

Графика вне современности, так как она является, в первую очередь, личным (камерным) инструментом внутреннего диалога творческого начала в человеке с первоначалами графического понятия: линия — пятно в пространстве листа. В процессе этого диалога и возникает другой путь в искусстве графики — исследование нетрадиционных подходов в использовании графических средств и материалов, где происходят качественные трансформации фактур графических средств и материалов, в результате которых изменяется привычный эмоциональный и умозрительный образ натурного мотива. Это, в первую очередь, путь обобщения натуры от символа к знаку и далее к абстрактным композициям. Абстрагирование от фигуративности наполнено метафоричностью смыслов, тем, что в культурологическом пространстве называется Текстом. Перед такими работами зритель интуитивно чувствует емкость содержания, созерцательность смыкается с размышлением, а красота графического листа в какой-то мере отделяется от изобразительности и определяется соотношением меры условности графического языка. Например, своеобразна графическая красота вырезной гравюры Г. Кутурова, характерная лаконичным отбором линейного абриса и тем самым обладающая особенным состоянием графической чистоты. Или композиционное решение контрастных цветовых пятен, создающих игру света и тени, — выявляется светоносность физического пространства в обычном листе. По сути, переосмысляется привычное видение конкретного очертания реального мира. Мир интересен именно в познании его безграничности: В. Хрустов (Хабаровск), Абе Такеши (Япония), Рейнхард Шульц (Германия), Игорь Грабовский (Комсомольск-на-Амуре) — актуальность «случайного и неслучайного», «воли краски или жеста художника» показывает глубокий потенциал графических приемов. Поэтому неслучайно художники обращаются к технике монотипии, например, В. Антонов, Г. Аннушкина (Хабаровск). Широко применяет приемы кляксографии Г. Захаркин (Комсомольск-на-Амуре) в своих социально-философских работах. Свободные поливы туши как случайно пролившегося дождя молодого художника В. Буюн (Хабаровск) — метафора хрупкости жизни. Серия замечательных оригинальных композиций А. Шалагина (Находка), полученных в результате синтеза такого рода приемов, — все удивляет горизонтами возможностями открытий в графике. Многогранность графических композиций на выставке заставляет зрителя вглядеться, почувствовать сложный процесс художественной работы, когда впечатление от натуры, ее анализ соединяется с размышлением о качественных особенностях материала, его возможностях создавать другую образную реальность, о его живой субстанции, желающей сказать свое слово в сотворчестве с человеком. Характерная экспрессия цветовых линейных очертаний (импульсивный жест эмоции), соотношение тоновых пятен в работах Б. Косвинцева (Биробиджан), Е. Макеева (Владивосток), А. Пинчукова (Комсомольск-на-Амуре), Ваканы Ямаучи (Япония), М. Гусельникова (Хабаровск) определяет остроту образа как знака столкновения эмоционального чувствования человека и стихии внешних обстоятельств. Можно сравнить с виртуозной игрой на смычковом музыкальном инструменте своеобразную пространственную линейно-штриховую сюиту в офортах Ю. Ноздрина (Москва), О. Яхнина (Санкт-Петербург), рисунках В. Горячева (Биробиджан), гравюрах А. Турчевского (Комсомольск-на-Амуре), иллюстрациях В. Хромова (Хабаровск). Невольно поддаешься иллюзии профессиональной легкости художника-графика.

Ю. Галдин (Магадан)А. Михалевич (Хабаровск)

Суть графической структуры устремлена к обобщенности смыслов — к универсальным идеям. Язык графики метафоричен. Так, например, обобщение в графике изобразительного городского мотива в композициях «Фонари» А. Паукаева (Хабаровск), Штефании Мюллер (Германия) обладает экспрессией безостановочного городского ритма. Опыт мгновений жизненного бытия посредством динамичного контраста черного и белого, композицией штриховых диагоналей преображается в драматургию поиска Истины, в философию пути святости — свет, как пламя, вырывающееся из черного пространства метафоричен в триптихе Е. Зверева (Благовещенск). В триптихе К. Кузьминых «Чукотка» (Магадан) можно проследить трансформацию мотива народного бытия в символ и знак, тем самым определяя монументальный характер идеи национального.

В. Хрустов (Хабаровск)Е. Вольгушев (Хабаровск)

Своеобразную роль визуального изменения графической фактуры исполняет декоративный принцип с его орнаментальностью или сугубо ритмической проработки. Композиции Г. Омельченко (Находка), А Иконникова (Хабаровск), природные мотивы Н. Вагиной, В. Помазкова (Хабаровск), преображение морского мотива А. Вольгушева, абстрактные метафоры В. Романовой (Хабаровск), романтический образ природы И. Грабовского, сказочные гиперболы А. Славкиной (Комсомольск-на-Амуре), — во всем этом разнообразии явно присутствует отстраненность образов, в них, по сути, выражено внутреннее эмоциональное настроение, но ускользающее от зрительского проникновения — это метафора «обособленной вещи», в которую нужно проникнуть через лабиринт декоративного внешнего фона. Примером подчеркивания сложных декоративно-тоновых качеств акварели, гуаши, пастели как результата многих слагаемых являются композиции А. Нежинского (Хабаровск), И. Лиханова (Сикачи-Алян Хабаровского края). В них и сила проникновения мысли в натуру, и пристрастие к цветовым возможностям материала. Капризная физическая субстанция становится таинственной гиперболой, метафорой красоты природы, выявляя в ней животворящую энергию сродни философии космоса. В противоположной декоративной области находятся своеобразные работы Миямото Цутому (Япония), Александра Михалевича (Хабаровск), Ларисы Плетневой (Комсомольск-на-Амуре). Художники используют тон (цветовой оттенок) обычной бумаги — в принципе, первоначального источника графики. Обрывы мягкой ручной фактуры японской (неотбеленной) бумаги с минимальным использованием размывов туши удивительно точно передают рельефы амурских берегов («Амурский пейзаж» Миямото Цутому). Такой же прием использовала Л. Плетнева, создавая из упаковочного материала коллаж реального пейзажа с натурной зарисовкой студенческих времен. Своеобразная картина-объект А. Михалевича привлекает многими ассоциативными мыслями. В оттененном глухим розовым цветом пространстве осязаемо явлена муза, сотканная из тончайших оттенков тонкой прозрачной бумаги. Мерцающая муза как символ, мысленно возвращающая нас в глубь веков первых точек, линий и пигментов, нанесенных в бесконечном пространстве художественного мира, и олицетворяющая романтическое вдохновение человечества.

Искусство не место, не время, а некое пространство идеального, где существует Красота, — мира творческой энергии. Художественные выставки — след в сердцах зрителей, в культуре страны.

Ольга ПРИВАЛОВА,
искусствовед, член Союза художников России