Заметки о Втором фестивале графики Дальнего Востока «Серебряная волна»
Я зерно, вбирающее в себя все соки, Художник создает в мастерской эстетический образ идеального, именно то, что имеет высокие смыслы, будоражащие ум и чувства человека. Они принадлежат не сиюминутности, а Времени, уходящему в бесконечность. Уже мастерская художника представляет собой пространство синтеза субъективной рефлексии в содружестве с книгами, историей искусства, с судьбами художников, спонтанными дискуссиями, в окружении творчества, эскизов, этюдов, набросков — художественного многообразия чувственно воспринимаемых реалий. Это уникальное пространство воплощает представление о необычном и таинственном вакууме, существующем внутри шумов обычной жизни. Но эти «факты» искусства обретают полнокровную жизнь именно при встрече с восприятием разных людей — зрителей. Поэтому художники вольны создавать уже другое идеальное пространство — выставочное поле. Здесь зрители не получают информацию, а постигают поэтический смысл художественных гармоний. Реальное время диктует необходимость сегодняшнего момента, когда картины художников путешествуют по миру, общаясь со зрителем. И неслучайно рождение в мастерской художника идеи о проведении фестиваля графики «Серебряная волна» на территории Дальнего Востока — такое емкое название подсказал хабаровский поэт Александр Врублевский. Волна как мимолетный абрис, отражающий мысль, некий след опыта: именно с линии, с отпечатков рук начиналась древняя культура, впоследствии названная искусством, которое постепенно пришло к живописному многообразию, покорившее мир иллюзорностью реалистичного пространства. А графическое искусство со временем стало элитарным искусством для искушенных ценителей. Но сегодня в общем мировом культурном процессе возрождается неподдельный интерес к графике как к искусству интеллекта, где мысль отражается как процесс становления или, наоборот, запечатлеть ее в емком обобщении как знак времени. Графика как искусство абстрагирования, приведенное к определенной эстетической формуле, является основой и для практического мира дизайна. Графика вообще определяет источник профессионального мастерства художника.
Дальневосточное искусство находится в сложной ситуации для анализа и определения своей самобытности, только лишь эпизодические факты участия в общероссийских выставках позволяют художникам понять свое творчество, да и зрителю нелегко найти дорогу к художникам. Поэтому художественные форумы на Дальнем Востоке должны стать естественной и постоянной формой культурной экспансии, что, конечно, в первую очередь, определяется личной инициативой и активностью художников. Второй фестиваль графики Дальнего Востока «Серебряная волна», состоявшийся в декабре 2009 года, ощутимо расширил границы участников. В первом фестивале участвовали 64 художника, в этот раз — 117. Так как основная цель фестиваля — создать представление о дальневосточной графике в целом, то актуальными оказались проекты, подчеркивающие художественную преемственность: графика известных дальневосточных художников
Людмила Козлова,
В числе имен дальневосточных художников, последовательно и успешно разрабатывающих в последней трети ХХ столетия темы лирического характера, без сомнения, следует назвать Дмитрия Андреевича Романюка, Евгения Михайловича Фентисова, Геннадия Сергеевича Лукьянова. Несмотря на то, что у каждого из них была своя приверженность к любимой технике, своя путеводная „графическая“ звезда и очень индивидуальный творческий путь, каждый из них остался в истории регионального искусства как творец незабываемых художественных образов, поднимающих проблемы философского и этического порядка». Их творчество, характеризуясь поиском индивидуального стиля, отражает особенности графики того периода на территории Советского Союза. Идеология того времени не могла подавить в истинных художниках жажду к выразительности художественного языка, подтекстом которого была мятежность. На фоне иллюзии идеологического благоденствия художники создавали монументальные мужественные образы человека и природы, а также подчеркнуто камерные образы частной жизни. Они заложили основы полифоничности композиционной структуры (Е. Вольгушев, А. Гуриков,
Художественное своеобразие графики тех лет существенно дополнила коллекция гравюры, 50 графических листов из разных городов бывшего Советского Союза, собранных художником из Находки Отдельная экспозиция посвящена особому жанру малоформатной графики — экслибрису. Экслибрис занимает почетное место в мировой выставочной деятельности. Его уникальность в том, что внешне малое поле композиции преображается в удивительно громадный мир культуры. Выбор графической техники играет здесь определяющую роль. Юрий Ноздрин (Москва), известный художник, предпочитает офорт, где тонкость линий передает хрупкость мифологическим ассоциациям. Николай Холодок (Хабаровск) остается верен линогравюре, органично и искусно соединяя пятно с динамикой штрихов, создавая персонажей с психологически портретной достоверностью, с тонким юмором. Антон Вольгушев (Хабаровск) в экслибрисах говорит на богатом языке символических сентенций, в которых чувствуется лирическое взаимоотношение художника с культурой в целом. Экслибрис всегда является для зрителя открытием того, что малое пространство не является преградой для выражения мысли, чувств, а требует виртуозного владения композицией.
Несомненно, в искусстве графики основополагающим принципом является осмысление категории графического языка, в нем громадные возможности оригинального выражения творческих устремлений художника. Для классической традиции характерен выбор графических средств сообразно реалистическому образу мотива. Здесь важно в изображении оставить эмоциональное видение, найти своеобразную авторскую ноту, позволяющую почувствовать лирическую мелодию. Акварелисты Биробиджана преданы реалистической манере, усиливая декоративный аспект акварели: деревенские пейзажи, храмовые архитектурные композиции характерны пасторальной созерцательностью. Графика, конечно, непосредственный атрибут путешествий художника как своего рода художественный дневник, в котором есть обобщение наблюдения и мимолетность впечатления. Пленэрное ощущение подкупает непосредственностью впечатления и притягивает искренностью любования: Н. Хрустова, Б. Тамулевич, А. Макашин (Хабаровск), М. Фролов, Я. Демина (Владивосток), О. Большакова (Амурск), О. Шапранова (Владивосток). Мастерство
Особый интерес вызывает портретный жанр и как мимолетная зарисовка, и как опыт впечатления, размышления над судьбой конкретного человека, над временем. Пятно, штрих, линейный абрис — и перед зрителем характер человека, прочитанный с краткой встречи: В. Афанасьев (Благовещенск), Н. Карпов (
Графика вне современности, так как она является, в первую очередь, личным (камерным) инструментом внутреннего диалога творческого начала в человеке с первоначалами графического понятия: линия — пятно в пространстве листа. В процессе этого диалога и возникает другой путь в искусстве графики — исследование нетрадиционных подходов в использовании графических средств и материалов, где происходят качественные трансформации фактур графических средств и материалов, в результате которых изменяется привычный эмоциональный и умозрительный образ натурного мотива. Это, в первую очередь, путь обобщения натуры от символа к знаку и далее к абстрактным композициям. Абстрагирование от фигуративности наполнено метафоричностью смыслов, тем, что в культурологическом пространстве называется Текстом. Перед такими работами зритель интуитивно чувствует емкость содержания, созерцательность смыкается с размышлением, а красота графического листа в Суть графической структуры устремлена к обобщенности смыслов — к универсальным идеям. Язык графики метафоричен. Так, например, обобщение в графике изобразительного городского мотива в композициях «Фонари» А. Паукаева (Хабаровск), Штефании Мюллер (Германия) обладает экспрессией безостановочного городского ритма. Опыт мгновений жизненного бытия посредством динамичного контраста черного и белого, композицией штриховых диагоналей преображается в драматургию поиска Истины, в философию пути святости — свет, как пламя, вырывающееся из черного пространства метафоричен в триптихе Е. Зверева (Благовещенск). В триптихе К. Кузьминых «Чукотка» (Магадан) можно проследить трансформацию мотива народного бытия в символ и знак, тем самым определяя монументальный характер идеи национального.
Своеобразную роль визуального изменения графической фактуры исполняет декоративный принцип с его орнаментальностью или сугубо ритмической проработки. Композиции Г. Омельченко (Находка), А Иконникова (Хабаровск), природные мотивы Н. Вагиной, В. Помазкова (Хабаровск), преображение морского мотива А. Вольгушева, абстрактные метафоры В. Романовой (Хабаровск), романтический образ природы И. Грабовского, сказочные гиперболы А. Славкиной ( Искусство не место, не время, а некое пространство идеального, где существует Красота, — мира творческой энергии. Художественные выставки — след в сердцах зрителей, в культуре страны.
Ольга ПРИВАЛОВА, |
|||
|