Эффект ультрамарина

Бронислав ТамулевичС дальневосточным художником Брониславом Тамулевичем мы встретились накануне праздника Крещения. Сияло солнце, отражаясь в куполах Спасо-Преображенского кафедрального собора, сиял снег, и город напоминал нарядную открытку в серебристом напылении, с ярким выпуклым изображением.

А здесь в спокойном свете мастерской тебя обступал совсем другой Хабаровск, легкий, невесомый, почти неузнаваемый сквозь слегка размытые краски, и все же до боли знакомый каждой выщербленной ступенькой, мостиком через пруд или потрескавшейся стеной старого дома.

Улица Тургенева. 2007. Бумага, акварель. 60 х 80— Я люблю неизвестные уголки старого Хабаровска — арки, подворотни, решетки. Не могу заставить себя писать узнаваемые городские пейзажи, — признается художник.

Рисование для Бронислава с детства было одним из многочисленных увлечений. Он читал книги об искусстве, внимательным образом изучил жизненный путь Леонардо да Винчи, дабы понять, что же подвигло великого Леонардо посвятить жизнь служению искусству. Когда в 7-м классе среди школьных предметов появилась тригонометрия, требующая от учеников пространственного решения, педагог посоветовала мальчику записаться в художественную студию.

— Тогда в Хабаровске в студии при Дворце профсоюзов вела занятия замечательная Марья Алексеевна Задворных. Она преподавала в политехническом институте и любила заниматься с одаренными детьми: проводила с ними театрализованные вечера, организовывала домашний театр, в котором задействовала и своих питомцев. Многие из ее учеников в дальнейшем стали художниками.

По окончании школы Бронислав поступил на художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института к Дмитрию Андреевичу Романюку. С ним вместе в институте учились будущий хабаровский график Евгений Базилевич, Валентин Зыков, ставший впоследствии мастером по керамике, Виктор Босов...

По словам Бронислава, в его жизни не было каких-то особых метаний, он довольно рано определился с поиском смысла жизни и с любимыми направлениями в живописи.

Серега Зубов. 2005. Бумага, акварель. 80 х 60— Я предпочитаю те виды искусства, в которых скорее можно высказаться — акварель, графику, сейчас вот увлекся акрилом. Не очень представляю, как можно несколько месяцев и даже лет корпеть над одной и той же картиной. Предпочитаю работать быстро, пока не пропал интерес и не ушло впечатление.

После окончания института Тамулевич преподавал в технологическом колледже историю искусств, живопись, рисунок, компьютерную графику. Стал победителем конкурса «ИЗО в Сибири и на Дальнем Востоке», а также лауреатом конкурса «Преподаватель года». И уже пошли первые выставки, организованные совместно с женой Светланой и сыном Алексеем (у Бронислава творческая семья), когда в его жизнь вошли «Другие».

— В 1998-м я познакомился с Ириной Оркиной и ее группой «Другие», в которую входили Валентин Зыков, Сергей и Семен Зубовы, Евгений Он... Они предложили мне влиться в их сообщество. «Другие» отличалась тем, что все участники группы были художниками разных направлений, но проявляли лояльность по отношению к смежным жанрам. А еще нас сближала страсть к путешествиям, мы много ездили по краю, бывали в Приморье, попутно устраивали там свои выставки, например в Находке. Чего только не случалось с нами в пути — и горели мы, и тонули... Это вспоминать весело, а тогда не до шуток было. Но вообще путешествия, кроме приключений и адреналина в кровь, дают впечатления, которые потом становятся материалом для будущих сюжетов.

Как художник Тамулевич тяготеет к импровизации, поиску нового, старается избегать повторений. В его творческом активе портреты, пейзажи, натюрморты, выполненные в технике акварели. Линии легкие, точные. В портретах учеников, друзей, сыновей много теплоты, юмора и поэзии. При кажущейся незаконченности изображаемого, в котором все словно плывет, колеблется, движется, ибо мир природы изменчив, в каждой работе чувствуется крепкая и уверенная рука мастера. Интересно, как достигается эффект размытости, постоянного движения?

Лестница на стадион. 2008. Бумага, акварель. 60 х 80— Все очень просто, — поясняет Тамулевич, — берется лист бумаги, окунается в воду. Едва вода стечет, прикрепляю лист к планшету и пишу, тороплюсь схватить и передать на листе главное впечатление. На одном дыхании, разом, если не успел закончить — все.

Работы, выполненные в технике мокрой акварели, требуют повышенной эмоциональности, концентрации внимания, работоспособности. Бронислав считает, что, являясь мощным источником эмоций, творчество способно преобразить окружающий мир, одушевляя самые прозаические вещи — сухой ковыль или ветхий деревянный забор. Недаром его любимая натура — море, волны, город, небо, которые тоже постоянно меняются, возрождаются, умирают...

С 2000 года Тамулевич постоянный участник краевых, региональных, всероссийских художественных проектов. Его персональные выставки проходили в Хабаровске (Картинная галерея им. А. М. Федотова, Краевой музей им. Н. И. Гродекова), во Владивостоке, в Дальнегорске. В 2003 году Бронислав Тамулевич стал лауреатом премии администрации Хабаровска в области изобразительного искусства в номинации «Графика». А в феврале 2010-го в одном из залов Гродековского музея открылась персональная выставка художника под названием «Ультрамарин».

Краска ультрамарин имеет глубокий насыщенный цвет и обладает таким уникальным химическим составом, который позволяет ей при смешивании с другими красками, полностью вытеснять их на холсте.

Мне кажется, это свойство весьма характерно для творчества художника Тамулевича, который, не без успеха осваивая различные виды деятельности, больше всего ценит те часы, когда, прикрепив к планшету чистый лист бумаги, улетает за пределы мастерской. Пишет, не заботясь о том, куда уйдет картина и что будет завтра, ибо для него существует только здесь и сегодня. Но художник чужд пафоса.

Дочка на стуле. 2002. Бумага, карандаш. 30 х 40— Просто день проходит более наполненно, когда ты несколько часов поработаешь над портретом или начнешь новый сюжет. Это помогает быть всегда в форме, не расслабляться. А вообще моя профессия предполагает множество жанров. Например, книжный дизайн...

Это у них семейное: Бронислав и его жена Светлана — авторы ряда книг, буклетов, каталогов. Попутно Тамулевич начал заниматься фотографией и зачастую при создании книги все, от идеи и фотографий до верстки, принадлежит ему. Подобные проекты приносят не только заработок, уверяет художник, но и удовлетворение от овладения новыми знаниями.

Тамулевичу удаются все виды экспозиционной работы: передвижные, стационарные выставки, экспозиции. Воссоздавая атмосферу, художник хорошо чувствует пространство, со временем он выработал свой фирменный стиль, по которому его сразу можно узнать. Бронислав Тамулевич — автор эскизов и создатель комплексного оформления экспозиций музея истории Хабаровска. Более 10 лет он сотрудничает с Краевым музеем им. Н. И. Гродекова, где подготовил экспозицию, посвященную хабаровчанам в годы Великой Отечественной войны. Среди совместных выставочных проектов можно назвать передвижные выставки «Амурский вопрос», «Трудами вашими — здесь Россия!», «Славя Родину, звали на подвиг», стационарные выставки «Толкование Торы», «Сон в красном тереме», «Дикая слива, азалия и сакура», «Славянские узоры», «Казаки — защитники Отечества», экспозиция «Культура Приамурья в конце XIX — начале XX вв.»

Музейная работа дает возможность расширять круг знакомств, завязывать деловые отношения. Так, благодаря дружбе с приморскими коллегами во Владивостоке, в музее имени Арсеньева, несколько лет назад Тамулевич осуществил большую, многоплановую выставку «Магия клинка», посвященную оружию. За проект «Магия клинка» Бронислав Тамулевич удостоен премии имени В. К. Арсеньева (Владивосток).

Андреевка. 2006. Бумага, акварель. 60 х 80— «Магия клинка» — это девять воинов различных национальностей, каждый из которых представляет определенный вид оружия. Но это только один, внешний, план экспозиции. Рядом, на информационных стендах, выставлены материалы, в которых рассказывается об изготовлении оружия, его особенностях. Всего девять блоков, которые можно не спеша рассматривать и изучать.

Как экспозиционер художник оформил зал археологии в музее Дальнегорска, проделал большую работу над интереснейшим и сложнейшим музейным проектом, связанным с 385-летием Охотска.

Опыт сотрудничества с различными организациями также весьма полезен для художника, считает Тамулевич. У него правило: к любым проектам подходить творчески. Даже прозаические трубы, проходящие по полу и потолку, он умудряется задействовать в экспозиции таким образом, что они напоминают некие фантастические объекты сродни космическим.

— Мне интересно то, что происходит вокруг меня сегодня и сейчас. А сегодня я пребываю в относительном равновесии: есть работа, есть время заниматься творчеством, есть понимание, куда надо идти и что делать. Чего делать не надо, тоже понятно: не повторяться. Карьерных целей я для себя не ставлю, хотя, может быть, это впереди...

Светлана ФУРСОВА