В древней Японии считалось, что чужие друг другу люди, встретившись под дождем под одним небом или напившись из одного колодца, станут в другой жизни друзьями. А если люди встретились под одной театральной крышей? И спрятались там не только от дождя и жизненных бурь… Всю жизнь вместе. Беды и радости. Успех и провалы. Мужья, жены и дети. А выпито… А сыграно… Вместе. Командой. Нет! Суждено нам, У артистов не может быть пенсии в общепринятом смысле. Для состарившегося артиста вопрос заключается в том, чтобы понять, что умрет раньше — его жизненная сила или способность творить. Если он не сможет играть, то ему остается наслаждаться жизнью (что, в общем то, проблематично). Но если ничто его больше не поддерживает в жизни, кроме творчества, то в тот день, когда оно иссякнет, не будет ничего хорошего.
Как только артисты уходят из театра, их тут же забывают. Потом вспоминают как историю. Но не всех. Помнят тех, в ком узнают самих себя. Вот почему настоящие артисты живут в памяти благодаря тому, что в них менее всего оригинального. Масштаб личности, обояние и чувство юмора.
Очень часто на театре спрашивают совета, не предупредив, что решение уже принято. А потом злятся на советчика за то, что у него другое мнение. Критик: Чего не хватает артистам, так это характера… Режиссер: Избави бог меня от артистов с характером…
Если человека не предупреждали о
Есть люди, которые ради собственного удовольствия или по глупости попадают в неприличные ситуации. После этого валяются у вас в ногах: «Помогите!» Обижаются, когда мы не торопимся откликнуться на их зов. Наконец, когда мы
Чтобы сделать
Если не вопишь, никто не поверит, что тебе больно. Я думала, что этот опыт, приобретенный в больнице, не пригодится в театре. Отнюдь. Я страдаю за людей, которым не отводят должного места на театре. В то же время, всегда отчетливо видишь причины такой несправедливости. Но они всегда такие тонкие… Я спрашиваю у своих коллег: «Чем вызвано это молчание по поводу артистки N?» Они мне отвечают: «У нее очень скверный характер. И потом, она ни с кем не желает общаться». Разве так оценивают людей и их творчество: был ли он или она приятным человеком или нет? Но я знаю, в чем тут дело. Неосознанно раздражают независимые люди. Психологическая потребность восстановить силы после трудного спектакля — съесть и выпить в два раза больше — вызывает улыбку по своей житейской простоте. А что же делать с рекомендациями не есть после шести? Плюнуть. До тех пор, пока сцена не прикажет: «Худеть!». Режиссеру N была свойственна эта особая иезуитская потребность — нападать только на безоружных артистов. С теми, кого любишь, хорошо и приятно быть неосторожным. Я не перестаю удивляться, как умеют большие артисты произносить опереточную белиберду: «Ты можешь держать меня за любое место, только не держи меня за идиотку». Смешно!
Финал жизни для театрального человека определяется прожитым. У каждого есть последний акт своей пьесы. От окружающих требуется малость. Не унижать старость. Не забывать, что это и вас коснется. И позволить себе быть чуточку терпимее и не раздражаться. Поединок с актерской природой выматывает душу. Она хитрит. Прячется. Набивает себе цену. Не дается. Лишь бы не проговориться. Вот, кажется, загнал ее в угол. Так нет же! Выберется в последнюю минуту. Зараза. Артисты называют это — «муки творчества». В театре нельзя пренебрегать любым опытом. Как важно общение через драматургию, музыку, актерское творчество с приятными и близкими вам людьми. Люди одной крови на театре не пустой звук.
Мой возраст дает мне На художественном совете можно наблюдать, что в решении творческих и деликатных вопросов вся трудность заключается в том, как себя поведут его члены. Честно. Безразлично. Справедливо. Вероломно. Причем с одинаковой легкостью можно занять любую позицию. Это зависит от хладнокровия и порядочности.
Очень редко наши достоинства признают и ценят. Зачем они нам, когда В театре никогда не правит закон. Здесь правит общественное мнение… Театральная жизнь становится восхитительным удовольствием, как только начинаешь не принимать ее всерьез. Вот только как этому научиться? Человек тщеславный не любит своих промахов и не любит критики. Человек гордый сознает свои промахи и любит критику. Артист всегда должен понимать, что самый опасный для него противник — он сам.
Как только ты потерпел неудачу в театре, даже самые лучшие твои намерения вызывают недоверие. Чтобы артисту постичь истину роли, требуется игра контрастов в характере персонажа. Артистам нужно понять, уловить и воплотить все противоречия в человеке. Это самое интересное. Алкоголик может быть человеком исключительной порядочности. Мерзавец — утонченным любителем искусства. Жулик — нежным отцом. Талантливый артист — тираном. Зрители чаще всего и удивляются тому, что человек может быть непредсказуемым.
Золотое правило: после всех наворотов в предыдущих спектаклях ставить просто. Самые прекрасные театральные постановки в любом виде искусства — те, что просты. А самые неудачные — те, где придумывается много лишнего. Это аксиома. Настоящее искусство невозможно без творческого вымысла, где главное не историческая достоверность, а достоверная правда чувств. Залог успеха — чувство меры. Мы порой черпаем силы у своих неудач, чтобы продолжать создавать спектакли и не стоять на месте. Когда нас захваливают, мы не так часто идем на риск.
Какое изумительное понятие — артист! Вот он репетирует до упаду, но плотно пообедал и снова полон сил. Вот он отработал тяжелый вечерний спектакль, устал, но отдохнул и снова полон сил. Вот он выпил лишнего, расслабился, но быстро пришел в себя. И снова полон сил. Вот он сломлен Артисту нужно много времени для самого себя. В его жизни мало места для других людей. Но как непросто это людям объяснить! Как объяснись им, что ничего против них артист не имеет… Они просто представляют для него перегрузку. И не надо обижаться.
Артисты, как старые девы, засыхают и умирают, если их не хвалят. И вновь расцветают, когда слышат любой комплимент. Засыхают и расцветают не только физически, но и в своем таланте. Замечено: дольше стоят розы с сильными колючими шипами. «Не увяну назло!» Есть люди, встреча с которыми переворачивает всю жизнь. В институте в первый год обучения мастерство нам преподавал известный режиссер, уникальный педагог, ученик Мейерхольда и Кнебель, человек, каких редко встретишь — Анатолий Дмитриевич Никитин. Уникально одаренный человек. Для каждого из нас он стал Гуру. Помог сориентироваться в ремесле и становлении личности. Однажды на занятиях он сказал: «Я вам сейчас расскажу притчу. Разгадывать ее вы будете всю жизнь». Благодарю случай, что я тогда ее записала, и она стала моей любимой притчей.
Наверняка Чехов знал эту притчу. Вспомните монолог Нины Заречной в «Чайке» о львах и куропатках… Если бы знать…
Тамара БАБУРОВА |
|||
|