Городская среда

Привокзальная площадьКуда должен смотреть Ерофей Хабаров?

Первое впечатление о незнакомом месте, которому повезло иметь рядом с собой стальную нитку магистрали, выносишь от встречи с железнодорожным вокзалом. Согласитесь, он, как зеркало, в котором отражается время.

Если взять наш Хабаровск, то его бурное развитие конца XIX — начала XX века связано с большим железнодорожным строительством на Дальнем Востоке. В 1891 году закладка Уссурийской железной дороги, а итог — установленное в 1897 году регулярное сообщение между Хабаровском и Владивостоком. Возведение же в 1916 году знаменитого железнодорожного моста через Амур превратило город в крупный железнодорожный узел.

Здание первого хабаровского железнодорожного вокзалаСам вокзал и привокзальная площадь являются не только историческим, но и культурным объектом, имеющим свою интересную историю. В письме начальника работ по сооружению Уссурийской железной дороги О. П. Вяземского приамурскому генерал-губернатору П. Ф. Унтербергеру от 5 июня 1894 года читаем: «По изысканиям 1891 года место для станции Хабаровск избрано с южной стороны города, в четырех верстах от него, на ровной и широкой площадке, допускающей развитие станции до требуемых размеров. От этой станции спроектирована ветвь к пристани, расположенной в южной части города против артиллерийских складов». Газета «Приамурские ведомости» от 13 октября 1896 года уточняет: «Закладка здания станции Северо-Уссурийской железной дороги — Хабаровск состоялась 6 октября в 2 часа дня. В основание здания была заложена доска с надписью: «В благополучное царствование Государя императора Николая II, при Приамурском генерал-губернаторе генерал-лейтенанте С. М. Духовском, его помощнике генерал-лейтенанте Н. И. Гродекове, при строителе действительном статском советнике инженере О. П. Вяземском, заложено здание сие в лето 1896 года октября 6 дня».

Вокзал 1930-хНазвание станции «Хабаровск» впервые упоминается 5 февраля 1897 года в приказе начальника работ по сооружению Уссурийской железной дороги — в перечислении уже пущенных в эксплуатацию сооружений. Первое здание вокзала возведено к моменту пуска Уссурийской железной дороги и введено в постоянную эксплуатацию 1 ноября 1897 года. По своему виду это было типовое одноэтажное деревянное строение. Его дореволюционные снимки хранятся в Государственном архиве Хабаровского края, фондах краевого музея имени Н. И. Гродекова и в Дальневосточной государственной научной библиотеке. 29 мая 1900 года возле вокзала установили обелиск.

В 1900 году приамурский генерал-губернатор Н. И. Гродеков ходатайствовал перед Николаем II о возведении в Хабаровске монумента в память об участии войск в постройке Уссурийской железной дороги. Известно, что к ее сооружению привлекалось17 720 солдат. Высочайшее согласие было получено. Установленный на привокзальной площади в торжественной обстановке обелиск украшал двуглавый орел, на медной доске имелась надпись: «Повелением императора Александра III Уссурийская железная дорога начата постройкой 19 мая 1891 года. 31 августа 1897 года, в царствование императора Николая II, ее постройка закончена. Войска Приамурского военного округа, будучи призваны к сооружению этого пути, значительную часть его выполнили своим трудом. Да свидетельствует этот памятник, что воины уссурийские, стоящие грозным оплотом на отдаленном участке империи, умеют служить Отечеству как оружием, так лопатой и топором. Слава русскому солдату!».

Вокзал1960-хАвтором проекта стал полковник Третьяков. Орел, венчающий верх памятника, отлит из чугуна в хабаровских артиллерийских мастерских (завод «Дальдизель»), однако после установления советской власти на Дальнем Востоке с обелиска сначала сбили изображение птицы, а когда появилось новое здание вокзала, снесли и саму стелу. Не посмотрели, что это был первый памятник в городе.

Первое здание вокзала, деревянное, сгорело 5 апреля 1920 года во время боя на привокзальной площади с японскими войсками. После Гражданской войны назрела необходимость его восстановления. Первую очередь — одноэтажное каменное здание построили в ноябре 1926 года. Полностью же вокзальный комплекс завершили в 1935-м. Это было крепкое, массивное сооружение. Обновилась и привокзальная площадь: она стала шире, впервые ее заасфальтировали, а в центре разбили газон. В годы Великой Отечественной войны (1941–1945) через железнодорожный вокзал ежедневно проходили эшелоны с техникой и живой силой для фронта. На площади установили громкоговоритель, и здесь часто собирались люди, чтобы послушать сводки Информбюро. После капитуляции фашистской Германии советские воины стали возвращаться домой, и на перроне вокзала горожане торжественно встречали своих героев.

В 1950-е годы привокзальная площадь приобрела новый вид, а поводом послужило то, что Хабаровск готовился отпраздновать свое 100-летие. Партийные органы приняли решение о сооружении здесь памятника Ерофею Хабарову, землепроходцу XVII века. В мастерской хабаровского скульптора Яна Мильчина создавался макет для участия в выставке. Работа Мильчина понравилась, фигуру Хабарова отлили в Мытищах под Москвой и доставили на берега Амура. В мае 1958 года привокзальная площадь покрылась строительными лесами. Из бетона отлили монолитную скалу. Фигуру Хабарова установили с помощью подъемных кранов. И 29 мая 1958 года в торжественной обстановке, при огромном скоплении горожан открыли памятник прославленному землепроходцу.

Современный вид вокзалаВ то время у здания вокзала была установлена стела с текстом, посвященным событиям Гражданской войны. Об этом памятном знаке сообщала в 1957 году «Тихоокеанская звезда»: «В ночь с 4 на 5 апреля 1920 года 3-й и 4-й взводы 1-го особого морского отряда под командованием краснофлотца Николая Хорошева получили приказ занять перрон и часть вокзала, где на железнодорожных путях было сосредоточено 88 вагонов с боеприпасами и другим военным имуществом партизанских отрядов. Утром японцы предприняли попытку захвата вокзала, но встретили упорное сопротивление. Несмотря на наличие у противника артиллерии и нехватку патронов, моряки отбивались ружейно-пулеметным огнем до тех пор, пока паровозы экстренно не эвакуировали военное снаряжение на левый берег Амура. Практически все защитники при этом погибли, лишь небольшой их части с ранеными удалось отойти, пробившись с перрона. Источники сообщают о том, что последние моряки, оказавшись без патронов, бросились в рукопашную, в которой погиб и их командир».

Доска с памятника 1897 годаС 1963-го по 1966-й проходила новая реконструкция вокзала. Основное здание снесли и на его фундаменте построили железобетонное двухэтажное сооружение в стиле конструктивизма. К сожалению, памятную стелу во время строительства нового здания убрали и вместо нее на новом здании, с правой стороны, установили мемориальную доску. И еще одна особенность: на первых зданиях хабаровского вокзала часов не было, и об отправлении поездов возвещал железнодорожный колокол. Часы появились лишь на новом, да и сама площадь расширилась. Памятник Ерофею Хабарову в центре зеленого газона оказался окруженным автомобильной дорогой. Чтобы от вокзала дойти до трамвайной остановки среди бурного потока машин, требовалась особая сноровка. Конечно же, все эти неудобства требовали своего решения. Со временем обветшало и это здание. Было принято решение о масштабной реконструкции вокзального комплекса станции Хабаровск, и в октябре 2003 года ее в основном завершили.

В память о трудовом подвиге военных строителей Уссурийской железной дороги здесь был воссоздан монумент (открыт 5 августа 2005 года), а на самом здании вокзала со стороны перрона восстановили мемориальную доску в честь подвига моряков-амурцев: «Доблестным защитникам города. 5 апреля 1920 при защите железнодорожного вокзала от японских интервентов пали смертью храбрых моряки Амурской флотилии под командованием Николая Хорошева». В канун празднования 150-летия со дня рождения города по инициативе городской власти полностью реконструировали и привокзальную площадь. Она заиграла новыми красками, и теперь Ерофей Павлович, ставший визитной карточкой Хабаровска, встречает гостей и самих горожан тоже помолодевшим.

Памятник героям Гражданской войныСпорят, куда должен смотреть Хабаров: на горы Хехцира или на величавый Амур, по правому берегу которого и раскинулся сам город, а во времена освоения новых земель мимо проплывали струги с дружиной Ерофея Павловича, или же на здание вокзала? Конечно, последнее утверждение самое верное. Поток прибывших в Хабаровск устремляется к автобусам, трамваям, и первым их приветствует Ерофей Павлович.

Торжественное открытие привокзальной площади состоялось 30 мая 2008 года. Изменения колоссальные: памятник первопроходцу поднят выше, а вокруг него появились фонтаны и сосны, рядом выстроены многоэтажная автостоянка и торговый комплекс. Теперь попасть на вокзал можно по подземному переходу. И, пожалуй, главное. Постановлением правительства Хабаровского края от 28 июля 2008 года вокзальной площади города присвоено имя великого русского землепроходца XVII века Ерофея Хабарова.

Мой стадион

Начало. Вид с Казачьей горы. 1955У каждого из нас есть свой стадион детства, куда впервые приводили родители. Строки из стихотворения «Мой стадион» Людмилы Миланич позволяют нам вновь вернуться в юность.

Мне стадион — почти родня:
Он на глазах рождался у меня —
Где мы купались, где была коса,
Он у реки как в сказке начался.
Его основа — крепкая земля,
Подаренная сопкой. Он земляк.
А суть его — стремленье к высоте,
Которая всегда живет в мечте.
Ты мне амурский ветер подари
И над родной рекой цветок зари,
Мой стадион, друг наших детских дней,
И стану я добрее и сильней.

Историческая правда дает возможность новому поколению точнее осознать значимость того или иного события. С этим не поспоришь, верно? Но лично у меня всегда вызывает удивление, как вольно трактуют хронологию строительства стадиона имени Ленина в средствах массовой информации и в интернете.

Формирование территории. 1958Закончилась война. Восстанавливается народное хозяйство. Послевоенное время характерно энтузиазмом людей, их устремлением в спорт. Но для этого у хабаровчан не было больших возможностей. Спортивная база была ограниченной. Газета «Суворовский натиск» от 27 июня 1986 года, рассказывая о сороковых годах прошлого столетия, писала: «Ведь в распоряжении (воинов-дальневосточников. — Примеч. ред.) был только один, да и то небольшой зал в Доме офицеров. В нем тренировались представители всех видов спорта. Можно представить, каким напряженным был график его эксплуатации. До самой поздней ночи не освобождался зал». Тем не менее, несмотря на ограниченность спортивной базы конца сороковых — начала пятидесятых годов, дальневосточные воины-спортсмены постоянно занимали призовые места на соревнованиях по первенству Вооруженных сил СССР.

Постановление Правительства СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» от 1949 года определило для командования Дальневосточного военного округа задачу — обеспечение массовости занятий спортом, но выполнить ее при слабой обеспеченности спортивными сооружениями было нереально. Столице военного округа нужен был новый мощный спортивный объект, что прекрасно понимал командующий ДВО Маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский.

Открытие стадиона. 1 сентября 1957 годаПодвижническая деятельность Р. Я. Малиновского, дважды Героя Советского Союза, главкома вооруженными силами округа, способствовала развитию физической культуры и спорта на Дальнем Востоке. Он понимал, что трудно развиваться спорту, а спортсменам добиваться высоких результатов без солидной спортивной базы. Нужны стрелковые тиры, футбольные поля, волейбольные и баскетбольные площадки, беговые дорожки, плавательные бассейны. В начале пятидесятых годов назрела необходимость военному округу иметь свой спорткомплекс.

Листая подшивки газеты «Суворовский натиск», в статье «Каким будет стадион в Хабаровске» от 28 декабря 1947 года читаем: «В малом зале Дома офицеров была открыта выставка конкурсных эскизных проектов строительства учебного спортивного стадиона Министерства Вооруженных сил СССР в Хабаровске. Строительство учебно-спортивного стадиона намечалось на территории „Орлово поле“, включало также район нижнего колхозного рынка и прибрежной полосы Амура вплоть до городского парка культуры и отдыха. Планировался огромный комбинат, состоящий из стадиона на 15 000 зрителей с баскетбольными, волейбольными, городошными площадками и теннисными кортами, площадкой для детских игр, гимнастическими городками и полосами препятствий, тренировочным футбольным полем, зимнего спортивного комбината с гимнастическими и тяжело-атлетическими залами и закрытым водным бассейном с вышкой для прыжков».

ООткрытый плавательный бассейн с вышкойднако специальная комиссия под руководством Р. Я. Малиновского выбрала другой проект — дорогостоящий и более масштабный: возведение на берегу Амура, в районе устья речки Чердымовки, стадиона, бассейна, Дворца спорта, яхт-клуба и других сооружений. 12 апреля 1955 года утвердили организационный план по строительству хозяйственным способом спортивного стадиона ДВО в районе городского парка и речного порта, а 23 сентября того же года проект окружного стадиона одобрил командующий войсками ДВО.

На берегу Амура, от Казачьей горы до утеса и городского парка культуры и отдыха, началось возведение крупнейшего на Дальнем Востоке стадиона. Его главными строителями стали офицеры и рядовые ДВО. Сама история стройки — одна из наиболее ярких в биографии военного округа, города и края. Согласно плану, территория стадиона должна была раскинуться на площади в 33 гектара. Центральное место занимало спортивное ядро стадиона — футбольное поле в окружении трибун из железобетона на 25 тысяч зрителей. Неподалеку запланированы тренировочное футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадки, места для состязаний тяжелоатлетов, боксеров, борцов, двухсотметровая полоса препятствий. Ближе к Амуру — 50-метровый открытый плавательный бассейн с 10-метровой вышкой для прыжков и детский плескательный бассейн. Смотришь сейчас на старые снимки и просто завидуешь: ведь в итоге получился не стандартный «лягушатник», а в чем-то даже прообраз водных горок. Кроме того, намечалось построить Дворец спорта, стрелковый тир и теннисные корты с трибунами для зрителей.

Дворец спорта и памятник СталинуОднако прежде чем приступить к этим работам, требовалось создать строительную площадку, подняв берег Амура на 4–7 метров, отсыпать огромный участок и намыть более миллиона кубометров грунта. Уже по этой причине само строительство было уникальным в рамках страны, поскольку велось на заливаемой паводками песчаной косе, практически на воде. В состав авторского коллектива проекта спортивного ядра вошли рядовой Паньков, младший лейтенант Семененко, старший инженер-лейтенант Михаил Яковлевич Сорокин, инженер-лейтенант Михель Тевьевич Лубман. Очень важно, чтобы их имена остались в нашей памяти. Как и благодарность безымянным славным строителям — воинам округа, ставшим на это время укладчиками железобетонных плит и дренажного слоя, плотниками, каменщиками, арматурщиками.

Начальник строительства стадиона Лев Михайлович Шлейпак рассказывал, что предстояло выполнить огромный объем работ. За 1955–1956 годы подготовили площадку и подняли берег Амура, завершили сооружение главной спортивной арены. На футбольном поле провели дренажные работы, полным ходом шла работа по устройству коллектора речки Чердымовки. Завершили работы и по оборудованию основной части набережной Амура. Вдоль берега по насыпи уложили семь тысяч бетонных плит — из тех одиннадцати тысяч, которые требовались для этой цели. Уже к концу 1956 года наметились контуры спортивных сооружений: завершили возведение трибун вокруг футбольного поля, провели разметку аллей и газонов, волейбольных и баскетбольных площадок, построили главные входы на стадион. Почти три тысячи тонн асфальта уложили на дорожках. Завершающее событие 1956 года — открытие на улице Шевченко спортивного комбината ДВО.

Набережная АмураК 1 сентября 1957 года многие жители города стали обладателями специально приготовленных пригласительных билетов на торжественное открытие стадиона: «Командование Дальневосточного военного округа приглашает Вас на спортивный праздник, посвященный открытию окружного стадиона, который состоится 1 сентября 1957 года. Начало в 11 часов». За активное участие в строительстве стадиона имени В. И. Ленина награждены почетными грамотами крайкома КПСС и крайисполкома с вручением ценных подарков тринадцать офицеров, среди них Валентин Антонович Пеньковский, Лев Михайлович Шлейпак, Михаил Яковлевич Сорокин, Алексей Александрович Чернов, Василий Тихонович Журавель; более ста военнослужащих от рядовых до офицеров — грамотами крайкома КПСС и крайисполкома.

Рапорт воинов-строителей в тот замечательный день принимал командующий войсками Дальневосточного военного округа генерал-полковник Валентин Антонович Пеньковский. От имени военного совета округа он поблагодарил строителей за их самоотверженный труд и зачитал приказ командования об открытии стадиона. Решением Хабаровского краевого совета депутатов трудящихся стадиону Дальневосточного военного округа присвоили имя В. И. Ленина. Затем состоялся большой спортивный праздник с показами массовых гимнастических упражнений, эстафетами, велогонками, футбольным матчем и концертом лучших творческих коллективов города.

В.В. Пеньковский осматривает территорию строящегося стадионаВ 1958 году строительство стадиона продолжилось. Вводилась вторая очередь спортивных сооружений. Украшением его северной части стало здание яхт-клуба, у подножия которого плескались воды Амура. Ну а работа зимнего плавательного бассейна стала приносить свои плоды: армейские спортсмены сумели повысить результаты, полностью обновив таблицу рекордов ДВО и Хабаровского края. Среди них перворазрядники В. Плехов, Е. Ермаков, А. Малеев, А. Дудкина. За эти годы здесь вырос новый отряд пловцов-разрядников, значкистов ГТО.

Спортивный комплекс округа приобретал завершенный вид. Действовали и вступали в эксплуатацию спортивные объекты, озеленялась территория. Стадион становился любимым местом отдыха хабаровчан, «амурскими Лужниками» называли его горожане. Приняв дела у своего знаменитого предшественника, новый командующий войсками ДВО В. А. Пеньковский постоянно осматривал строительство стадиона. Его интересовало все: наличие материала на объектах, как идет работа по благоустройству территории, сроки сдачи спортивных сооружений. И 1960 год стал годом полной реализации проекта. Его завершающее и самое значимое сооружением — Дворец спорта. Еще 16 июня 1958 года решением исполнительного комитета Хабаровского краевого совета депутатов трудящихся военному округу было разрешено возведение в южной парковой зоне Дворца спорта. Основой стал типовой проект, разработанный институтом «Гипроспорт».

Газета «Суворовский натиск» от 25 марта 1960 года в статье «Для вас, спортсмены» сообщала: «Это будет один из крупных Дворцов спорта в нашей стране. На поле искусственного льда площадью 1 830 квадратных метров будут проводиться состязания по хоккею с шайбой и мячом, соревнования конькобежцев. На трибунах разместятся 3 000 зрителей, а во время торжества в зале — 5 500 человек».

Вид открытого плавательного бассейна. 1960Действительно, в то время он считался самым крупным спортсооружением в восточной части страны. На его арене длиной 61 и шириной 50 метров можно было проводить любые спортивные состязания. Дворец открыли 5 ноября 1960 года, приурочив к этому событию торжественное заседание по случаю 43-й годовщины Великого Октября. Перед главным входом в те годы был установлен памятник Сталину, но в 1961 году его убрали, заменив гипсовым бюстом Ленина.

Решением бюро Хабаровского горкома КПСС за активное участие в строительстве Дворца спорта отмечены 37 военнослужащих и среди них начальник строительства Василий Тихонович Журавель, командир воинской части Семен Петрович Васягин, производитель работ строительства Дворца спорта Михаил Яковлевич Сорокин, начальник бетонного завода Борис Константинович Алехин, начальник площадки строительства Евгений Михайлович Гинсбург, заместитель начальника по политической подготовке Валентин Александрович Калугин.

Под занавес, когда возвели все намеченные к сдаче в 1960 году спортивные объекты комплекса, на месте речки Чердымовки возник Амурский бульвар и был сооружен еще один вход на стадион. Сам объект получил красивое название «Летящая чайка». Его авторы — Михель Тевьевич Лубман и старший инженер лейтенант института «Военпроект 533» Анатолий Васильевич Кощей. Новый вход на стадион со стороны Амурского бульвара открыли 5 ноября 1960 года.

Детский плескательный бассейнВ течение пяти лет (1955–1960) шла героическая стройка спортивных объектов. Необходимо отметить, что город Хабаровск, его жители и предприятия также внесли свою лепту в это грандиозное по тем временам строительство. Стремительный бег времени не может заслонить героику стройки, комсомольско-молодежные субботники и воскресники, социалистическое соревнование ради досрочного завершения объектов. Все это увековечено мощными сооружениями стадиона. Главными в любом событии являются люди. Здесь это в первую очередь воины — от рядовых и сержантов до офицеров и генералов. Проходя по территории стадиона, испытываешь огромное уважение к славному прошлому и к тем людям, кто создавал для нас всю эту красоту.

И еще несколько стихотворных строк, написанных Борисом Копалыгиным.

Там, где бьет седой Амур в бетон,
Видим мы красавец-стадион.
Он цветет ковром ярко-зеленым,
И простор кругом, и красота.
Вот она, солдатских чемпионов
Давняя заветная мечта!
Сколько в ней труда, упорства, пота
И тепла умелых, крепких рук!
Это наша славная работа,
Мой товарищ, мой солдатский друг!
Выше знамя воинского спорта,
Молодой спортсмен и чемпион!
Новые победы и рекорды
Ждет от нас красавец стадион.

Валерий ЛЫСУНЕЦ